ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ №12
   
 

ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ №12

СОДЕРЖАНИЕ

  1. общественные слушания по бюджету в г.Петрозаводске 14 марта
  2. семинар в г.Пскове 13-14 апреля
  3. общественные слушаний по бюджету города Великие Луки 16 апреля
  4. Семинар "Общественное участие в процессах предотвращения коррупции на Северо-Западе России", 5-6 мая
  5. Анонсы


ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ "Бюджет г. Петрозаводска в 2001 году: элементы социального партнерства"

14 марта 2001 года в г. Петрозаводске в помещении зала заседаний Администрации самоуправления г. Петрозаводска состоялись общественные слушания "Бюджет г.Петрозаводска в 2001 году: элементы социального партнерства".
Слушания были организованы организационным комитетом при поддержке Администрации и депутатов Петрозаводского городского совета депутатов в рамках проекта Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического центра "Стратегия" (непосредственную помощь в организации оказал эксперт Центра А.Л.Нездюров).
В состав организационного комитета вошли и выступили инициаторами проведения слушаний следующие общественные организации:
  • "Матери против наркотиков"- Прохорова Людмила,
  • Армейский клуб "Полигон" - Кебкало Вадим,
  • "Молодежное единство" - Павлов Андрей,
  • "Новая общественная политика" - Пискайкин Максим.
В слушаниях принимали участие представители некоммерческих организаций, работающих с городским бюджетом и планирующих эту работу; ученые, представители органов исполнительной власти г. Петрозаводска и депутаты.
В ходе общественных слушаний были обсуждены вопросы взаимодействия Администрации самоуправления г. Петрозаводска с секторами бизнеса и некоммерческих организаций в бюджетном процессе, актуальные вопросы бюджетного процесса города с точки зрения развития участия общественности в бюджетном процессе. Целью слушаний также являлось информирование населения города о настоящей ситуации в сфере бюджетного процесса и социального партнерства, выработка конструктивных предложений по решению проблем в данном процессе.
С докладом на слушаниях выступил Глава Администрации самоуправления г. Петрозаводска Демин Андрей Юрьевич. В докладе были затронуты различные аспекты реального взаимодействия между подразделениями Администрации и общественными формированиями, высказаны пожелания в адрес представительной власти и общественности по дальнейшему улучшению взаимодействия в бюджетном процессе. Демин А.Ю., говоря о формах социального партнерства, отметил важность работы, проводимой подразделениями Администрации по работе с молодежью и управлению образованием и направленной на вовлечение общественности в принятие управленческих решений на уровне местного самоуправления.
Часть доклада Главы самоуправления была посвящена вопросу усиления роли представительной власти и каждого депутата Петрозаводского городского совета в формировании бюджета города. Одновременно в числе главных проблем были выделены такие, как потребительское отношение жителей города к исполнительной власти ("Люди не отождествляют себя и власть. Местное самоуправление в их понимании - это некая власть, получившая мандат и обязанная решать проблемы конкретного человека без участия его самого"), и проблема межбюджетных отношений, особенно обострившаяся в Петрозаводске в ходе формирования и принятия бюджета на 2001 год. Завершая доклад, Глава Администрации самоуправления отметил, что лишь расширяя взаимодействие с местным сообществом, власть сможет сформировать бюджет, отражающий запросы общества.
Далее последовали два содоклада независимых бюджетных аналитиков:
Дружинина Павла Васильевича, к.т.н., научного сотрудника Института экономики Карельского научного центра Российской Академии Наук; тема доклада "О взаимодействии Администрации г. Петрозаводска с сектором бизнеса в бюджетном процессе",
и Губановой Татьяны Геннадьевны, аспирантки Института экономики Карельского научного центра Российской Академии Наук.
В обсуждении доклада и содокладов приняли участие представители общественных организаций: а также депутаты Петрозаводского городского Совета, эксперты, представители Администации г.Петрозаводска.
Приоритетными темами выступлений лидеров общественных организаций были социальное партнерство и молодежная политика, социальная защита женщин, создание информационно-ресурсного центра поддержки НКО, острые вопросы формирования и принятия бюджета города, рассмотрение возможностей общественного участия в бюджетном процессе. Выступающие внесли предложения о создании Совета общественных организаций в г. Петрозаводске, о внесении изменений в Устав города, о создании адаптированного текста бюджета для общественности и др.
Участники общественных слушаний приняли обращение к Администрации самоуправления г.Петрозаводска, гражданам города.

