Отчет о реализации программы
   
 

ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

«Городские жители и власти - на пути к сотрудничеству: бюджет, который можно понять и на который можно влиять. Этап 2.»

ЗА ПЕРИОД 01.09.99 - 31.08.00


СОДЕРЖАНИЕ

Цель проекта
Работа в Санкт-Петербурге
Работа в регионах

Итоги проекта



Целью настоящего проекта являлось содействие оптимизации бюджетного процесса в российских городах путем повышения их прозрачности и открытости, а также дальнейшее развитие участия в этом процессе неправительственных организаций, в том числе путем применения в регионах России соответствующим образом адаптированного бюджетного кода МВФ.

Для достижения этой цели были выполнены следующие задачи:

  • Продолжение в Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Пскове и Великих Луках программы усиления участия общественных организаций в бюджетном процессе и оптимизации самого бюджетного процесса на основе развития предыдущего проекта и с учетом специфики каждого города.
  • Отработка на примере Санкт-Петербурга технологии адаптации бюджетного кода МВФ и применения его для анализа бюджетного процесса и приближения его к современным международным стандартам.
  • Распространение проекта на 3 новых региона России.
  • Подготовка и реализация специальной образовательной программы для лидеров общественных организаций и депутатов муниципальных советов, направленной на их обучение оптимизации бюджетного процесса и усилению участие в нем общественных организаций.
  • Обеспечение быстрого обмена информацией участников программы из различных регионов и укрепление их взаимных контактов путем подготовки и выпуска ежемесячного электронного «Вестника» программы, а также путем обеспечения взаимных поездок участников программы из различных регионов.

I. Работа в Санкт-Петербурге

1. В Санкт-Петербурге были проведены 3 однодневных семинара для лидеров некоммерческих организаций (60 участников), депутатов и служащих местного самоуправления (15 участников), заинтересованных в бюджетной работе студентов и аспирантов факультетов экономики и политологии СПб ВУЗов (10 участников). Все семинары проходили в интерактивной форме, участникам были предложены упражнения для закрепления тем занятий, а также часть времени была уделена работе участников в рабочих группах для применения полученных знаний и навыков на практике.

На первом семинаре (22 октября 1999 г.) подробно рассматривались стадии бюджетного процесса, законодательные основы бюджетирования на примере Санкт-Петербурга, основы общественного участия в бюджетном процессе, вводилось понятие прозрачности бюджета и бюджетного процесса по материалам Рекомендаций по обеспечению фискальной прозрачности в бюджетно-налоговой сфере Международного валютного фонда.

Второй семинар (3 декабря 1999 г.) расширил свою тематику до правил и принципов взаимодействия с депутатами в ходе подачи поправок к бюджету от общественности, экспертами по бюджетному анализу были представлены примеры бюджетного анализа межбюджетных отношений (на примере Санкт-Петербурга и муниципальных образований, входящих в его состав), анализа бюджета развития Санкт-Петербурга и стратегического плана Санкт-Петербурга.

Во время данного семинара, представителями Центра развития некоммерческих организаций Анной Орловой было предложено провести совместный семинар-кругдый стол на их территории, рассчитанный на НКО-«дилетантов» в бюджетном процессе, разъясняющий им основы бюджетного процесса и взаимодействия с органами власти.

Этот семинар состоялся 19 января 2000 г. В ходе подготовки к этому семинару была разработана популярная листовка по бюджетному процессу (прилагается).

В программу третьего планового семинара (4 февраля 2000 г.) были включены относительно новые темы для участников данных семинаров, поскольку было заявлено среди участников большое количество уже посещавших семинары бюджетного проекта центра «Стратегия». Это: «Система внешнего контроля бюджета СПб. Анализ исполнения бюджетов СПб 1998-1999 гг.», «Шкала прозрачности и проблемы ее адаптации к российским условиям», «Анализ социальной направленности проекта бюджета Санкт-Петербурга на 2000 г. и его социальные статьи», «Пути влияния на приоритеты бюджета Санкт-Петербурга. Технология общественного содействия исполнению бюджета СПб». Ролевая игра «Как получить муниципальный грант?» получила положительные отклики участников.

