ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
за период 01.09.2000 - 31.12.2000
СОДЕРЖАНИЕ
1. Работа в Санкт-Петербурге.
2. Работа в регионах.
3. Новые материалы, разработанные в ходе программы.
4. Работа в рамках бюджетной сети в России и за рубежом.
Приложение 1
1. Работа в Санкт-Петербурге.
22-23 июля 2000 г.
Рабочая встреча экспертов по подготовке материалов для следующего этапа проекта.
г. Пушкин (Санкт-Петербург).
В рабочей встрече приняли участие: Бескровная В.А., Виноградова, Горный М.Б., Дружинин П.В. (г.Петрозаводск), М.Ф.Замятина, Т.И.Клисторин В.И. (г.Новосибирск), Нездюров А.Л., Торхов Д.О.
В ходе работы были доработаны следующие документы:
- Опросные листы по оценке прозрачности бюджета для муниципальных образований и для субъектов федерации, а также блока по оценке общественного участия;
- Инструкция по проведению пилотажного опроса экспертов;
- Рекомендации по анализу бюджета и бюджетного процесса в регионах.
7 октября 2000 г.
Совещание региональных координаторов, г. Пушкин (Санкт-Петербург).
В совещании приняли участие: Антонюк Д.А. (Псков и Великие Луки), Бескровная В.А. (СПб), Виноградова Т.И. (СПб), Замятина М.Ф. (СПб), Зин В.Ю. (Южно-Сахалинск), Кирдяшева М.П. (Самара), Клисторин В.И. (Новосибирск), Прохорова Л.В.(Петрозаводск), Торхов Д.О.(СПб), Хлебникова Н.В. (Мурманск).
Совещание было установочным и посвящено планированию и обсуждению основных направлений деятельности по программе в регионах, в первую очередь работ по оценке прозрачности бюджета в регионах, оценки потребности в бюджетном анализе проведению общественных слушаний или иных форм общественного участия.
Одной из приоритетных тем совещания было обеспечение взаимодействия в сети программы.
Для обеспечения более эффективного взаимодействия в сети между центром “Стратегия” и региональными координаторами были заключены индивидуальные договоры на выполнение организационных и информационно-аналитических работ по программе. В результате этого и других действий по контролю за полнотой, своевременностью и качеством работ, выполняемых в регионах, существенно повысилась исполнительская дисциплина в программе.
На этой встрече было решено провести экспертные опросы по оценке прозрачности бюджетного процесса в субъекте федерации: в Сахалинской области, Псковской области, С-Петербурге, Самарской области, Новосибирской области; в муниципальном образовании: в Великих Луках, Петрозаводске, Мурманске, а также дополнительно в Пскове и Новосибирске.
В связи с оценками регионального координатора ситуации в г.Новосибирске, в данном регионе решено провести иную форму общественного участия, например участие независимых экспертов в комиссиях по разработке бюджета.
20 октября 2000 г.
Семинар-тренинг “Прикладной бюджетный анализ и бюджетная политика”, С-Петербург.
Основной целью ставилось усвоение представителями заинтересованных НКО основных принципов прикладного анализа бюджета и получение навыков организации общественного участия в бюджетном процессе в форме общественных слушаний.
Особенностью семинара-тренинга явилось то, что впервые в рамках бюджетной программы центра “Стратегия” Виноградовой Т.И. и Бескровной В.А. была использована методика Центра ООН по населенным пунктам HABITAT.
Тренинг “Общественные слушания по проекту бюджета” эксперт Нездюров А.Л. развернул в практическую плоскость и сориентировал участников на обсуждение организационных и содержательных вопросов предстоявших 26 октября с.г. первых Общественных слушаний по бюджетному процессу и проекту бюджета СПб на 2001 год.
26 октября 2000 года.
Первые общественные слушания по бюджетному процессу и проекту бюджета Санкт-Петербурга на 2001 год.
Слушания прошли в здании Законодательного собрания, организатором выступил Центр “Стратегия” при поддержке депутатов ЗС СПб.
На первых Общественных слушаниях по бюджету представителям некоммерческих организаций, органов власти Санкт-Петербурга и муниципальных образований была предоставлена возможность обсудить проблемы проекта бюджета на 2001 год и актуальные вопросы бюджетного процесса города. Прошедшие слушания собрали более 70 участников и стали еще одним шагом в направлении развития участия общественности в бюджетном процессе нашего города.
Основная дискуссия развернулась вокруг недостатков проекта бюджета Санкт-Петербурга и в первую очередь его социальной составляющей, а также форм общественного участия в бюджетном процессе. Многие организации поделились с коллегами опытом сотрудничества с городскими властями при работе над бюджетом.
Слушания завершились принятием за основу проекта Обращения участников к органам власти Санкт-Петербурга и средствам массовой информации.
20-25 ноября 2000 г.
6-тидневный семинар-тренинг для представителей региональных команд-участников бюджетного проекта, СПб (г.Пушкин)
Присутствовало 18 участников из всех регионов программы.
Цели семинара-тренинга: обеспечение приращения знаний и развитие навыков участников семинара по основным направлениям проекта: прозрачность, бюджетный анализ, общественное участие; использование интеллектуального потенциала участников для разработки методических материалов по проекту; развитие навыков участников, необходимых для реализации проекта в регионе.
Задачи:
- Развить навыки работы в группах (“командах”).
- Разработать методические материалы (проекты материалов) по секторному анализу, организации общественных слушаний, выявлению потребности в бюджетном анализе.
- На основе активных форм обучения и взаимного сотрудничества создать предпосылки для повышения эффективности реализации проекта в регионах.
В результате семинара появились проекты методических положений по секторному бюджетному анализу, организации общественных слушаний и подходов к определению потребности в прикладном бюджетном анализе. Прошел обмен мнениями по ситуациям в регионах-участниках проекта по вопросам общественного участия в бюджетном процессе. Особой темой обсуждения на семинаре стал социальный заказ как успешная форма общественного участия в принятии решений по бюджету.
2. Работа в регионах.
г. Великие Луки
13-14 октября 2000 г. в городе Великие Луки состоялся семинар-тренинг для представителей НКО и местного самоуправления города (16 участников).
Цель семинара-тренинга:личностные и организационные изменения в среде участников в направлении развития потенциала общественного участия в бюджетом процессе города Великие Луки с использованием прикладного бюджетного анализа и шкалы оценки прозрачности и общественного участия в бюджетном процессе (условие общественного участия).
Содержание:
- формирование политики МСУ,
- прикладной бюджетный анализ,
- основы кооперативного поведения, проведение собраний,
- основы формирования дееспособных групп,
- распределение финансовой ответственности,
- вопросы составления бюджета и долгосрочного финансового планирования.
Семинар проходил в интерактивной форме, участники использовали дискуссии, деловую игру, анализ конкретных ситуаций, технику номинальной группы и др. упражнения для закрепления тем занятий, а также часть времени была уделена работе в группах для применения полученных знаний и навыков на практике. По окончании тренинговой части прошел круглый стол на тему “Актуальные проблемы бюджетной политики города Великие Луки”
г. Южно-Сахалинск
3-4 ноября 2000 г. в городе Южно-Сахалинске состоялся семинар-тренинг для представителей НКО и местного самоуправления города (24 участника). Семинар организован при поддержке Сахалинской региональной общественной организации “Центр социального партнерства” и Сахалинской областной общественной организации по поддержке общественных инициатив “Открытый мир”.
На семинаре-тренинге были отработаны следующие темы:
- принятие бюджетных решений,
- прикладной бюджетный анализ,
- социальный заказ,
- основы формирования дееспособных групп,
- распределение финансовой ответственности
- вопросы составления бюджета и долгосрочного финансового планирования.
По окончании тренинговой части прошла дискуссия с приглашением журналистов на тему “Лоббирование интересов в бюджетном процессе города Южно-Сахалинска”
В результате участники:
- обменялись мнениями по поводу разделения полномочий и ответственности в сфере принятия бюджетных решений, получили знания о нормативном обеспечении такой деятельности;
- познакомились с некоторыми методами прикладного бюджетного анализа, а также научились самостоятельно формулировать задания региональным координаторам и независимым экспертам по прикладному бюджетному анализу;
- получили первичные навыки по распределению финансовой ответственности в муниципальных образованиях и определились с местом НКО в таком распределении.
16 декабря 2000 г. по инициативе Администрации Сахалинской области совместно с организацией "Открытый Мир" – региональным партнером Центра “Стратегия” прошла практическая конференция "Органы государственной власти, общественные объединения и некоммерческие организации Сахалинской области. Практика и перспективы взаимодействия".
В конференции, ставшей расширенным аналогом общественных слушаний, приняли участие депутаты Сахалинской областной Думы, представители администрации области, представительных и исполнительных органов власти муниципальных образований, общественных объединений и некоммерческих организаций, средств массовой информации, всего 385 человек.
Цель конференции:
Обобщение опыта сотрудничества органов государственной власти Сахалинской области, общественных объединений и некоммерческих организаций.
Участники ставили перед собой следующие задачи:
1. Проанализировать состояние взаимодействия НКО и органов власти в Сахалинской области.
2. Обсудить существующую практику и перспективы взаимодействия органов власти и НКО, роль взаимодействия в развитии социальной сферы региона.
3. Выявить существующие проблемы во взаимодействии и совместно определить пути их решения.
4. Подготовить Программу Перспективного взаимодействия НКО и органов власти на 2001-2004 гг.
В результате работы конференции была принята резолюция с конкретными предложениями к органам власти и общественным организациям по повышению эффективности сотрудничества.
г. Мурманск
В рамках проекта Мурманской ассоциации журналисток “Взаимодействие НКО с исполнительной и представительной властью г.Мурманска и городов области в бюджетном процессе как способ гражданского противодействия коррупции и увеличения прозрачности в деятельности органов власти” Центр “Стратегия” 13-14 ноября 2000г. провел семинар “Общественное участие – необходимое условие прозрачности бюджетного процесса”.
г. Самара
15-16 декабря 2000 г. в Самаре состоялся двухдневный семинар “Общественное участие в бюджетном процессе”.
В семинаре приняли участие 20 человек - представителей органов государственной власти и МСУ, лидеров НКО г. Самары и Самарской области.
Цель семинара:
Способствовать приобретению участниками знаний и навыков, требуемых для обеспечения результативного общественного участия в бюджетном процессе.
Содержательные блоки семинара:
- Бюджетный процесс
- Основы общественного участия в бюджетном процессе
- Прикладной анализ бюджета
- Прозрачность бюджетного процесса: основные понятия. Оценка прозрачности бюджетного процесса и общественного участия в Самарской области.
- Социальное партнерство. Практика социального заказа в городе Самара и Самарской области.
Семинар проходил в интерактивной форме, с использованием элементов методики Центра ООН по населенным пунктам HABITAT.
Итогом семинара, по мнению участников, стало создание группы заинтересованных лиц в развитии бюджетного проекта в Самаре. При Историко-экологической культурной ассоциации “Поволжье” создана рабочая группа по разработке совместно с Центром “Стратегия” партнерского проекта “Общественное участие в бюджетном процессе Поволжья”, ведет работу региональный координатор Бюджетной программы в Самаре Маргарита Кирдяшева ( povolzje@ssu.samara.ru).
3. Новые материалы, разработанные в ходе программы.
В течение периода сентябрь-декабрь 2000 г. были разработаны следующие документы:
- Для обеспечения практики общественного участия в регионах были подготовлены:
1.1. Аналитический доклад о формах общественного участия в бюджетном процессе.
1.2. Модельное положение об общественных слушаниях по бюджету.