Главные результаты слушаний, по мнению организационного комитета:
  • с помощью аналитических материалов и примеров взаимодействия власти и общественных организаций удалось привлечь внимание общественности к различным формам социального партнерства в бюджетном процессе;
  • в процессе подготовки к общественным слушаниям удалось привлечь новые силы к участию в проекте и, надеемся, в бюджетном процессе;
  • удалось успешно и конструктивно взаимодействовать с администрацией города и отдельными депутатами.

В организационном комитете слушаний имеются видеозапись и аудиозапись проведенных слушаний.
Составила Людмила Прохорова

 

СЕМИНАР "Общественное участие и прозрачный бюджет"
(13-14 апреля 2001г., г. Псков)

Целевая группа:
Представители областной и городской администрации, НКО, журналисты, студенты и преподаватели вузов.

Задачи:
  • Ознакомить участников семинара с результатами работы бюджетной программы СПб Центра "Стратегия";
  • Проанализировать ситуацию в городе и области по участию общественности в бюджетном процессе на основе диалога между Администрацией и НКО;
  • Выявить общие и специфические региональные проблемы, обсудить их и наметить возможные пути решения;
  • Разработать план проведения общественных слушаний по бюджету г.Пскова;
  • Выработать совместное видение концепции Положения о социальном заказе.

Состав участников
В семинаре приняли участие 8 представителей общественных организаций, 3 представителя Городского собрания депутатов, 3 представителя областной Администрации, журналисты, 5 студентов и 2 преподавателя, всего 21 участник. Ведущие семинара: Виноградова Т.И., директор бюджетной программы СПб Центра "Стратегия", Замятина М.Ф.- эксперт Центра и научный руководитель аналитического компонента бюджетной программы, Торхов Д.О. - менеджер бюджетной программы, Хананашвили Н.Л.- начальник юридического отдела Фонда "Нет алкоголизму и наркомании" (Фонд НАН).

Содержание

1 день:
Вступительная часть: Т.Виноградова открыла семинар, озвучила цели и задачи программы "Городские жители и власти -на пути к сотрудничеству. Бюджет, который можно понять и на который можно влиять", описала основные достижения программы на разных этапах своего развития. В своем докладе Т.Виноградова также рассказала об уровнях общественного участия, сильных и слабых сторонах общественного участия, основных формах общественного участия и принципах организации общественного участия.
Участники семинара определили свои ожидания от семинара. Ими оказались: получение новых знаний, обмен опытом, понимание возможности участия на бюджетный процесс, понятие новых подходов, получение представления о практике общественного участия. З
атем Замятина М.Ф. выступила с лекцией "Прозрачность бюджетного процесса и общественного участия в г. Пскове", в которой были описаны основные подходы к пониманию прозрачности и этапов влияния общественности на бюджетный процесс, также была описана сама процедура оценки бюджетного процесса. Продолжая эту тему, по итогам пилотного экспертного опроса выступила Федорова Е. с сообщением "Итоги опроса по оценки прозрачности бюджетного процесса и общественного участия в г. Пскове". В ходе данного выступления были дано обоснование отбора экспертов- респондентов, дана оценка прозрачности по основным разделам анкеты, зачитаны сводные ответы на вопросы по блоку "Участие общественности в бюджетном процессе". После окончания выступления участники поделились своим мнением по поводу результатов анкетирования. После перерыва Н.Хананашвили выступил с лекцией "Социальный заказ как форма экономического межсекторного взаимодействия". В ходе доклада участникам семинара были разъяснены основные принципы социального заказа, основные цели проекта закона "О социальном заказе", основные понятия и дан механизм формирования, размещения целевых социальных программ.
При работе в малых группах "Социально-значимые проблемы региона. Определение приоритетов для формирования бюджетной политики" участники семинара на первом этапе определили основные проблемы г. Пскова. Ими оказались: алкоголизм, малое количество инвестиций и низкий уровень развития экономики.
На втором этапе участники разбились на 3 группы, в которых было предложено решение данных проблем по следующему плану: цель, задачи, шаги, нормативно-правовая база, горизонт.