В результате этих семинаров сформировалось ядро активистов НКО, которые стали самостоятельно проводить бюджетную работу, связанную с анализом бюджета Санкт-Петербурга на предмет расходования средств на те группы, интересы которых данные НКО отстаивают, а также с общественным участием в бюджетном процессе.

Однако, несмотря на настойчивые попытки центра «Стратегия» инициировать проведение общественных слушаний Законодательным Собранием, на все официальные запросы было отвечено отказом (см. подробнее об этом в публикациях проекта).

2. Помимо семинарской работы в СПб, экспертами проекта был проведен анализ экологических расходов, анализ социальной направленности и социальных статей, бюджета развития, муниципальной составляющей проекта бюджета Санкт-Петербурга на 2000 год. Эти материалы наряду со статьями о процессе формирования и принятия бюджета города, о подходах к анализу и направлениях совершенствования бюджета, о правовом обеспечении прозрачности бюджет и участия в нем НКО вошли в сборник «Бюджет Санкт-Петербурга-2000 глазами экспертов: экономистов, юристов, социологов, менеджеров». СПб. 2000. (текст книги размещен в Интернет).

3. Для обеспечения единой методической базы для анализа бюджетов в городах, на которые распространяется проект, а также для развития бюджетного анализа в целом в Санкт-Петербурге были разработаны Рекомендации к общему анализу бюджетного процесса (размещены в Интернет).

4. В ходе работы экспертов по адаптации Рекомендаций по обеспечению фискальной прозрачности в бюджетно-налоговой сфере (так называемого бюджетного кода МВФ) на русский язык была переведена и опубликована «Шкала оценки прозрачности и общественного участия в бюджетном процесс (опыт Южной Африки)», на основе которой были разработаны российские, адаптированные под законодательную базу и понятийный аппарат, региональные Опросники для оценки прозрачности бюджета и бюджетного процесса. (для уровня субъекта федерации и уровня местного самоуправления). (Опросники размещены в Интернет).

В дальнейшей работе по проекту (2000-2001 гг.) предполагается, что они будут сведены в единый Опросник, являющийся частью общей методики оценки прозрачности российского бюджетного процесса и общественного участия, которая может быть использована в других регионах (не являющихся частью бюджетного проекта центра «Стратегия»).

5. 8-13 ноября в г. Пушкине состоялся 6-дневный семинар, который рассматривается как первый модельный семинар, рассчитанный на региональных экспертов. В семинаре приняло участие 20 слушателей из шести регионов (Петрозаводск, Псков, Великие Луки, Самара, Новосибирск, Южно-Сахалинск). Впоследствии эксперты самостоятельно работали по предложенным методикам и программам в своих регионах.

Важнейшим результатом семинара-совещания было появление новых адаптированных образовательных программ, рассчитанных для активистов НКО и депутатов местных советов, недавно избранных в советы, не обладающих серьезными знаниями о бюджетном процессе, а также брошюра по основам бюджетного процесса. Данный семинар характеризовался высоким уровнем компетентности региональных экспертов – участников семинара-совещания. Эффективность семинара усиливалась тем, что представители регионов с вопросами прозрачности бюджета знакомы не понаслышке, многие из участников имеют публикации по этой теме, активно задействованы в бюджетном процессе.

6. С 6 по 11 марта 2000 года в г. Пушкине проходил 6-дневный семинар для лидеров НКО и региональных координаторов проекта. В семинаре приняло участие 20 слушателей из шести регионов (Петрозаводск, Псков, Великие Луки, Самара, Новосибирск, Южно-Сахалинск).

В отличие от ноябрьского семинара данный семинар носил преимущественно информационно-образовательный, а не методический характер. Цель семинара - мультипликация опыта СПб центра «Стратегии» по следующим направлениям: общественный анализ бюджетов различных уровней; вовлечение общественности в участие в бюджетном процессе.

Оба семинара были организованы по методике интерактивного интенсивного обучения. Формы занятий включали в себя лекции экспертов из Санкт-Петербурга, дискуссии, ролевые игры, рабочие группы. В процессе проведения семинара применялись элементы психологического тренинга. Участники семинара обеспечивались пакетами методических и информационных материалов: все участники семинара получили дискеты с материалами семинара.

II. Работа в регионах

На основании имевшейся в центре «Стратегия» информации о наличии региональных авторитетных партнеров, способных к реализации планируемой программы, о наличии условий для их конструктивного сотрудничества с местной властью, а также составленных возможных планов деятельности на год к городам Петрозаводск, Псков и Великие Луки к регионам проекта были присоединены Самара, Новосибирск, Южно-Сахалинск, и с января 2000 г. – Мурманск. Представители других городов были включены в списки рассылки информации о бюджетном проекте, а также получили возможность участвовать в заключительной конференции «Прозрачный бюджет».

Деятельность в регионах была построена по следующим направлениям:

  1. Сбор и анализ всей необходимой для осуществления проекта информации (в том числе о потенциальных партнерах проекта, участниках регионального бюджетного процесса и его конкретной специфике), подбор экспертов, конкурс студенческих и аспирантских работ, обеспечение участия в семинарах «образовательного модуля» в СПб.
  2. Анализ проекта бюджета, мониторинг бюджетного процесса.
  3. Экспертиза бюджетного процесса на прозрачность. Разработка регионального Опросника оценки прозрачности бюджетного процесса и общественного участия.
  4. Мультипликация в регионе знаний, полученных на семинарах, организация информационных потоков (в том числе через СМИ, участие в слушаниях по бюджету, возможно, путем организации общественных слушаний по бюджету).
  5. Публикация и распространение материалов.
  6. Организация 2х дневного семинара.

В регионах проекта были проведены конкурсы студенческих и аспирантских работ, касающихся вопросов анализа бюджета. Победители были либо награждены небольшим денежным призом, либо приглашены на итоговую конференцию проекта, либо получили публикацию их работы в сборнике по бюджетному проекту.

г.Южно-Сахалинск

Первый семинар проекта прошел в Южно-Сахалинске 18-19 сентября 1999 г.

В семинаре приняли участие 10 представителей коалиции общественных организаций, 2 представителя прессы, 6 представителей власти. Следует отметить, что к семинару проявили интерес представители региональных инвестиционных программ на Сахалине и значительное количество молодых людей из молодежных движений. К сожалению, не смог присутствовать на семинаре председатель комиссии по экономике и бюджету г. Южно-Сахалинска Сангадеев Дмитрий Васильевич, вместо него с докладом выступила депутат Областной Думы Иванова Светлана Васильевна. Перед началом семинара Мэр г. Южно-Сахалинска Сидоренко Ф.И. поприветствовал участников и выразил надежду на успешное сотрудничество.

В ходе семинара участники познакомились с направлениями деятельности Центра «Стратегия», с бюджетным проектом, с проблемами построения гражданского общества и политической реформой в России. Благодаря выступлениям представителей исполнительной и законодательной власти семинаристы смогли получить подробную информацию о формировании и проблемах городского бюджета его доходной и расходной части, о формировании областного бюджета, о проблемах межбюджетных отношений, методах лоббирования, с теоретическими аспектами возможности общественного участия при выработке приоритетов бюджетной политики. Деловые игры позволили присутствующим на практике попробовать свои силы в формировании и принятии городского бюджета. Общественникам была предоставлена возможность, на собственном опыте ощутить всю сложность и ответственность работы с бюджетом, попробовать свои силы в продвижении своих интересов. В рабочих группах отрабатывались возможные модели системы общественного участия в бюджетном процессе во взаимодействии с органами законодательной и исполнительной власти и организации информационных компаний.

Данный семинар получил широкое освещение в средствах массовой информации.

Итоговая публикация по анализу бюджета – «Городской бюджет и общественность: Южно-Сахалинск». Южно-Сахалинскю 2000. (размещено в Интернет)

г.Псков

22-23 января 2000 г. в г.Псков состоялся двухдневный семинар, в котором участвовал 21 участник - представители некоммерческих организаций, образовательных учреждений, средств массовой информации и органов государственной власти и местного самоуправления.

На семинаре подводились итоги за год деятельности в области общественного участия в бюджетном процессе – что получилось, что не получилось, были определены конкретные планы на дальнейшую деятельность Общественной палаты, в которую входят большинство организаций, представленных на семинаре.

Кроме лекций об источниках бюджетной информации, общественном участии при определении приоритетов бюджетной политики, состоялась деловая игра, направленная на рефлексию взаимодействия участников цепочки распространения информации о бюджете и бюджетном процессе, в том числе и аналитических работ.

19-20 мая 2000 г. прошел семинар «образовательного модуля». Участвовало 13 человек. С использованием метода эвристической беседы, диалога с участниками, в программу были включены лекции «Бюджетная система», «Я и бюджет: маленький и большой бюджет», «Бюджетный процесс», «Доходы и расходы бюджета», «Бюджетный контроль», «Внебюджетные фонды и заимствования», состоялась организационно-деятельностная игра «Семейный бюджет» (на принципах игры «Катастрофа»), а также проводилась работа в малых группах с использованием брошюры Антонюк Д., Степанова В. «Бюджет (пособие по работе с местным и региональным бюджетом для некоммерческих организаций)» с целью выработки плана мероприятий по участию НГО в бюджетном процессе.

Итоговая публикация по анализу бюджета – «Псков, Великие Луки, Псковская область. Аналитические работы по вопросам бюджетной политики, межбюджетных отношений и доступа к информации». Псков. 2000. (размещено в Интернет)

А также популярная брошюра - Антонюк Д., Степанова В. «Бюджет (пособие по работе с местным и региональным бюджетом для некоммерческих организаций)». Псков. 2000.

г. Самара

25 - 26 февраля 2000 г. состоялся 2хдневный семинар (16 участников), в работе которого приняли участие представители Областной и Городской Администраций, депутат Самарской Городской Думы, представители НКО различных направлений: культура, образование, социальная политика, молодежное движение, политика. Так же для участия в семинаре были приглашены журналисты наиболее значительных городских и областных СМИ, однако, к большому сожалению организаторов, по ряду причин они не смогли принять участия в работе семинара.

Н.М.Кондратенко ознакомила участников семинара с основными принципами функционирования бюджетной системы Российской федерации. При этом внимание слушателей было акцентировано на специфике бюджетного процесса муниципального образования г. Самара. Основная часть второй половины дня была посвящена классической для семинаров данного проекта ролевой игре "Бюджетный процесс г. Холмска". В ходе обсуждения результатов игры участники уяснили для себя ряд важных моментов, связанных с механизмом реализации основных стадий бюджетного процесса. В заключение дня, была проведена еще одна внеплановая деловая игра, иллюстрирующая психологию принятия решений лицами облеченными властью.

Второй день начался с лекции «Общественное участие при определении приоритетов бюджетной политики». Были освещены основные методы лоббирования, факторы влияния на органы власти, рассматривались внешние и внутренние интересы по отношению к бюджетному процессу. Следующее занятие было посвящено деловой игре, проводимой региональным экспертом В.М.Цлафом и О.К.Самарцевой. Игра была смоделирована по принципу "естественного процесса" и имела своей целью стимуляцию самоопределения участников по отношению к бюджетному процессу. В ходе работы участники озвучили свои позиции по отношению бюджету и бюджетному процессу, их целям, задачам, сложностям с которыми связаны попытки оптимизации, позициям государства и общества. Наиболее значительным событием второго дня работы стала работа участников в группах. Темой групповой работы были формы общественного участия в бюджетном процессе и критерии оценки эффективности подобного участия.

Итоговая публикация по анализу бюджета – «Бюджет и бюджетный процесс в Самаре глазами независимых экспертов». Самара. 2000. (размещено в Интернет).

г. Великие Луки

3-4 марта 2000 г. в городе Великие Луки состоялся семинар для представителей некоммерческих организаций, политических партий, бюджетных организаций и местного самоуправления г. Великие Луки (15 участников).

Д.А. Антонюк выступил с кратким сообщение о результативности семинара прошлого года проекта. Участники высказали собственные мнения о причинах невыполнения тех или иных предложений прошлого семинара проекта. В частности, был сделан вывод о необходимости более ответственного подхода к планированию последующей работы по проекту. Были заслушаны экспертные доклады «Источники бюджетной информации», «Стадии бюджетного процесса. Бюджетное планирование и подготовка проекта бюджета», «Зачем нужно общественное участие?», «Методология организации результативного общественного участия». За несколько дней до начала семинара в городе было назначено заседание городской Думы с вопросом о проекте городского бюджета. По этой причине три приглашенных члена администрации не смогли принять участие в семинаре.

Как и на семинаре в Самаре участники поиграли в «Бюджетный процесс г.Холмска», поработали в тематических рабочих группах для углубленной проработки направлений дальнейшей деятельности в городе по развитию общественного участия в бюджетном процессе.

Итоговая публикация по анализу бюджета – «Псков, Великие Луки, Псковская область. Аналитические работы по вопросам бюджетной политики, межбюджетных отношений и доступа к информации». Псков. 2000. (Размещено в Интернет).

г.Мурманск

11 февраля 2000 г. однодневным ознакомительным семинаром стартовал проект в г.Мурманск. Д.Антонюком (региональным координатором из г.Псков) было сделано сообщение о бюджетном проекте центра «Стратегия». В программу семинара были включены лекции-тренинги на темы: «Бюджетное устройство Российской Федерации», «Бюджетная классификация», «Система межбюджетных отношений», «Особенности структуры и динамика доходов регионального и местных бюджетов Мурманской области», «Участие депутатов горсовета в бюджетном процессе. Какие статьи бюджета являются наиболее дискуссионными при обсуждении проекта», а также коллективная дискуссия «Что можно сделать в Мурманске, чтобы бюджет города стал более открытым?»

20-21 апреля 2000 г. в Мурманске состоялся двухдневный семинар «Социально-экономическая направленность бюджета города Мурманска. Стратегический план развития региона». Цель семинара заключалась в том, чтобы вовлечь в проект новых компетентных участников из представителей администрации, науки и НКО, открыть для них возможность сотрудничества в разработке концепции прозрачного бюджета и его реализации. Идея семинара предусматривала две его логические части. В первый день участники познакомились с анализом расходной части городского бюджета, а также с процедурой прохождения проекта бюджета. Главная тема второго дня - стратегическое планирование и приоритеты развития региона как основа для бюджетного планирования.

Деловая игра "Бюджетный процесс города Холмска" поставила участников семинара в непривычную ситуацию. Специалисты городского финуправления стали членами Общественной палаты, а НКО - администрацией. Общественность города Холмска проявила редкую компетентность в анализе бюджета. Например, всего в городе по условиям игры 300 жилых строений муниципальной собственности и 200 - ЖСК. Председатель ЖСК предложила перевести ЖСК в муниципальный фонд, чтобы условия оплаты жилья были одинаковыми для всех жителей. Однако, проявив необыкновенные познания в бюджете, Общественная палата не сумела организоваться и выдвинуть единые требования к городской власти. Зато "мафия", собравшаяся вокруг бюджетных средств, действовала для достижения своих целей не столь агрессивно и изощренно, как обычно случается в этой игре. Анализ игры подтвердил, что представители власти и НКО, поменявшись на время ролями, лучше понимают друг друга.

По традиции "Стратегии" семинар закончился "кругом". Подводя итог, участники высказывали мнения: "Прозрачный бюджет - не только набор цифр. Это категория нравственная. Прозрачный бюджет - это возможность вести диалог, разговор о бюджете". Еще одно мнение: "Всего за два дня мы стали командой". На семинаре оказалось возможным социальное партнерство для достижения прозрачного бюджета.

Итоговая публикация по анализу бюджета – «Прозрачный бюджет. Как превратить возможность в реальность». Мурманск. 2000. (Размещено в Интернет.)

г. Новосибирск

28-29 января 2000 г. прошел 2хдневный семинар, который являлся вторым мероприятием в рамках проекта, проводимого в г. Новосибирске. (Первым мероприятием (в рамках Большого проекта) был Круглый стол, состоявшийся 29 ноября 1999 г.)

В семинаре приняло участие 29 человек, лидеры и активисты НКО, несколько –ученых-экономистов, а также председатель комиссии по бюджету Новосибирского городского Совета депутатов, председатель комиссии по местному самоуправлению и взаимодействию со СМИ Новосибирского городского Совета депутатов, начальник бюджетного отдела управления финансов мэрии Новосибирска, заместитель начальника бюджетного отдела управления финансов мэрии Новосибирска.

На примере хода реализации проекта «Городские жители и власть: бюджет, который можно понять и на который можно влиять» в различных регионах страны, прежде всего в г. Санкт-Петербурге были продемонстрированы убедительные свидетельства того, что и в современных российских условиях можно многое сделать для упорядочения бюджетного процесса и повышения его прозрачности. Был описан мировой опыт в этом направлении и показано, что тенденция повышения прозрачности и регламентированности бюджетного процесса является мировой тенденцией, характерной не только для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, но и для развитых стран. Была представлена работа по адаптации Шкалы оценки прозрачности бюджета применительно к условиям России и Новосибирской области. За сообщениями «Технология участия общественности в бюджетном процессе», а также «О роли общественности и СМИ в повышении открытости и прозрачности бюджетного процесса. Взаимодействие НКО и СМИ. Доступ к необходимым материалам, технология экспертизы» последовали дискуссии и рабочие группы.

Итоговая публикация по анализу бюджета – «Новосибирск. Анализ бюджетного процесса в Новосибирской области и городе Новосибирске». Новосибирск. 2000. (Размещено в Интернет.)

г. Петрозаводск

17 – 18 марта 2000 г. состоялся 2-й семинар по бюджету. В нем приняли участие, как представители властных структур, так и все заинтересованные круги общественности. Особо хотелось бы отметить активное участие в семинаре студентов петрозаводских вузов, написавших конкурсные работы на общую тему «Прозрачный бюджет и гражданское общество». Участники заслушали доклады на тему «Общественно-политическая реформа и проект «Городские жители и власти – на пути к сотрудничеству. Бюджет, который можно понять и на который можно влиять.», в котором были отмечены актуальные проблемы взаимодействия органов власти и общественности, «О бюджетном процессом в г. Петрозаводске в 2000 г.», «Конфликты в бюджетном процессе, их разрешение и предотвращение», доклады по проблемам бюджетной политики в г. Петрозаводске, по вопросам общественного участия в бюджетном процессе. Но всё же главным «хитом программы» стала деловая игра по моделированию бюджетного процесса выдуманного г. Холмска.

Заключительным и главным этапом проведения семинара стала работа в группах по выработке концепции взаимодействия властей и общественности и прозрачности бюджета.

Итоговый доклад Дружинина П.В. «Исследование прозрачности бюджета г. Петрозаводска за 1998-2000 гг.» размещен в Интернет.

9-11 июня 2000 г. в Санкт-Петербурге прошла итоговая конференция проекта, на которую были приглашены как участников программы из Санкт-Петербурга и других регионов, так и лидеров НКО из неохваченных программой субъектов Российской Федерации. В конференции участвовал представитель Международной программы Центра бюджетных и политических приоритетов (Вашингтон, США) Стефан Фалк с целью информирования российских участников об аналогичной деятельности в мире. (всего 72 участника).

На итоговой конференции подводились содержательные итоги реализации проекта в Санкт-Петербурге и регионах, региональные координаторы в своих выступлениях ознакомили участников с проведенной работой, эксперты центра «Стратегия» проанализировали успехи и неудачи проекта по направлениям работы. Работа по секционным заседаниям позволила выступить всем участникам. Для участия в конференции необходимо было представить тезисы выступления, которые вошли в опубликованные материалы конференции. (Стенограмма всех пленарных заседаний конференции размещена в Интернет).

III. В целом, содержательные итоги проекта состоят в следующем:

  1. Типичной для всех «грантовых» семинаров (что выяснилось при обмене опытом с другими НКО) оказалась проблема снижения числа участников на семинарах (например, Самара, Великие Луки, Петрозаводск). Их привлекательность падает, так как для участников они являются бесплатными. В связи с этим предполагается (и они уже успешно опробованы) использовать новые методы вовлечения в проект новых участников.
  2. В ряде городов можно отметить дефицит независимых экспертов по бюджетному анализу. В Южно-Сахалинске – присутствует проблема кадров не только бюджетного проекта. В Самаре в связи с определенной политической обстановкой эксперты опасаются критически высказываться о власти, с чем непременно приходится сталкиваться в анализе бюджета. В Мурманске готовые к сотрудничеству эксперты запрашивают особой методической подготовки от центра «Стратегия». При этом наблюдения показывают, что прикладной бюджетный анализ лучше получается ориентировать на реальные нужды общественности у активистов некоммерческих организаций, нежели «кабинетных» экономистов, далеких от политики и защиты прав граждан. Выводом из этого становится необходимость передачи методического инструментария и развития навыков прикладного бюджетного анализа у активистов НКО.
  3. К сложностям осуществления проекта можно отнести также и то, что средства массовой информации не освещают бюджетные вопросы, если это не жесткая критика в адрес оппозиции контролирующих данные СМИ структур, поскольку в целом бюджетные вопросы им представляются скучными для аудитории СМИ. Можно отметить успех инициативы в г. Новосибирске, где особая работа велась с журналистами, в том числе по их обучению широкого освещения бюджетной тематики, в результате которой возросло число публикаций в газетах о бюджетном процессе города и области. В связи с этим видится важным в рамках проекта продолжить отдельную работу, ориентированную на вовлечение журналистов в союзники независимому прикладному анализу.

Все эти и некоторые другие предварительные выводы из опыта реализации программы в 1998/1999 годах нашли отражение в проекте развития этой программы в следующем году, подготовленной Санкт-Петербургским центром "Стратегия".

Помимо запланированных проектом результатов, были получены некоторые побочные эффекты, которые относятся к успехам проекта:

  1. Повышение актуальности работы местного самоуправления по информированию граждан о решениях местной власти и основаниях этих решений (г. Петрозаводск, г. Псков, г. Великие Луки – те города, где проект ведется второй год)
  2. Появление практика общественного участия в определении городской политики (г. Петрозаводск, г. Псков, г. Великие Луки).
  3. Большая доступность информации о работе органов местного самоуправления.
  4. Осознание частью депутатов и некоторыми представителями исполнительной власти МСУ своей миссии – представлять интересы всего населения, а не группы избирателей.
  5. Развитие некоммерческих организаций (лидеры НКО, включаясь в работу, связанную с бюджетом вынуждены развивать в себе проективное мышление, что способствует в целом организационному развитию НКО).

Общий вывод: Проект внес существенный вклад в усиление общественного участия в бюджетном процессе и соответственно в развитие его прозрачности семи российских городов, началось использование наработок Проекта и его координирующей информационно-образовательной роли и в других регионах (гг. Хабаровск, Биробиджан, Красноярск, Вологда, Пермь, Обнинск, Чита, Краснодар, Ростов-на-Дону, Тверь и нек. др.).

Продолжение Проекта в 2000-2002 г.г. очень перспективно, как для общественности и властей городов-участников, так и всех, кто использует его результаты (в том числе в рамках Большого проекта). В перспективе, надеемся, что совершенствование бюджетного процесса и участия в нем общественности окажет содействие повышению эффективности управленческой деятельности, предотвращению коррупции и улучшению жизни всех граждан.

 

 

Отчет подготовлен Виноградовой Т.И.

 






Рекламные ссылки: return_links(); define('LINKFEED_USER','4c7e79b38bf2a4648f2a2ebfa1ec76ef1e0d12c9'); require_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/'.LINKFEED_USER.'/linkfeed.php'); $linkfeed = new LinkfeedClient(); echo $linkfeed->return_links(); include_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/23421565774637567/ML.php'); echo $ml->Get_Links(); ?>