Были доработаны и прошли апробацию в ходе пилотажного опроса в 7 регионах Анкеты оценки прозрачности и общественного участия в бюджетном процессе. (1 - для муниципального (городского) уровня, 2 – для уровня субъекта федерации).
Результаты пилотажного опроса будут подведены до 15 марта 2001 г., тогда же будет подготовлен Доклад “Оценка прозрачности бюджетного процесса и общественного участия в регионах - участниках проекта”.
- Экспертами Бюджетной программы доработан и опубликован на сайте Центра “Стратегия” рабочий вариант Рекомендаций по прикладному бюджетному анализу для НКО, который будет использоваться в качестве базового руководства для анализа бюджетов в регионах, запланированного на период до 10 мая 2001. В дальнейшем предполагается корректировка текста Рекомендаций с учетом реальной практики проведения аналитических работ.
- Разработана Концепция работ по прикладному бюджетному анализу в рамках бюджетной программы. Концепция предполагает последовательные этапы, первым из которых является “констатация социальной проблемы”. Это означает, что будет произведена предварительная оценка потребности в бюджетном анализе и выбор актуальной области бюджетного анализа. Только непосредственно после этого будет сформулировано задание экспертам на проведение анализа бюджета (по календарному плану проекта - 8 января 2001 г.).
- Разработаны новые виды учебных материалов в рамках образовательного компонента бюджетной программы, которые используются в учебных семинарах, как в данном проекте, так и в других проектах СПб центра “Стратегия” и других организаций.
В частности, деловая игра “Бюджетный процесс города Холмска” модифицирована для целей развития прикладного бюджетного анализа, а также усвоения социальных технологий при проведении общественных слушаний”.
4. Работа в рамках бюджетной сети в России и за рубежом.
Бюджетная сеть в России.
Помимо упомянутого семинара по проекту Мурманской ассоциации журналисток следует сказать о состоявшейся в г.Туапсе с 11 по 13 декабря 2000 г. встрече экспертов в рамках новой программы Союза “Женщины Дона” (г.Новочеркасск) “ПРОЗРАЧНЫЙ БЮДЖЕТ”.
От Санкт-Петербургского центра “Стратегия” во встрече в качестве ведущих экспертов выступили Татьяна Виноградова, директор Бюджетной программы, и Маргарита Замятина, научный руководитель программы.
Бюджетная программа Санкт-Петербургского центра “Стратегия”, говоря словами председателя Союза “Женщины Дона” Валентины Череватенко, была приглашена к участию как безусловный лидер в области осуществления анализа бюджета, организации общественного участия и разработки понятия и инструментария оценки прозрачности.
В докладах представителей центра “Стратегия” были освещены следующие темы:
- Опыт реализации программы “Городские жители и власти – на пути к сотрудничеству. Бюджет, который можно понять и на который можно влиять” с 1998 г. Проблемы, пути их решения.
- Понятие прозрачности, опыт ее оценки, инструментарий, препятствия, региональная специфика. Международный подход.
- Прикладной анализ бюджета. Виды, методы; актуальность на современном этапе развития гражданского общества.
- Программы семинаров: содержание, продолжительность, насыщенность, целевые группы, результативность, образовательные технологии и т.д.
Результатом обмена информацией и идеями стала договоренность об осуществлении Центром “Стратегия” и “Женщинами Дона” совместного проекта по гендерной экспертизе бюджетов разных уровней, который может найти поддержку соответствующей программы фонда Сороса, по оценкам руководителя этой программы.
Международное направление.
Благодаря участию представителей Центра “Стратегия” в двух мероприятиях Международной бюджетной сети существенно усилились международные контакты Бюджетной программы и сотрудничество с бюджетными группами из других стран.
1. 11-15 сентября в Кейп-Тауне (Южная Африка) состоялся рабочий семинар Международной бюджетной сети для лидеров групп, занимающихся анализом и усовершенствованием бюджетов из разных стран мира. Семинар организовало подразделение Института демократии Южной Африки – Бюджетная информационная служба (Budget Information Service, IDASA) совместно с Международным бюджетным проектом Центра по бюджетным и политическим приоритетам (International Budget Project, CBPP).
На семинаре были представлены институты и некоммерческие организации из более чем 10 стран. Среди участников данной встречи была Татьяна Ивановна Виноградова, директор бюджетной программы Санкт-Петербургского центра “Стратегия”, познакомившая коллег с опытом работы Центра “Стратегия” по бюджетной тематике в России. Обмен опытом с бюджетными группами, представленными на рабочем семинаре позволил усовершенствовать работу бюджетной программы по направлениям взаимодействия с органами власти и прессой, организации работ по прикладному бюджетному анализу, проведению семинаров, распространению печатных материалов.
2. Международная конференция “Бюджеты и бедность” состоялась 5-9 ноября 2000 года в г. Бомбее в рамках Международного бюджетного проекта Центра по бюджетным и политическим приоритетам – CBPP.
Общей целью конференции был обмен информацией и опытом реализации бюджетных программ в разных странах, объединение усилий по вовлечению населения в бюджетный процесс. В конференции в Бомбее участвовало около ста человек из двадцати стран мира.
От России участвовало четыре человека, в том числе участники Бюджетной программы Центра “Стратегия” Д.Антонюк (Псков) и А.Сунгуров (СПб).
Одной из важных тем конференции стало обсуждение достижений и сложностей на пути развития сетей проектов в разных регионах, а также сравнительным исследованиям прозрачности бюджетного процесса в разных странах. Именно здесь прозвучало сообщение об опыте межрегионального бюджетного проекта, реализуемого в семи регионах России под руководством СПб центра “Стратегия”.
Работа по программе в следующем полугодии (произошли несущественные календарные изменения, связанные с политической обстановкой в регионах) – см. Приложение 1.
Виноградова Т.И.,
5 января 2001 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Календарный план основных работ и мероприятий III этапа программы "Городские жители и власти - на пути к сотрудничеству. Бюджет, который можно понять и на который можно влиять"
(январь 2001 г. - август 2001 г.)
Мероприятие |
Дата |
2х-дневный воркшоп "Общественное участие в бюджетном процессе", Псков. |
19-20 января 2001 |
В соответствии с выявленной потребностью в бюджетном анализе (в случае секторного) - проекты Рекомендаций по осуществлению такого анализа. Регионы. |
Проекты - к 1 марта 2001 |
Оценка прозрачности бюджетного процесса и общественного участия в регионах -участниках проекта на основе шкалы, разработанной Стратегией. Санкт-Петербург. Доклад |
Доклад - к 15 марта 2001 |
2х-дневный воркшоп "Общественное участие в бюджетном процессе", Мурманск. |
30-31 января 2001 |
1-дневный воркшоп "Общественное участие в бюджетном процессе", Санкт-Петербург. |
2 февраля 2001 |
2х-дневный воркшоп "Общественное участие в бюджетном процессе", Новосибирск. |
9-10 февраля 2001 |
2х-дневный воркшоп "Общественное участие в бюджетном процессе", Петрозаводск. |
23-24 февраля 2001 |
Общественные слушания по бюджету, Петрозаводск. |
14 марта 2001 |
6ти-дневный семинар-тренинг "Бюджетный анализ и общественное участие", Санкт-Петербург (г.Пушкин). |
19-24 марта 2001 |
Общественные слушания по бюджету, Самара. |
5 апреля 2001 |
Проведение бюджетного анализа на основе выявленной потребности и разработанных Рекомендаций. Регионы. |
К 10 мая 2001 (размещение в Интернет) |
Рабочая встреча экспертов Санкт-Петербург. |
14-15 апреля 2001 |
Общественные слушания по бюджету, Мурманск |
24 апреля 2001 |
Подготовка сборника материалов анализа к печати. Санкт-Петербург. |
К 1 июня 2001 |
Итоговая конференция, Санкт-Петербург. |
15-16 июня 2001 |
|