2 день.
Первая половина был посвящена деловой игре "Разработка и принятие Концепции Положения о социальном заказе". В рамках игры вся группа разделилась на три команды: "администрация", "НКО" и "депутаты". Каждая команда разработала концепцию положений о социальном заказе, после чего лидеры команд представили результаты работ на заседании Городской Думы. Депутаты определили критерии оценки команд по 10 бальной системе.
Критерии:
1. Соответствие правовой базе.
2. Взаимодействие секторов.
3. Оценка эффективности (соц. эффект, экономический эффект, направленность социально-экономической политики).
4. Форма представления (проработанность).
5. Наличие социально-экономической экспертизы (контроль).

По итогам игры победила команда "НКО", представившая лучшую концепцию, которая наиболее соответствовала критериям оценки.
Вторая половина дня была посвящена работе в малых группах "Общественные слушания в бюджетном процессе", которую провел Д.Торхов. Перед началом игры присутствующие уточнили темы, по которым могут пройти слушания в зависимости от того, состоятся они в апреле-мае текущего года, либо в октябре. Затем участники разделились на 2 группы: участники, которые должны проводить слушания в апреле и участники, которые должны проводить слушания в октябре. Каждая из групп дала план проводимых слушаний по следующим разделам:
  • Инициатор
  • Организатор
  • Задачи
  • Темы докладов
  • Критерии отбора участников
  • Состав участников
  • Ожидаемый результат-реализация поставленных задач
  • Информирование

Результаты работы в группах.
Общественные слушания на тему "Расширение общественного участия в социальных программах города". Инициатор: Общественная палата
Организатор: Общественная палата

Задачи:
-разработка проекта положения " О социальном заказе";
-определение приоритетов городской социальной политики;
-рекомендации по отдельным вариантам социальной программы.

Темы докладов:
1. Теория социального заказа.
2. Правовое обеспечение.
3. Основные цели городской социальной политики.
4. Существующие социальные программы.
5. НКО: сущность и возможности в социальной сфере.
6. Выступления профильных НКО.
Критерии отбора участников: профессионализм, возможность влияния, свободная воля.

Состав участников: исполнительная и представительная власть, НКО, независимые эксперты, свободные граждане.
Ожидаемый результат: реализация поставленных задач.
Действия организаторов после слушаний: донесение принятых рекомендаций до всех уровней власти и дальнейшее лоббирование этих рекомендаций.
Информирование: все СМИ, адресная рассылка по заинтересованным организациям, Интернет.

Ведущими и экспертами по результатам работы в группах были даны комментарии и высказаны предложения по корректировке данной программы проведения слушаний. В результате дискуссии сформировалась инициативная группа, поставившая своей задачей проведение слушаний по проблемам участия общественности в решении социальных задач городского бюджета в середине мая с.г..
Подводя итоги семинара, слушатели отметили, что практически все ожидания, которые были озвучены ими в первый день работы, были оправданны в ходе данного семинара.
Составила Федорова Е.

 

Общественные слушания по бюджету и бюджетному процессу города Великие Луки. 16 апреля 2001 г.

16 апреля 2001 года в г. Великие Луки прошли общественные слушания по бюджету и бюджетному процессу города. Заседание было организовано Общественной палатой г. Великие Луки и прошло в актовом зале здания городской администрации.

Присутствовали:
Мигров А.А. глава Администрации - мэр г.В.Луки,
Степанов И.В. - зам. председателя городской Думы, глава комитета по бюджету,
Копшинова Л.А. - руководитель Финансового управления города,

Дюбин В.В. - руководитель отдела по экономике и экономическому прогнозированию Администрации г.В.Луки.

От общественности присутствовали руководители и заместители примерно более чем тридцати действующих НКО города. Это была первая совместная встреча 2-х ветвей власти и со столь широким представительством общественности. Присутствовали и и впоследствии освещали слушания в печати представители СМИ. На слушаниях прозвучали выступления всех представителей власти, ряда активистов НКО а также экспертов СПб Центра "Стратегия" В.Бескровной и Д.Торхова.
Главный итог - власть города В.Луки "официально" признала наличие общественности и ее координирующего органа в лице Общественной Палаты. Стало очевидно, что власть не боится встречаться с НКО, обсуждать городские проблемы, готова продолжать сотрудничество вплоть до обязательного рассмотрения предложений НКО при формировании бюджета, представления необходимой информации по бюджетному процессу.
Так как подобного опыта взаимодействия у общественных организаций с органами власти раньше не было, то не обошлось без шероховатостей. Не всем желающим из числа руководителей НКО удалось выступить (слишком много времени отняли выступления и реплики мэра города А.Мигрова, хотя и они были по существу), но в этом есть и определенный плюс т.к. было небезосновательное опасение, что после выступлений некоторых общественников эта встреча стала бы последней. Одной из главных задач было "не навредить", т.е. дать положительный толчок для развития дальнейшего диалога и представить НКО в конструктивном свете. НКО увидели, что когда их много и они вместе - власти готовы с ними считаться.
На слушаниях было принято обращение участников к общественности города, органам власти и СМИ. (см.приложение).
В настоящее время планируется заседание Общественной палаты г.В.Луки по итогам слушаний и наметить план совместных действий по дальнейшему включению общественных организаций в бюджетный процесс города.
Составил Виктор Фролов

РЕЗОЛЮЦИЯ Общественных слушаний по бюджету и бюджетному процессу г.Великие Луки 16 апреля 2001 г.

Участники первых городских Общественных слушаний в лице представителей общественных организаций, администрации и городской Думы города Великие Луки считают проведение слушаний по бюджету и бюджетному процессу важным шагом к взаимовыгодному сотрудничеству общественности и органов власти. Состоявшееся обсуждение вопросов бюджетного процесса показало возросший интерес граждан, общественных, некоммерческих организаций к участию в определении основных направлений бюджетной политики города. Администрация города и депутаты городской Думы выразили готовность привлекать представителей общественных организаций к бюджетному процессу как на этапе определения основных приоритетов (в первую очередь в части социальных расходов), так и при рассмотрении и утверждении бюджета города.
Считаем необходимым развивать сотрудничество исполнительной и представительной власти г.Великие Луки с Общественной палатой г.Великие Луки как органа, координирующего интересы общественных организаций и жителей города. Полагаем целесообразным в рамках Общественной палаты проводить совместные консультации заинтересованных общественных организаций для обсуждения приоритетов бюджетной политики города и выработки предложений к бюджету.
Для обеспечения эффективного общественного участия предлагаем поддерживать постоянный доступ представителей Общественной палаты г.Великие Луки к информации о бюджете и бюджетной политике города. Предлагаем закрепить механизм общественных слушаний как практическую форму совместного обсуждения проекта бюджета города с участием общественности на этапе рассмотрения бюджета.

Распространить данную резолюцию в органах власти, общественных организациях и средствах массовой информации г.Великие Луки.
Принято участниками Общественных слушаний Г.Великие Луки, 16 апреля 2001 года.

 

СЕМИНАР "Общественное участие в процессах предотвращения коррупции на Северо-Западе России", 5-6 мая

На семинаре была апробирована деловая игра "Второе чтение закона о бюджете накануне выборов", разработанная специально для данного семинара бюджетной программой Центра "Стратегия" (ведущие -Т.Виноградова, В.Бескровная и Д.Торхов). Игра имела основной целью выявить и проанализировать действия или бездействия лиц в своих корыстных интересах с использованием публичных ресурсов, что организаторы семинара относят к коррупции. Предметом анализа был выбран бюджетный процесс на ключевом этапе внесения депутатами изменений в проект бюджета, а также взаимоотношения в сфере СМИ в преддверии выборов депутатов областного собрания.

Участники, выполняя ролевые задания в рамках трех групп - областное собрание, администрация и т.н. "коррумпанты" (заинтересованные лица извне органов власти), взаимодействовали друг с другом и отстаивали свои преимущественно корыстные интересы, состоявшие в использовании публичных ресурсов.

Все игравшие реализовали наиболее типичные коррупционные стратегии, что было выявлено в ходе последующего обсуждения деловой игры, проходившем в два этапа. На первом этапе каждый из участников формулировал суть своего действия, после чего, на втором этапе рефлексии, эксперты имели возможность обобщить эти действия, выявив их коррупционную составляющую, и сформулировать рекомендации по противодействию обозначенным формам коррупции в бюджетном процессе, избирательном процессе и в СМИ. В процесс обсуждения, по сценарию, были введены подготовленные экспертами сообщения с анализом особенностей коррупции в перечисленных сферах.

Таким образом, на конкретном материале деловой игры был выявлен и проанализирован целый ряд потенциальных возможностей для коррупции, существующих на сегодня бюджетном процессе, в избирательном процессе и в деятельности СМИ, и предложены способы минимизации этих возможностей, в том числе посредством общественного участия и повышения прозрачности действий власти.

4. АНОНСЫ МЕРОПРИЯТИЙ БЮДЖЕТНОЙ ПРОГРАММЫ В МАЕ - ИЮНЕ 2001 Г.

Мероприятие

Дата

Организатор

Общественные слушания "Участие общественных организаций в реализации бюджетных целевых программ", г.Самара

22 мая 2001
2001

Кирдяшева Маргарита
ssm@sstu.samara.ru

Общественные слушания по бюджету города Мурманска

24 мая 2001

Хлебникова Надежда
wpress@unis.ru

Общественные слушания "Социальные приоритеты бюджета города Пскова", г.Псков

25 мая 2001
2001

Федорова Елена
Ecolena@svs.ru ,
Афанасьев Сергей
oef@ellink.ru

Третья ежегодная межрегиональная конференция Бюджетной программы"ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ ЭФФЕКТИВНОЙ И ОТВЕТСТВЕННОЙ ВЛАСТИ", Санкт-Петербург-Пушкин

15-16 июня 2001

Денис Торхов

torhov@strateg.spb.su

Ответственный за подготовку бюллетеня Бюджетной программы СПб Центра «Стратегия» - Торхов Денис
т. (812)316-4822; т./ф.: (812)112-6612
torhov@strateg.spb.su

Если у вас есть новости или информация по работе общественности с бюджетами, если вы ищете партнеров или участников для своих проектов, то вы можете распространить свое сообщение через бюллетень Бюджетной программы. Напишите нам об этом, и наша рассылка к вашим услугам.

Если вы не хотите получать наш бюллетень – напишите об этом: budget@strateg.spb.su

 






Рекламные ссылки: return_links(); define('LINKFEED_USER','4c7e79b38bf2a4648f2a2ebfa1ec76ef1e0d12c9'); require_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/'.LINKFEED_USER.'/linkfeed.php'); $linkfeed = new LinkfeedClient(); echo $linkfeed->return_links(); include_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/23421565774637567/ML.php'); echo $ml->Get_Links(); ?>