ХсВзлГтз?ГГ

Cанкт-Петербургский Центр разрешения конфликтов

CRK LogoТеоретические и научные разработки по исследованию конфликтов ведутся в России достаточно давно, имеется и опыт разрешения конфликтов между людьми и группами людей, однако постоянно действующей организации, которая бы занималась именно практическим разрешением конфликтов до сих пор не существовало. Более того, технологии, которая бы позволяла эффективно разрешать конфликты вне суда или вне арбитража не было в нашей стране. Опыт, полученный в сотрудничестве с Российско-Американской программой по конфликтологии позволил не только овладеть новым методом разрешения конфликтов, но и положить его в основу практической работы первого в России Санкт-Петербургского центра разрешения конфликтов.

В центре работают высококвалифицированные специалисты: конфликтологи, психологи, юристы, педагоги, прошедшие специальное обучение обьемом более 300 часов и получившие право использовать метод медиации в разрешении конфликтов в России (34 человека). Центр является общественной организацией.

Основная цель Центра разрешения конфликтов - заронить зерно нового понимания возможностей разрешения конфликтов не как тотального подавления одной стороны другой (выигрыш - проигрыш), а как сотрудничества в достижении взаимовыгодного результата (выигрыш - выигрыш), когда конфликтующие стороны вместе с медиатором- посредником могут прийти к взаимовыгодному, устраивающему обе стороны соглашению.

Социально-экономические условия порождают обилие новых возможностей, и в то же время создают благоприятную почву для различных конфликтов на разных уровнях. Сегодня человек получает гораздо больше свободы выбора взамен указаний сверху. Все это порождает с одной стороны, лавинообразное нарастание напряженности и рост числа конфликтов в обществе, а с другой, ощущение растерянности и, иногда, потребность в "твердой руке" как средстве снятия внутреннего конфликта.

Центр разрешения конфликтов должен создать модель конфликтологических служб, использующих демократический и гуманистический подходы к взаимоотношениям людей в конфликтных ситуациях. Центр является не только первым прецедентом службы по разрешению конфликтов, но и учебной базой для подготовки кадров для работы в службах подобного типа и полигоном для отработки навыков медиаторов для достижения высокой квалификации. В настоящее время центр развивает сеть Агентств конфликтологического консультирования в городе: налажено сотрудничество с тремя районными администрациями для оказания конфликтологической помощи населению, развивается проект "Мировой староста" в местном самоуправлении, проект "Мировые соглашения" в судах, работа с участковыми милиционерами, совместная работа с гериотрической службой и обществом потребителей Санкт-Петербурга и области.

Кроме того, Центр предоставляет богатые возможности для теоретического и практического исследования природы, характера и особенностей развития и разрешения конфликтов в современных условиях Петербурга. Он отвечает реальной потребности населения города в получении высококвалифицированной и доступной помощи в решении насущных проблем. С момента открытия Центра в марте 1993г. было принято более 5000 заявок. Некоторые из них требовали юридической или психотерапевтической помощи. В таком случае клиенты направлялись в соответствующие службы или организации. Ряд заявок выполнялось прямо по телефону , когда клиенту подсказывалось как можно разрешить или ослабить влияние конфликта, если вторая сторона категорически отказывалась придти для разрешения конфликта. Такая форма работы называется "разрешение проблемы" и может делаться только с одной из сторон. Наиболее же подходящими для медиации представляются случаи:

Медиация наиболее успешна в том случае, когда обе стороны действительно хотят и пытаются договориться. Тогда их соглашение может быть приемлемым для каждого, и будет выполняться более охотно каждой из сторон независимо даже от подтверждения его в суде. Среди заявок несколько сотен конфликтных ситуаций, которые были разрешены с участием медиатора, т.е. посредника, задача которого заключается в том, чтобы организовать процесс таким образом, при котором обе стороны выскажут свои претензии, услышат своего партнера, разработают и выдвинут предложения, обсудят эти предложения и будет заключено соглашение между спорящими сторонами. При этом медиатор не принимает решения за участников спора и не навязывает им свою точку зрения, а лишь создает благоприятную атмосферу для дискуссии и помогает искать новые альтернатывы решения. Однако медиация не всегда заканчивается составлением и подписанием соглашения, если конфликт слишком затянулся во времени или имеет глубокие корни, что не позволяет сторонам быстро придти к соглашению. Даже в таких ситуациях важно, что, участвуя в процессе медиации, конфликтующие стороны все-таки получают такой опыт общения, который они могут использовать в дальнейшем при возможном возникновении других конфликтов.

Опыт работы центра показывает, что используемый метод несомненно полезен и может эффективно применяться в нашей культуре при разрешении конфликтов, однако ситуации, когда спорщикам самим нужно договориться, самим принять на себя выбор и сделать предложения о согласии кажутся необычными. В настоящее время Центр набирает опыт, разрабатывает схему и формы эффективного функционирования, активно налаживает контакты с судами и социальными службами города, районными администрациями; постоянно совершенствует свою профессиональную квалификацию и просвещает население города о своих услугах.

< Назад <


пЕЙКЮЛМШЕ ЯЯШКЙХ: