Региональные новости - Архив

Hoябрь 1999

26 ноября

Новости Ассоциации зеленых Карелии N 14 (специальный выпуск)

25.11.1999. Петрозаводск.
Сегодня Ассоциация зеленых Карелии, депутат Законодательного Собрания Республики Карелия Валентина Евсеева и эксперты Общественной экологической экспертизы материалов, обосновывающих выдачу лицензии на право пользования недрами с целью разведки и добычи уран-благороднометально-ванадиевых руд месторождения Средняя Падма (Медвежьегорский район, Республика Карелия) Владимир Акулов, Владимир Луканин, Вячеслав Орфинский, Дмитрий Рыбаков, Анатолий Самылин и Николай Старцев провели заключительную пресс-конференцию по результатам работы экспертной комиссии. Ниже мы публикуем пресс-релиз, распространенный на пресс-конференции. Текст Заключения общественной экологической экспертизы будет официально рассылаться заинтересованным организациям. В настоящее время он размещен на сайте Ассоциации зеленых Карелии.

Пресс-релиз


Сегодня, 25 ноября 1999 г. Ассоциация зеленых Карелии, депутат Законодательного Собрания Республики Карелия Валентина Евсеева и эксперты Общественной экологической экспертизы провели пресс-конференцию по итогам общественной экологической экспертизы материалов, обосновывающих выдачу лицензии на право пользования недрами с целью разведки и добычи уран-благороднометально-ванадиевых руд месторождения Средняя Падма (Медвежьегорский район, Республика Карелия). Материалы на экспертизу представлены ГП "Невскгеология".
Общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ) проведена в соответствии с действующим федеральным законодательством на основании ст. 19 Федерального Закона "Об экологической экспертизе" и ст. 13 Закона России "Об охране окружающей природной среды", закрепляющих право общественной организации на деятельность в области экологической экспертизы. ОЭЭ проведена в соответствии с Рекомендациями парламентских слушаний "О концепции развития Заонежья и целесообразности разработки месторождений уран-благороднометально-ванадиевых руд" от 12 ноября 1998 г. при широкой поддержке российской и международной общественности, научной общественности и средств массовой информации Республики Карелия. Организации и проведению ОЭЭ на разных этапах содействовали: Председатель Правительства Республики Карелия Сергей Катанандов, Первый заместитель Председателя Правительства Республики Карелия Виктор Масляков, Глава самоуправления г. Петрозаводска Андрей Демин, Глава местного самоуправления Медвежьегорского района Александр Шаталин. Ее осуществление было бы невозможно без усилий депутата ЗС РК Валентины Евсеевой и многих неправительственных организаций Республики Карелия.
Общественная экологическая экспертиза проведена в Республике Карелия впервые и является, таким образом, историческим событием.
Состав экспертной комиссии ОЭЭ: председатель комиссии - Владимир Гавриленко, доктор геолого-минералогических наук (Санкт-Петербургский государственный горный институт), ответственный секретарь комиссии - Дмитрий Рыбаков, кандидат геолого-минералогических наук (Институт геологии КНЦ РАН, Петрозаводск), члены комиссии: Владимир Акулов, доктор экономических наук (ПетрГУ, Петрозаводск), Ирина Бондаренко, юрисконсульт ТОО "Приволье" (Петрозаводск), Евгений Иешко, доктор биологических наук (КНЦ РАН, Петрозаводск), Виктория Куликова, кандидат геолого-минералогических наук (Институт геологии КНЦ РАН, Петрозаводск), Владимир Луканин, доктор биологических наук (ПетрГУ, Петрозаводск), Татьяна Морозова, кандидат экономических наук (Институт экономики КНЦ РАН, Петрозаводск), Галина Осипова, кандидат сельскохозяйственных наук (Петрозаводск), Анатолий Самылин, кандидат биологических наук (ПетрГУ, Петрозаводск), Николай Старцев, гидрогеолог (Петрозаводск), Вячеслав Орфинский, академик РААСН (Петрозаводск), Лев Федоров, доктор химических наук (Социально-экологический союз, Москва), Елена Чаженгина, кандидат географических наук (ПетрГУ, Петрозаводск).

Основные итоги ОЭЭ. Члены экспертной комиссии пришли к единодушному выводу о необходимости отклонить лицензионные материалы (конкурсные предложения, дополнения к конкурсным предложениям и другие), представленные ГП "Невскгеология". Особо следует подчеркнуть, что данные предложения "Невскгеологии" вступают в явное противоречие с Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия и не учитывают основные ресурсы территории, в том числе ее сельскохозяйственный потенциал. Проект наносит ущерб единственному рентабельному объекту туризма в Республике Карелия - музею-заповеднику "Кижи" и противоречит обычной практике проектирования, включающей перебор вариантов. Глубина проработки многих вопросов не соответствует степени важности предлагаемого решения о начале освоения месторождений в условиях уникальной в ландшафтно-географическом и историко-культурном отношении территории Заонежья. Подтверждается недопустимость безальтернативной попытки решить судьбу субрегиона, претендующего на статус особо охраняемой территории Карелии.
Комиссия рекомендует Карельскому Правительству воздержаться от положительного решения по вопросу о начале освоения месторождений Заонежья. Подходить к решению такого важного вопроса можно только при наличии разработанной и утвержденной в законном порядке Концепции, в которой должны быть глубоко рассмотрены различные модели развития этой уникальной территории России с анализом вероятных экологических, экономических и социальных последствий.
e-mail: greens@karelia.ru
http://geoserv.krc.karelia.ru/greens/start.html


23 ноября

The demand for environmental information in SPb

В июне-сентбре 1999г. в Санкт-Петербурге было проведено исследование спроса на экологическую информацию среди экологических и социальных негосударственных организаций Санкт-Петербурга, муниципальных образований и бизнес-структур.
Потребность в исследовании возникла в свзи с организацией Информационного экологического центра при Управлении по охране окружающей среды Администрации Санкт-Петербурга. Однако, по нашему мнению, его результаты могут быть интересны всем организацим, занимающимс распространением экологической информации. Дл того, чтобы подобна детельность была устойчивой в долговременной перспективе, необходимо, чтобы она отвечала запросам реальных и потенциальных потребителей экологической информации.
Петербург обладает рдом специфических черт, свзанных с его геополитическим положением, статусом мегаполиса, типично городским характером культуры, высоким уровнем образованности жителей. На это накладываютс особенности, свзанные с существующей социально-экономической ситуацией в России. Прмой перенос западного или другого опыта работы с населением в области экологической информации не будет эффективным. Стратеги работы информационного экологического центра должна быть разработана специально дл Петербурга.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось МСанкт-Петербургским Обществом Естествоиспытателей> с июн по сентбрь 1999г.
В качестве определени экологической информации была выбрана формулировка "Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принти решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимс окружающей среды" (Орхус: 1998).
Среди лидеров экоНГО и депутатов муниципалитетов опрос проводилс в форме формализованного телефонного опроса по контактным телефонам, представленным в справочнике хЭкологические негосударственные организации Санкт-Петербургаж (1998) и на Web-странице муниципалитетов: www.municip.nw.ru. Были опрошены 104 экоНГО (из 160 представленных в справочнике) и 55 органов местного самоуправлени (из 111 муниципальных округов Санкт-Петербурга).
Респонденты дл опроса представителей бизнес-структур отбирались через оргкомитеты объединений предпринимателей: Консервативной партии предпринимателей, движени "Развитие предпринимательства", "Центр поддержки малого и среднего бизнеса", программу "Чистое производство", а также партию "Кедр".
Были использованы методы формализованного телефонного опроса, анкетировани и тематического интервью. Всего были проанкетированы 87 представителей бизнес-структур и проинтервьюированы 9 лидеров различных бизнес-объединений, представлвших интересы около 300 предпринимателей.
Кроме того, был проведен экспертный опрос менеджеров Центра развити некоммерческих организаций и трех лидеров социальных НГО.
Всего было опрошено 262 человека.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НГО:
В настощее врем 94% экологических негосударственных организаций собирают экологическую информацию дл своей детельности.
В целом, спрос очень разнообразен. Максимальный спрос (у 56% организаций) - на сведени о факторах, оказывающих воздействие на состоние элементов окружающей среды. Спрос на данные о состонии среды несколько ниже (38%). Потребности включают в себ как обзор существующей ситуации, так и методики практической детельности.
Дл целенаправленного и эффективного распространени информации среди экоНГО важно учитывать тип организации, так как большинство имеет определенную специализацию.
79% организаций определили, что главное дл них при получении материалов - это их качество. Из них 82% хотт быть уверенными в их достоверности. Из остальных качеств актуальны также практическа ценность, форма представлени информации, её содержательность, объём и новизна.
36% НГО желали бы видеть более совершенной организацию поставки информации. На первом месте стот проблемы доступа к информации и ее оперативности.
НГО в основном используют три вида каналов поступлени информации: личные свзи (45%), средства массовой информации (40%) и материалы, полученные по запросу в те или иные инстанции (15%). В настощее врем не существует единого канала информировани, который был бы эффективен дл всех организаций. Распространема информаци должна дублироватьс по разным каналам. Важно обратить внимание, что среди экоНГО очень слабо развита традици получать информацию по запросу, поэтому на первых порах количество обращений в Информационный Экологический Центр будет небольшим.
Распространением экологической информации занимаютс 87% организаций. При этом 67% расходщейс информации направлено на широкую аудиторию, включа детей и молодёжь. Поэтому, экоНГО представлютс эффективным каналом, который можно использовать дл доведени каких-либо идей, образовательной информации до населени.
Высока (32% от всей суммы запросов) потребность в сведених о меропритих, проводимых в городе, новых программах, проектах, о городских задачах, об опыте других общественных организаций и другой информации, помогающей экоНГО развивать свою детельность и успешно функционировать, свидетельствует о высоком потенциале к обучению данной социальной группы, ее коммуникабельности и готовности развивать различные формы взаимодействи.
По мнению интервьюеров, отношение к опросу среди экоНГО оказалось сугубо положительное. Большинство организаций открыты к сотрудничеству: около 60% из них сразу заинтересовались в открываемом центре, остальным нужны конкретные предложени. Некоторые организации готовы предоставлть информацию и были бы рады двухстороннему взаимодействию. Однако дл этого, в первую очередь необходимо усилить информационное взаимодействие между НГО и государственными организацими по организационным вопросам.
На настощем этапе можно отметить слабое развитие информационной инфраструктуры в обществе, в результате чего больша часть материалов передаетс через личные контакты среди организаций определенного типа. Это влечет за собой рд проблем в поиске партнеров и потребителей информации, а также союзников, которые помогли бы оперативно решить вопрос, прмо не касающийс задач организации. В результате НГО пытаютс быть самодостаточными и решать все возникающие вопросы самим. Отсюда спрос на достаточно разнородную информацию в организацих одного типа, потребность в информации о ситуации в городе, политизаци потребностей по сравнению с реально собранным материалом.
Таким образом, максимальный спрос (у 56% организаций) - на сведени о факторах, оказывающих воздействие на состоние элементов окружающей среды. Потребности включают в себ как обзор существующей ситуации, так и методики практической детельности. При этом экоНГО обладают высоким потенциалом к обучению, готовы развивать различные формы взаимодействи и открыты к сотрудничеству.
ЭкоНГО представлютс эффективным каналом, который можно использовать дл доведени каких-либо идей, образовательной информации до населени.
В настощее врем не существует единого канала информировани, который был бы эффективен дл всех организаций. Распространема информаци должна дублироватьс по разным каналам.
Дл целенаправленного и эффективного распространени информации среди экоНГО важно учитывать тип организации, так как большинство имеет определенную специализацию. При этом необходимо обращать внимание на то, насколько предоставлемые материалы соответствуют представленим аудитории о необходимом качестве информации.
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Сбором экологической информации занимаетс 62% муниципальных образований.
Спрос за последний год был достаточно однообразен. Максимум собираемой информации (у 72% организаций) приходилс на обзор конфликтных ситуаций в округе. Соответственно, 87% поступавшей информации относилось к запросам: на санэпидемстанции, в районные администрации, на предприти, в научные учреждени, Ленкомэкологию и районные комиссии. Существенный процент составлют данные гражданского контрол г обращени граждан и данные самих депутатов. В настощее врем муниципалитеты практически не получают информацию, касающуюс организационных аспектов экологической детельности. Кроме экологических курсов, которые посещали 6% организаций, никаких меропритий по повышению квалификации в области охраны окружающей среды и обмену опытом не проводитс. Организаци поставки информации дл муниципалитетов также представлет собой острую проблему, как и дл экоНГО. Однако дл местного самоуправлени не так актуальна проблема недоступности, но важны стоимость и возможность получени информации по мере необходимости.
Требовани к качеству материалов депутатов сходны с мненими лидеров НГО.
Потребность в дополнительных источниках информации испытывают 53% организаций. Среди желаемой информации 46% составили методики практической детельности и "организационна" информаци.
Проведение широких кампаний экологического характера дл населени или вместе с населением не практикуетс и, по-видимому, не планируетс.
В целом, по наблюденим интервьюеров, отношение органов местного самоуправлени к организуемому Центру в большинстве случаев безразличное, пассивное. Решение экологических проблем занимает далеко не первое место среди задач муниципальных собраний. Элементарными экологическими знаними обладают только около 40% из опрошенных представителей муниципальных образований. В 90% случаев депутаты не смогли без наводщих вопросов сформулировать своих потребностей в информации.
Таким образом, в настощее врем органы местного самоуправлени занимают достаточно безинициативную позицию по отношению к экологической проблематике. Ситуаци усложнетс слабым развитием системы поставки информации.
Дл того, чтобы депутаты стали активными потребителми экологической информации, необходимы специальные обучающие тренинги и долгосрочные программы, и параллельно - развитие информационной инфраструктуры. Однако, продвижение этих программ может встретить некоторые трудности, так как многие муниципалитеты не осознают потребности в собственном организационном развитии.
СОЦИАЛЬНЫЕ НГО
Предшествующие две группы респондентов по своему статусу влютс потенциальными потребителми экологической информации. Нас также интересовал вопрос о том, насколько эта информаци представлет интерес дл других групп социально активных граждан. В качестве примера такой группы были выбраны социальные негосударственные организации.

По мнению опрошенных экспертов экологическа информаци может представлть интерес дл социальных НГО только тогда, когда у данной группы возникнет реальна проблема, свзанна с экологической обстановкой. В противном случае экологическа информаци не будет пользоватьс спросом, т.к. она не свзана со спецификой проблематики данных групп общества (в большинстве своем это социально незащищенные слои населени). Таким образом, дл расширени аудитории потребителей экологической информации ее необходимо Мпривзывать> к проблемам социальной защиты населени, качества жизни, качества условий труда и отдыха.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ БИЗНЕВА И ПРЕДПРИЯТИЙ
Руководители или помощники руководителей отделов охраны окружающей среды на производственных предпритих провили сильную заинтересованность в детельности Центра. Вс собираема ими информаци относитс к одной узкой подгруппе - экологи на предпритих, и включает в себ, кроме результатов контрол за осуществлением хозйственной детельности, г сведени о новых технологих, нормативы и инструкции, законодательную базу и программы экологического менеджмента.
Материалы об инновацих на производстве собираютс через открытые специализированные источники и по личным каналам. По административным каналам осуществлетс сбор законодательных документов, нормативов и инструкций. Однако, по свидетельству респондентов, в последнее врем эти свзи заметно ухудшаютс и приходитс использовать личные свзи дл получени необходимых сведений.
Дл руководителей или помощников руководителей отделов охраны окружающей среды на производственных предпритих наиболее актуальной влетс проблема организации поставки информации (указана 54% респондентов). Самое существенное требование г стоимость.
Основна потребность этой группы респондентов - нормативна и законодательна базы, за измененими, в которых очень сложно уследить. Кроме того, дл эффективного осуществлени своих обзанностей им чрезвычайно необходима Морганизационна> информаци. Детельность Центра, если она будет направлена на решение упомнутых проблем, могла бы восполнить дл этой категории потребителей ослабление свзей с государственными органами и способствовать своевременному вывлению противоречий в законодательной и нормативной базе. Представители торговли (малый и средний бизнес) не интересуютс возможностью получени экологической информации. Экологическа проблематика стоит на последнем месте среди проблем предпритий г налогов, арендной платы, коррупции и т.д. Все опрошенные эксперты отмечали, что данна тема - тема будущего, её нужно развивать. Они выражали интерес к конкретным вопросам (например, к стандартам экологического менеджмента) и согласие участвовать в воплощении программ по экологическому информированию. Однако, в ходе интервьюировани и анкетировани выснлось, что Мв данный момент времени нет, оно уходит на предвыборную кампанию>, Мрешение текущих задач>. К последним двум экологическа проблематика не относитс.
Таким образом, необходима мощна стимулци "младенческого" интереса этой категории предпринимателей к экологической информации. В этом процессе могут помочь лидеры бизнес-объединений, но только в случае формировани реальной программы, котора будет отталкиватьс от интересов предпринимателей. Риэлтеры потребителми экологической информации практически не влютс: из 12 крупнейших агентств недвижимости Санкт-Петербурга ни в одной нет систематического сбора экологической информации. Поэтому, единственно возможным вариантом сотрудничества с агентами недвижимости влетс индивидуальное предоставление информации о состонии окружающей среды в отдельных районах города дл удовлетворени запросов их клиентов.
В целом, наши результаты свидетельствуют, что одна из наиболее активных и значимых социальных групп - бизнесмены, руководители и менеджеры предпритий, в настощее врем не имеют достаточной мотивации в получении экологической информации. Ввиду важности этой группы дл успеха сохранени окружающей среды необходимо разработать стратегию информировани и вовлечени, учитывающую интересы и запросы бизнеса
БЛАГОДАРНОСТИ
Мы выражаем глубокую признательность всем, кто помогал нам в этом исследовании, а именно: Болотовой Алле и Воробьеву Дмитрию - за помощь в разработке опросников и консультации по методике, большой группе студентов, проводивших опрос, среди которых Денисон И., Щербаков В., Семакова О., Газзаева Э., Толмачева Л., Новожилов А., Кондратьева Я., Гришико Н., Триполитова Т., Осипова А., Крупенина С., Чисткова Т., Семенова М., Шевченко И., Харитонова И., Кирсанов Д., а также Вороновой Елене Анатольевне, котора привлекла студентов кафедры социальной работы социологического факультета СПбГУ к этой работе.
Изучение проблем информированности населени в области экологии и окружающей среды и возможности различных социальных групп активно влить на ситуацию влетс одним из приоритетов детельности инициативной группы МДиалог-21>.
Полный отчет проведенного исследовани можно найти в формате WinWord97 на Web-сервере ENWL по адресу: http://enwl.net.ru/files/fullrep.doc
Контактна информаци:
Александр Карпов ask@spbsn2.spb.org
Анастаси Гордеева agordeeva@yahoo.com


21 ноября

Дровосеки матереют

Крупные лесопромышленники продолжают усиливать позиции в Лениградской области. Это касается не только лесных ресурсов, но и возможности проводить выгодную политику.
Председателем областного комитета по лесопромышленному комплексу назначен Михаил Дедов, руководитель ЗАО ДП "Фиро-О", крупнейшей лесозаготовительной фирмы Выборгского района и председатель правления "Союза лесопромышленников". Вскоре появилась информация о том, что губернатор Валерий Сердюков намерен изменить Положение о комитете по лесопромышленному комплексу. Раньше комитет выполнял роль куратора лесозаготовителей, теперь же, как заявлено в сообщении пресс-службы областного правительства, он будет "соблюдать баланс интересов государства и коммерсантов".
Однако не всех. Речь идет о примерно 30 крупных фирмах, вырубающих львиную долю всего заготавливаемого в Ленобласти леса. Половина этих фирм действует в Выборгском районе, наиболее привлекательном из-за развитой транспортной инфраструктуры и близости границы. Между ними распределено около 90% лесных площадей, на которых разрешена рубка.
Ситуация в корне отличается от того, что было еще два-три года назад, когда в Выборгском районе действовало больше ста лесопользователей. Главную роль в этом сыграло введение аренды лесного фонда.
Аренда
Аренду начали внедрять в 1996 году, когда были приняты "Основы лесного законодательства РФ". По ним была разрешена передача лесов в аренду сроком до 49 лет районными администрациями. Аренда была выгодна местным властям и лесхозам - подразделениям Федеральной службы лесного хозяйства, поскольку деньги, взымаемые в качестве лесных податей, делились между ними пополам. (Реально лесхозы получали меньше, поскольку активно использовались взаимозачеты, но и этому были рады). Тогда в Выборгском районе аренду на 49 лет успели оформить всего несколько фирм-заготовителей.
В 1997 году вступил в силу Лесной Кодекс, по которому право предоставления аренды перешло к правительству Ленобласти. В областной бюджет стали перечисляться и лесные подати, в районе остались лишь обычные налоги, взымаемые с предприятий. Муниципальные власти фактически оказались лишены рычагов воздействия на крупных лесорубов, в их распоряжении остались лишь лесные ресурсы, предназначенные для потребления сельским населением и аграрными предприятиями. Таких мелких потребителей довольно много, но каждый вырубает всего 50-200 кубометров в год.
Правительство начало активно внедрять аренду, срок которой был снижен до пяти лет. Фонды рапределялись специальной лесоресурсной комиссией по конкурсу, в котором предпочтение отдавалось фирмам, имеющим собственную техническую базу, традиционно работающим в лесу, и не имеющим долгов - то есть более крупным. Итоги конкурса подвергались сомнению, да и сама идея была дискредитирована тем, что уже после конкурса часть лесов была передана в аренду прямыми распоряжениями губернатора. В частности, фирме "Тимберленд", в дополнение к уже полученным в трех лесничествах площадям, было выделено еще 40 тысяч гектаров. Губернатор (тогда им был Вадим Густов), безусловно, хотел сделать лучше "Тимберленду", но получилось наоборот. По поводу передачи возник юридический конфликт между Северо-Западным лесхозом и областными властями, и до вынесения решения арбитражным судом "Тимберленд", который здесь, вроде бы и ни при чем, не может пользоваться лесом.
В итоге фактически весь лесной фонд в наиболее доступных местах был роздан. Сейчас в Выборгском районе около 90% всех лесов находится в аренде. По мнению профессиональных лесников, это вовсе не плохо: полтора десятка арендаторов лучше, чем сто мелких лесопользователей, которые выписывали себе лесорубочные билеты сроком на год, вырубали все, что можно за месяц и исчезали.
-Арендованный лес - это капитал заготовителя и "якорь", который его держит, -считает главный лесничий Северо-Западного лесхоза Виктор Нарубов. - Если мы выявляем какие-нибудь нарушения, арендаторы всегда добросовестно их устраняют, платят все неустойки. Им приходится думать на годы вперед.
С другой стороны, почти полная "арендизация" выборгского леса лишает бюджет возможностей дополнительного заработка. Попенная плата, перечисляемая в бюджет арендаторами, составляет 50 руб за кубометр. При продаже этого же кубометра "на корню" с аукциона (новое, весьма перспективное направление работы лесников), стоимость может достигать 250-300 рублей. Однако в Выборгском районе продавать уже нечего, за исключением двух небольших участков в Каменногорском и Черкасовском лесничествах.
Все больше, все дольше
Нынешним летом к географической экспансии крупных лесозаготовителей прибавилась временная. Губернатор Сердюков выпустил постановление "Об утверждении программы перехода на наиболее эффективные условия аренды лесного фонда в ЛО". Суть программы в том, что участки, переданные в аренду на пять лет, могут быть вновь выставлены на конкурс - на этот раз для сдачи в аренду на 49 лет. В условиях конкурса явное предпочтение оказывается мощным фирмам, которые смогут не только полностью "выбирать" расчетную лесосеку, но и развивать собственную перерабатывающую базу, строить и ремонтировать дороги и участвовать в социальных программах местных властей. При этом не менее 40% заготавливаемой древесины должно перерабатываться или продаваться на внутреннем рынке. Хотя "Программа" предусматривает обязательное согласие и участие в конкурсе нынешних, 5-летних арнедаторов, не исключено, что при ее реализации произойдет перераспределение лесного фонда - в пользу наиболее сильных деятелей лесопромышленного комплекса.
Сами крупные лесорубы этому рады. "Мы будем подавать заявку на участие в конкурсе и думаю, что победим", - сообщил Павел Ковалев, исполнительный директор фирмы "Рост", у которой делянки взяты в аренду на 5 лет. "Это хорошо для тех фирм, которые решили всю жизнь посвятить лесозаготовкам. Полувековая аренда - это значит, что ты уже хозяин в лесу, можно планировать свою работу на годы вперед. Мы, например, хотим расширять участок переработки (сейчас в основном гоним кругляк на экспорт), недавно запустили сушилку".
Новый председатель леспромышленного комитета готовит проект распоряжения, по которому местные фирмы получат преимущества при заготовке и переработке леса. Заготовителям будет снижена попенная плата, а переработчикам предоставлены налоговые льготы. Сегодня главным потребителем не слишком ликвидного сырья -балансов - является Светогорский ЦБК, здесь закупили с начала года около 700 тысяч кубометров лесного баланса. На Сясьском ЦБК при мощности переработки 1 миллион кубометров, используется одна десятая от возможностей. Выборгский ЦБК, если бы работал, мог потреблять около 300 тысяч кубометров хвойного баланса.
Константин Шолмов, "Зеленая линия"

21 ноября

Новости Ассоциации зеленых Карелии N 13

20.11.99. Петрозаводск.
Ассоциация зеленых Карелии объявила о проведении акции "Чистые выборы". Цель акции - положить конец расклеиванию предвыборных агитационных материалов различными кандидатами в депутаты, политическими партиями и блоками в местах, специально для этого не отведенных. На каждую неправильно помещенную листовку будет наклеен ярлык с надписью: "Позор кандидатам, загрязняющим город!". Данный текст может меняться, тем более, что к акции могут присоединиться другие организации, а также кандидаты в депутаты, считающие себя ответственными за состояние городской среды. Инициаторы акции надеются, что власти предпримут все возможное для увеличения мест, законно отведенных для вывешивания предвыборных агитационных материалов.

18.11.99. Петрозаводск.
Вышел очередной, теперь уже 16-страничный номер Информационного бюллетеня для некоммерческих организаций, издаваемого Ассоциацией зеленых Карелии в рамках проекта "Становление Карельского регионального информационно-координационного центра". В бюллетене публикуются материалы о проблемах формирования в нашей стране гражданского общества, о стратегии фандрайзинга - на основе услышанного Егором Фекличевым на конференции World Learning в Москве, о работе Центра доступа к ресурсам Интернет негосударственных некоммерческих организаций - опрос посетителей Центра, о путях реализации права на альтернативную гражданскую службу - статья Максима Оленичева "Право не убивать". "Атомная энергетика и антиядерное движение в Нидерландах" - так называется статья Санне Слегтенхорст, перепечатанная из альманаха "Участие". Уникальный материал "Экологическая этика и заповедное дело" взят из книги В.Е. Борейко "Прорыв в экологическую этику" (Киевский эколого-культурный центр). В номере также публикуются Заявление Межрегиональной Группы Правозащитная Сеть и Рязанского правозащитного общества "Мемориал" о развязанной на территории России, на Кавказе новой страшной войне, Заявление Социально-экологического союза по поводу обыска ФСБ на квартире американского ученого Джошуа Хэндлера и преследовании экологов в России. Есть и другие интересные и важные материалы, касающиеся, например, Интернет-мониторинга избирательных кампаний 1999-2000 годов - сообщение Николая Корпусенко о поддержке Институтом "Открытое общество" нового всероссийского проекта "Информатика для демократии: 2000+". Публикуется информация о Региональной молодежной общественной организации "Молодежное движение Карелии". Электронная версия Информационного бюллетеня для НКО, как обычно, размещена в Интернет на сайте Ассоциации зеленых Карелии.

18. 11.99. Петрозаводск.
Продолжается история, связанная с вырубками леса в районе санатория "Белые ключи". В Ассоциацию зеленых Карелии поступило обращение, подписанное тридцатью жителями Сайнаволока и микрорайона Ключевая с просьбой разобраться с данной вырубкой. Граждане свидетельствуют, в частности, что "летом по обе стороны просеки, ведущей к озеру от санатория, горит лес. Ни разу ни одна ответственная служба не появилась на этих "низовых" пожарах. Но каждую зиму, с завидным постоянством, появляются бригады лесорубов и спиливают деревья в зоне пожара, в том числе и деревья живые, стоящие на корню. При этом вырубается лес вовсе не охваченный пожаром. Такие пожары для пригородной зоны дело обычное. Вот только странно, нигде так часто не горит лес, как именно здесь - вдоль просеки, причем в местах настолько же неудобных для проведения пикников, насколько удобных для вывоза леса. Невольно закрадывается мысль: "А может это кому-нибудь нужно?" И далее: "Как выяснилось такую своеобразную заботу о зеленой зоне проявляет комбинат по благоустройству города. Это при том, что весь лес, от Ключевой до Нефтебазы завален упавшими и гниющими деревьями. Ни разу в этом лесу никто не наводил порядок. Обочины дорог, отходящих от основной трассы, превращены в бесчисленные стихийные свалки. Лес медленно умирает. Но почему-то Комбинату по благоустройству нет до этого дела. С другой стороны, мероприятия, ведущие к конкретной наживе, проводятся оперативно с привлечением техники и людей. И вот снова после свежего сентябрьского пожара по первому снегу прибыли "благоустроители леса". История продолжается, а письмо, поступившее в адрес Ассоциации будет передано в соответствующие инстанции.

17.11.99. Москва.
Карельский поселок Надвоицы оказался в списке объектов "государственного химического терроризма". Этот список, в который вошел 21 российский населенный пункт, опубликован в номере 514 электронного бюллетеня "Проблемы химической безопасности". Из-за деятельности алюминиевого завода у женщин поселка число самопроизвольных выкидышей в 2,8 раза выше, чем в контроле, мертворождений - 3,8 раза, врожденных уродств - 16,8, нефропатии - 2,8, анемии беременных - 2,0, гипоксии плода - 9,0 раз. В группе 12-летних школьников общий показатель пораженности флюорозом - 93 процента, в том числе с тяжелыми степенями - 84,2. Это данные начала 90-х годов. В настоящее время госорганы дают очень скудную информацию о ситуации в этом поселке. Известно только, что уровень загрязнения воздуха Надвоиц в 1998 году превысил допустимый в 2,2 раза. Также известно, что Надвоицкий алюминиевый завод является в Карелии самым мощным промышленным загрязнителем окружающей природной среды бенз-А-пиреном. Здесь же отмечены самые неудовлетворительные показатели качества воды в источнике питьевого водоснабжения.

10.11.99. Петрозаводск.
В октябре по линии электронной "Зеленой рассылки Республики Карелия" переданы следующие сообщения и материалы: INTERNATIONAL CONFERENCE CHALLENGES FOR SCIENCE AND ENGINEERING IN THE 21st CENTURY. Stockholm, Sweden, 14-18 June, 2000. First Announcement (ENWL); ХИМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (тематический перечень выпусков бюллетеня "Проблемы химической безопасности" с 1 по 499) - UCS-INFO.500; анонс online-интервью Главы самоуправления г. Петрозаводска А.Ю. Демина; Варианты вопросов кандидату в депутаты (просьба А.В. Яблокова); просьба Лины Зерновой подсказать специалиста, который бы мог прокомментировать воздействие мазутного разлива в Неве на ихтиофауну реки; информационные сообщения о выходе книги Л.А. Федорова и А.В. Яблокова "Пестициды - токсический удар по биосфере и человеку" и об открытии рубрики "Среда обитания" в "Российской газете"; Заявление Межрегиональной Группы Правозащитная Сеть и Рязанского правозащитного общества "Мемориал" от 17 октября 1999 года; приглашение принять участие во II Международной конференции по сертификации лесоуправления 26 - 27 октября в Великом Новгороде и информационное письмо руководителю организации; ЗАЯВЛЕНИЕ Нижегородского общества прав человека в связи с развитием событий в Чеченской Республике; информация Яд-news о завершении работы по очистке Финского залива и Невы от нефтепродуктов (со ссылкой на ИТАР-ТАСС); информация Яд-news о сбросе нефтепродуктов в реку Яузу (со ссылкой на газету "Московский комсомолец"); АНОНС пресс-конференции "ФСБ: давление на экологов продолжается. Возможны новые аресты"; пересылка: о подвижниках (сообщение Николая Корпусенко); СТОЙКИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ЗАГРЯЗНИТЕЛИ: ВЗГЛЯД ИЗ ЖЕНЕВЫ (UCS-INFO.501) и информация о присоединении к платформе IPEN; Экосводка N 36 (117) ЦКИ Социально-экологического Союза; некоторые сообщения [ENWL] brief news; Заявление Социально-экологического союза об обыске ФСБ на московской квартире американского ученого Джошуа Хэндлера; ПЕСТИЦИДЫ: ЧТО И КАК ВИДИТ ПРЕССА (UCS-INFO.506); ОБМАН НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ (UCS-INFO.503).
e-mail: greens@karelia.ru
http://geoserv.krc.karelia.ru/greens/start.html


19 ноября

Приморск, объект 891: группа особого риска

Долгое время этот объект был полностью закрыт для прессы, и только в пору гласности в газетах появились кое-какие сведения о том, что в Выборгском районе проводились испытания с использованием высокотоксичных компонентов / "Ленинградская правда от 06.04.91, "Выборг" от 10.04.98/. Предприятие, на котором проводились опасные испытания, неоднократно меняло свое название, в разные годы оно именовалось филиалом #1 п\я 6, Приморским филиалом КБ "Энергомаш", Испытательным центром НПО "Энергия", Приморским филиалом НПО "Энергия" и т.д. Видимо, делалось это из соображений секретности и сокрытия истины, дабы исключить утечку информации как в сторону главного конкурента в гонке вооружений, так и в сторону местного населения. Поэтому мы не могли даже и догадываться о том,что происходящее рядом может обернуться катастрофой, подобной Чернобылю. Упоминание об объекте 891 соответствует шифру проекта генерального плана секретного предприятия.

При подготовке этой публикации использованы аудиозаписи бесед с бывшими специалистами объекта 891, достоверность фактов подтверждена ветеранами объекта 891, с которыми корреспондент "ВВ" встречался нынешней осенью в Приморске.
Ставка больше, чем жизнь
20 марта 1958 г. Правительство Союза ССР и ЦК КПСС под грифом "совершенно секретно" подписали постановление о создании зоны наземных испытаний ракетно-космических систем особого назначения на территории Выборгского района Ленинградской области.
Это было время обострения холодной войны. Противостояние двух систем становилось особенно непримиримым, и та, и другая стороны направляли свои усилия на освоение космического пространства, ибо успехи в этом деле открывали перспективы достижения военного превосходства. На это не жалели сил и средств. В США в рамках проекта "Ровер" интенсивно разрабатывался ядерно-ракетный двигатель большой мощности, первые испытания которого прошли в июле 1959 г. на полигоне штата Невада. До середины 1963 г. американцы испытали несколько вариантов ЯРД с реактором типа "Киви-В-1В".
В нашей стране в качестве альтернативы был принят за основу безъядерный вариант. Ракетная тяговая система с использованием жидкого фтора не уступала американскому проекту.
Здесь следует обратить внимание на необычные свойства фтора. Фтор - самый активный элемент таблицы Менделеева. В переводе с латыни слово "фтор" означает "разрушающий". Еще на заре развития химии знаменитый Лавуазье сравнивал фтор с диким зверем, приручить которого вряд ли удастся человечеству. Изучавшие фтор энтузиасты-одиночки сталкивались с его черной неблагодарностью: исследователи получали тяжелые отравления, ожоги, а то и вовсе оставались без пальцев. В начале 60-х годов нынешнего века ученые-химики предупреждали о большой опасности фтора и предвещали непреодолимые трудности.
Здесь, на Выборгской земле, испытателям предстояло пережить наперед заданные неудачи и неприятности и сделать так, чтобы работать с "неукротимым зверем" было так же безопасно, как и с обычным /штатным/ компонентом ракетной техники.
Зона строгого режима
Испытательный комплекс /объект 891/ был расположен на узком перешейке между озером Высокинским и Финским заливом. Вокруг него, в радиусе 5 км., была зона строгого режима с соответствующим ограждением и предупреждающими знаками. В этой зоне не было населения, запрещались все виды сельскохозяйственных работ и лесохозяйственной деятельности. Зону и объект 891 охраняли подразделения войск МВД, действовавшие по тем же, примерно, инструкциям, что и охрана лагеря особо опасных преступников. Далее, за пределами радиуса 5 км. и до 8 км., находилась полоса контроля воздушной среды - главным образом, в прилегающих населенных пунктах: Ермилово, Малышево, Рябово, Лужки.
Фтор и его соединение - фтористый водород, образующийся в камере сгорания ракетного двигателя, - это высокотоксичные компоненты. Предельно допустимая концентрация фтора в населенных пунктах 0,001 миллиграмма на один кубометр воздуха, фтористого водорода - соответственно 0,01. В процентном отношении это выглядит как одна десятимиллионная и одна миллионная доли процента.
Такие гомеопатические достижения в науке и технике относили по классификации в разряд ультрачистых класс С. Даже если бы и расширить зону строгого режима до предместий Выборга, лучше от этого не стало бы. Даже на границах обширной зоны невозможно было получить чистые результаты.
Чтобы не превратить Выборгский район в полигон смерти, потребовались специальные устройства для улавливания и обезвреживания высокотоксчичных компонентов еще до выброса их в атмосферу. Проблема оказалась не простой. Дело в том, что газ выбрасывается из двигателя со скоростью 4 км/сек, с температурой свыше 4 тыс. градусов. / Для сравнения : снаряды дальнобойной артиллерии имеют вчетверо меньшую начальную скорость/. Такая физическая сила могла разрушить перед собой все, что угодно.
Первые удачные испытания с фильтром химической очистки были проведены в 1962 г. В дальнейшем схема совершенствовалась по мере роста количества и качества испытаний. Окончательный вариант представлял собой трехконтурную схему. В прочной барокамере первого контура располагался ракетный двигатель, поставленный на испытания. Барокамера вакуумировалась до 20 мм ртутного столба. Во втором контуре газ охлаждался и поступал в фильтр химической очистки. После фильтра отработанные газы последовательно проходили в вертикальный /третий/ контур и выбрасывались в атмосферу на высоту низкой облачности под напором струи газов от вспомогательных авиационных двигателей типа РД3М. Технологические операции с жидким фтором недежно закольцовывались в замкнутый контур с помощью фтор-гелиевого рецикла, отходы составляли меньше 0,5% и подвергались химической очистке.
Специальные обследования объекта 891 и населенных пунктов, проведенные Госсаннадзором и Институтом биофизики, подтвердили эффективность созданных систем. Казалось, проблемы остались позади...
В начале 70-х годов приступили к ресурсным испытаниям, и расход фтора увеличился в полтора раза. Единовременная подача на одно испытание достигала 16 тонн в течение 800 секунд. Появились симптомы роста концентраций фтора в населенных пунктах . Пришлось существенно сократить количество испытаний. В 1973 г. расход фтора составил 70% относительно 1972 г. Но уровень концентраций продолжал возрастать. В 1974 году по специальной программе приступили к проверке надежности всех разъемных стыков на трубопроводах жидкого фтора. Вскрытие стыков связано с большой опасностью, концентрации многократно превышали предельно допустимую норму. Испытатели ощущали действие фтора на кожу. По мере устранения выявленных утечек положение в населенных пунктах постепенно улучшалось.
На грани катастрофы
В 1975 году общая статистическая картина складывалась неплохо: процент положительных проб воздуха на концентрацию фтора снизился по сравнению с предшествовавшим периодом. Но возросли значения максимальных концентраций. Во второй половине 1975 г. неоднократно фиксировались повышенные концентрации в районе хранилищ фтора и главного испытательного стенда. Испытатели валили вину друг на друга, не стесняясь при этом крепких выражений.
Анализируя размерные цепи стыков, конструктор В. Хряпов обнаружил принципиальную ошибку в первых разъемных соединениях емкостей хранения жидкого фтора. Все виды испытаний были остановлены. Вскрыли первую емкость - опасения подтвердились. Последовательно проверили все емкости - на всех один и тот же дефект. Без преувеличения можно сказать, что положение было на грани катастрофы.
И началась адская работа. Провели необходимый ремонт и в сентябре 1975 г. испытания возобновились. Вскоре наступил и самый ответственный период на объекте 891 - межведомственные испытания. Двигатель вел себя на удивление спокойно, в штатных и запредельных режимах его ресурс и количество повторных запусков значительно превышали проектное задание.
Так в нашей стране был создан двигатель, превосходящий по энергетическим и весовым характеристикам известные аналоги в составе космических ракет-носителей.
Вопросы и ответы
Встречи корреспондента "ВВ" с ветеранами объекта 891 - рабочими и специалистами дали столь обширный материал, что из соображений экономии газетной площади пришлось изложить его в форме ответов коллективного собеседника на вопросы корреспондента.
ВОПРОС. Чем все же закончилась ракетно-ядерная программа США?
ОТВЕТ. После проекта "Ровер" американцы в 1966 г. громогласно заявили, что в Центре разработки ядерных ракет / штат Невада/ ведутся важные испытания двигателя по проекту "Нерва" и в 1975 г. с мыса Кеннеди взлетит ядерная ракета. Потом, правда, они надолго умолкли. Видно, не слишком удачными были испытания.
ВОПРОС. Можно сегодня узнать имена тех, кто руководил разработкой супердвигателя и созданием испытательного комплекса - объект 891?
ОТВЕТ. Все они из Газодинамической лаборатории и Опытного конструкторского бюро /ГДЛ-ОКБ/ : главный конструктор В.П.Глушко, его замесчтители В.П.Радовский и В.Л.Шабранский, начальник объекта 891 и зам. главного конструктора Е.Н.Кузьмин, его заместители А.А.Мееров и А.А. Белов, главный специалист по газодинамическим проблемам - генерал И.И.Кулагин, ведущие специалисты по подготовке и проведению испытанийй В.Е.Руденко, В.В.Кузнецов, В.А.Пинчук, И.М.Устинов, Ю.П.Степанов. Кроме того - специалисты 3-го Главного управления Минздрава СССР, принимавшие ответственные решения по безопасности испытаний : Ю.И.Нырненко, А.И.Дорченко, А.В.Михайлова.
ВОПРОС. Сколько было смертельных случаев отравления фтором?
ОТВЕТ. Таковых не было. Даже в группе особого риска. Каждый работник объекта имел имел при себе противогаз марки АФ все время нахождения на объекте, все рабочие помещения были радиофицированы, оповещения о температуре воздуха, скорости и направлении ветра относительно испытательных стендов, сигналы и предупреждения об опасности передавали по громкоговорящей трансляции. Кроме того операции с фтором проводились с разрешения службы химбезопасности после выполнения необходимых мероприятий по химзащите.
Отравление же происходило постепенно, день за днем, и не столько через органы дыхания, чему врачи уделяли внимание при диагностике и лечении, сколько через кожу. Спецодежда, созданная Институтом биофизики, не защищала. Эта беда была выявлена с большим опозданием - во время завершающих работ. И от этой беды больше всех пострадала группа особого риска.
ВОПРОС. Что ожидало Выборгский район в том случае, если бы произошла катастрофа, на грани которой в свое время находился объект 891?
ОТВЕТ. Трудно ответить на этот вопрос. Ведь говорить надо о том, чего не было на самом деле. Кое-что можно сказать, исходя из аналитических предпосылок. Смертельные дозы фтора, примерно, такие же как у зорина, который во время второй мировой войны был в арсенале секретного оружия гитлеровской Германии. К тому же против фтора нет средств пожаротушения, в нем горит все - земля, вода, металлы... В случае разрушения хранилищ в атмосферу могло поступить несколько десятков тонн фтора. Смертельные дозы при неблагоприятных метеоусловиях распространились бы до 100 км., дальше - отравляющие концентрации. Этого, к счастью, не произошло. Сие свидетельствует о том, что на завершающем этапе работ мы были способны справиться с фтором.
ВОПРОС. Сколько фтора было израсходовано на объекте 891?
ОТВЕТ. Более 4 тыс. тонн. Максимальный расход, 604 тонны, - в 1974 г.
ВОПРОС. Каково было воздействие фтора на природу в зоне особого режима? Например, - на лес?
ОТВЕТ. Лиственные породы не имели явных признаков поражения. Несколько участков хвойного леса /молодняка/ пострадали в первой половине 60-х годов. На этих участках были сделаны новые посадки и теперь там стоит высокий строевой лес. В начале 70-х годов в зоне строгого режима появился выводок глухарей. Редкая птица. Хорошее предзнаменование.
ВОПРОС. Работа на объекте была тяжелой и опасной. Чем руководствовались вы, идя на эту работу, занимаясь ею многие годы?
ОТВЕТ. Все мы сознавали, что в какой-то мере являемся продолжателями славного дела Газодинамической лаборатории и Опытного конструкторского бюро под руководством академика Валентина Петровича Глушко, где были созданы реактивные снаряды знаменитой "Катюши" и последующих систем залпового огня, а также - широкий класс двигателей космической тяговой энергетики для межконтинентальных ракет, запуска искусственных спутников Земли и пилотируемых космических аппаратов.
ВОПРОС. Как живете теперь, в условиях рыночной экономики?
ОТВЕТ. Как и все - с надеждой на лучшее. В Приморске отключен газ, в квартирах холодно. Когда-то членов группы особого риска обследовали в спецполиклиниках 3-го Главного управления Минздрава, в Институте биофизики, Военно-медицинской академии - обогащали секретную медицинскую науку. Теперь эти учреждения для нас закрыты, а местные врачи не знают, от чего и как нас лечить, да и лекарств нет.

В беседе с ветеранами объекта 891 корреспондент "ВВ" узнал, что группа особого риска принимала участие в ликвидации аварии на строительстве участка Ленметрополитена Лесная - пл. Мужества. Через много лет эта авария вновь заявила о себе, потребовав колоссальных средств на восстановлдение движения поездов на этом участке. Только теперь нет уже тех беззаветных помощников. Правопреемник объекта 891 - НТЦ РКК "Энергия" почти полностью утратил былую специализацию. Его юридический адрес /согласно постановлению главы администрации Выборгского района от 19.01.95 #82/ - Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Приморск. Попробуй найди!
Настя Королева, "Зеленая линия"
From: "Nastya" ww@vyborg.ru


17 ноября

Наши интервью: Запад помогает Петербургу избежать эко-апокалипсиса

Как уже сообщала "Смена", в конце октября в Брюсселе Управление по охране окружающей среды администрации Санкт- Петербурга было награждено призом программы "Лайф-третьи страны". Это высокая награда, ведь Санкт-Петербургу удалось осуществить лучший из 116 проектов, развиваемых Европейским Союзом в 15 странах в течение последних шести лет! Вместе с тем 4 других проекта программы "Лайф", также развернутых в нашем городе, вошли в перечень 16 самых успешных.

С начальником Управления по охране окружающей среды Анатолием Баевым беседует наш корреспондент.
- Анатолий Сергеевич, сколько в Петербурге развивается западных проектов и что вообще понимать под словом "проект"?
- Представьте гальванический цех крупного производства, стоки которого напрямую сбрасываются в Неву. Завод старый, очистных сооружений исторически не имеет, не имеет и средств для строительства новых. Остановить цех нельзя - на улице окажутся сотни, а учитывая связи с другими предприятиями, тысячи человек. А продолжать работу тоже "мучительно больно" - дно у выпускной трубы уже давно превратилось в мертвую зону.
И тут находится западный партнер, готовый вложить средства в решение проблемы, причем, не только на этом заводе, но и на нескольких других предприятиях города. Так вот вся работа, начиная с изучения губительного воздействия "гальванической трубы" на жизнь в реке, и заканчивая испытанием уже смонтированной очистной установки, называется проектом.
Начиная с 1993 года в Петербурге осуществлено 40 малых и больших проектов. Вот лишь некоторые из них: очистка от вредных аэрозолей воздуха на лакокрасочной фабрике "Пигмент", восстановление проржавевших канализационных трубопроводов под Невским проспектом, обезвреживание токсичных стоков с городских свалок Санкт-Петербурга. И в каждом случае речь идет о внедрении современных природоохранных технологий в точке повышенного экологического риска.
- Кто же определяет эти точки?
- Администрация города. Вместе с тем мы учитываем, что наших западных коллег волнуют, прежде всего, проблемы, связанные с загрязнением вод Балтики. Ведь традиционными партнерами Петербурга являются страны побережья Балтийского моря и Северные страны - Финляндия, Швеция, Германия, Дания Голландия, Норвегия, а также Европейский Союз, работающий с нами через программы ТАСИС и "Лайф".
- И какие же средства за это время были привлечены на укрепление экологического благополучия нашего города?
- За последние пять лет безвозмездных западных инвестиций привлечено на сумму более 6 миллионов ЕВРО. Но в целом на улучшение "экологии" затрачено больше.
Дело в том, что, вынося на рассмотрение западных партнеров тот или иной проект, мы заявляем, что 50 процентов средств беремся найти сами. (Если бы Санкт-Петербург незамысловато просил у Запада денег на решение своих проблем, то ничего, никогда не получил бы.) Обычно это бывают бюджетные инвестиции, вклады предприятий, а также помощь западных коллег.
Например, в проекте по отходам здравоохранения, финансируемом программой "Лайф-третьи страны" ( 265 тысяч ЕВРО), приняли участие министерство окружающей среды Гамбурга (21 тысяча), администрация датского города Орхуса (10,1 тысячи), Управление больниц Парижа (33,7 тысячи), город-побратим Турку (12,7 тысяч ЕВРО). Повторюсь, этих добровольных участников проекта наше Управление отыскало по своей инициативе. Вместе с тем 40 процентов средств или 311 тысяч ЕВРО - вложило правительство Петербурга.
- Чуть подробней - что за проект по медотходам:
- То, что происходит сегодня в российских городах с отходами больниц, поликлиник, госпиталей, не укладывается в цивилизованные рамки. На свалки попадают не только инфицированные шприцы, системы переливания крови, окровавленные повязки, но и отходы с операционных столов. Хлорамина на дезинфекцию попросту не хватает. Только в Петербурге за год собирается 125 тысяч кубометров больничной скверны. При содействии программы "Лайф" Питер разработал схему обращения с медотходами, обучил 600 человек, закупил специальное оборудование, а также перерабатывающую установку, превращающую больничную дрянь в безопасную труху. Сегодня одна пятая медицинских отходов Петербурга уже перерабатывается.
- А остальные четыре пятых?
- Для того, чтобы охватить все здравоохранение, необходимы еще 3-4 такие перерабатывающие установки, что поставила в Петербург в рамках проекта немецкая фирма "Пройссаг". Сама по себе она дорогая, но аналог можно изготовить на наших предприятиях. С немцами договоренность на этот счет уже имеется. Если найдется исполнитель заказа - а его оплату берет на себя администрация СПб - через два-три года проблема будет окончательно решена. Заказ тем более выгоден, что спрос на такое оборудование скоро поползет вверх - его начнут приобретать все регионы России.
- Анатолий Сергеевич, признайтесь - были ли за минувшие шесть лет проекты-неудачники?
- Нас иногда упрекают, что мы получаем с Запада устаревшее оборудование. Да четыре года назад мы получили из Гамбурга 3 бывших в употреблении мусоровоза, которые передали фирме, занимающейся транспортировкой отходов в Красном Селе. А в сентябре - пожарные машины из Германии для Юнтоловского заказника и Северной свалки. Вся техника находится в отличном состоянии и будет еще работать еще много лет. Лучше иметь такую, чем ничего.
- А что Вы скажете по поводу проекта "Предотвращение аварийных нефтяных разливов:" той же программы "Лайф"? Не показала ли авария на Неве, что западные денежки на обучение персонала и оборудование были потрачены напрасно?
- Скрывать нечего - город оказался не готов к аварии такого масштаба. Но не потому, что подкачал персонал, а из-за крайней бедности аварийных муниципальных служб. Им едва хватает средств на поддержание на плаву двух стареньких, купленных еще 30 лет назад, нефтесборщиков. Скажу больше, если бы не проект, у нас не было бы и того скромного запаса боновых заграждений, что имеем сегодня. Его подарили западные коллеги.
Современный нефтесборщик стоит около 1 миллиона долларов и никто дарить нам такие подарки не будет. Такой суммы не найти и бюджету. Выход один: построить судно надо своими силами. В следующем году начнем переговоры с ЗаКСом о выделении денег на строительство из средств, собираемых за платное природопользование.
- Пользуясь случаем, вопрос "не по регламенту": авария с мазутом окончательно ликвидирована?
- Ликвидирован мазут, что плавал на поверхности. А чтобы навести порядок окончательно, потребуется еще немало средств. К примеру, только 2,5 миллиона рублей потребуется на ручную зачистку берегов малых рек и каналов.
- Хотите сказать, что очищать берега придется вручную?
- Конечно, и мы готовы начать эти работы, как только получим от "Волготанкера" средства за причиненный ущерб. Кроме того, город допустил грубейшую ошибку, не сделав съемки дна - необходимо определить картину распределения мазута, осевшего в русле Невы и в Маркизовой луже. С этим легко могло бы справиться судно "Экопатруль", которое имеет для этого технические возможности. И последнее - очень жаль, что расследование аварии прошло без участия федеральной структуры - Госкомэкологии. Такие ЧП случаются в России не каждый год.
- Приз в Брюсселе ваше Управление получило за проект ЕCАТ. Что это такое?
- Шесть лет назад под таким названием в нашем городе был создан международный экологический центр. Три года его работу финансировала Европейская Комиссия. А дальше центр, накопивший богатый опыт международного сотрудничества, стал структурой нашего Управления. Сегодня ЕСАТ ведет всю международную деятельность, реализует обязательства Санкт-Петербурга в межправительственных соглашениях, помогают западным бизнесменам расширять контакты с питерскими партнерами. И т.д.
Горожане должны знать ЕСАТ по фестивалю "Зеленый взгляд", который проводится последние четыре года А чего только стоит видеотека из 130 международных экологических фильмов, которые может взять напрокат любая школа или ВУЗ! Это тоже работа центра. - У вас большой опыт работы с европейцами. Каково главное условие успешного сотрудничества?
- Финансовая прозрачность. К нам постоянно приезжают эксперты, члены парламентов европейских стран: хотим посмотреть, как потрачены средства, выделенные нашим правительством. Мы показываем объекты, финансовые документы. Если бы хоть раз деньги были бы потрачены на иные цели, о дальнейшей работе речь и не шла.
- Значит, на очереди другие питерские проблемы? Какие же?
- В нашем городе миллион автомобилей и каждый использует технические масла. Отработав свой срок, они уходят в канализацию, попадают в водоемы, поскольку сбора никто не ведет. В следующем году мы подадим заявку на проект по сбору и утилизации машинных масел и, надеемся, она найдет поддержку.
Надеемся, европейские партнеры помогут разрешить и противоречия, возникшие между правительствами города и области по вопросу отходов. Сегодня оба субъекта федерации занимается каждый своими отходами, но область постоянно упрекает город в том, что его мусор остается на ее территории.
- И справедливо упрекает:
- К разработке этой темы тоже будем привлекать европейских партнеров. Вообще говоря, Санкт-Петербург далеко не в полной мере использует те средства, которые выделяются развитыми странами для поддержки стран Восточной Европы. Мы, конечно, делаем многое, но резервы еще есть.
- Анатолий Сергеевич, а не стыдно ли выступать, извините, в роли просителей?
- Это смотря как смотреть. Ведь с общечеловеческой точки зрения одна страна, так или иначе, живет за счет другой. В плане исторического опыта, использования природных ресурсов и т.д. В цивилизованных государствах это понимают. Кроме того, экологические проблемы, как известно, не знают границ, поэтому куда разумнее не ждать эко-апокалипсиса, а помочь соседям постепенно разобраться с ними.
Беседовала Лина Зернова
From: "Valery Koptyaev" lina@sbor.ru


14 ноября

Oilpollution of Yuntolovsky reservation

Угроза нефтяного загрязнения Юнтоловского заказника и Лахтинского разлива предотвращена усилиями сотрудников Ассоциации промышленных предприятий "Технология - XXI".
Много лет из протекающих цистерн, находившихся на территории "Завода им. В. Я. Климова", авиационный керосин поступал в водоносные подземные пласты, где и удерживался напором воды. Наконец, пропитав почву, он добрался до реки Каменки, а затем, вначале тонкой радужной пленкой, потом - плотным, покрывающим речку слоем, потек в Финский залив. Нефтяной след обнаружили финские экологи - в экстерриториальных водах. Потом по нему вышли на загрязнителей.
Проанализировав ситуацию, сотрудники завода и ученые-экологи пришли к заключению - под заводом, на небольшой глубине, существует подземное керосиновое озеро объемом в 80 кубических метров. Последствия его прорыва в Каменку были бы ужасны - погибли бы тысячи птиц в Юнтоловском заказнике, на долгие годы стали бы безжизненными река и озера, по которым прокатилась бы эта "радужная смерть". Встал вопрос - как избежать этой катастрофы?
Территория между заводом и берегом Каменки сейчас перегорожена глиняными дамбами и изрыта канавами. Но эти инженерные сооружения дали лишь выигрыш во времени. Керосин нужно было поднять из-под земли. Причем при этом его надо было бы отделить от воды, которая неминуемо попадала бы в насосы.
Взяться за эту работу смогли лишь специалисты Ассоциации "Технология - XXI". Не имея никакого государственного финансирования, без помощи Экологического Фонда, только на средства Ассоциации, они закупили необходимое оборудование, пробурили скважины, и, достигнув поверхности керосинового озера, начали откачку. Все эти работы они вели вместе с сотрудниками "Завода им. Климова", которые сейчас тратят много сил и средств, чтобы ликвидировать безобразие, созданное их предшественниками. Подземной воды добывалось при этом в 10 раз больше керосина. Но вся она очищалась до санитарных нормативов.
Теперь более половины объема керосинового озера откачено. Угроза Юнтоловскому заказнику миновала. Но "капельное" загрязнение речки Каменки еще не предотвращено. Керосин за десятилетия успел пропитать собою толщу почвы. По весьма скромным оценкам, около 4-5 тысяч кубометров земли придется от него отмывать. В "Технологии - XXI" знают, как это сделать, не поднимая такое количество грунта на поверхность. Но для этого нужны новые финансовые вложения. И если пока что все расходы по спасению Юнтоловского заказника покрывались за счет внутренних резервов Ассоциации, то сейчас настала пора, чтобы город также внес свою лепту в решение этой экологической проблемы. Сколько можно, в конце концов, делать вид, что керосинового озера нет и надеяться на труд добровольцев - защитников окружающей среды? Для чего существует у нас Экологический Фонд в таком случае? А если уж он не может оказать содействие в решении такого вопроса, наверное было бы целесообразно городской Администрации обратиться в международные экологические организации за помощью, ведь защита Балтийского моря - забота общая.
Наталья НУШТАЕВА, "Зеленый Крест".
Тел.: (812) 29026-98.


09 ноября

Новости Ассоциации зеленых Карелии N 12

6.11.99. Петрозаводск.
В эту субботу группой общественного экологического контроля Ассоциации зеленых Карелии и жителями микрорайона Ключевая выявлен факт сомнительной рубки леса вблизи санатория "Белые ключи". Судя по представленным заготовителями документам, ордер N 50 на мелкий отпуск древесины на корню от 4 ноября 1999 года выдан городским комбинатом благоустройства господину Позднякову П.Ф., являющегося работником данного комбината. Основание выдачи ордера - повреждения низовым пожаром в сентябре 1999 года. По утверждению местных жителей, такая ситуация возникает не первый год. Сначала лес поджигают летом или в начале осени, а затем, "по первому снегу", приступают к рубке поврежденных деревьев. Наблюдаемые "странности" заставили обратиться к зеленым и в "экологическую милицию". Последняя на место событий не прибыла. По всей видимости, эта история получит свое развитие.

5.11.99.
То, о чем предупреждали социальные экологи начинает сбываться. "Северный курьер" от 5 ноября т.г. опубликовал статью "Лесорубы "вне закона"?", описывающую мытарства исполнительного директора Костомукшского леспромхоза Александра Кузнецова. Суть проблемы - его предприятие потеряло право на выделяемый лесной фонд в связи с новой политикой Правительства Республики Карелия, заключающейся в предоставлении леса в рубку только тем предприятиям или организациям, которые исправно платят налоги. Кроме того, Костомукшскому леспромхозу вдруг стали мешать две фирмы - "Кометэк" и "Фрегат", претендующие на территории, не включенные зелеными и западными покупателями в зону моратория на рубки в старовозрастных лесах. Теряются большие деньги, вложенные в строительство лесовозных дорог, технику, спецодежду, без "куска хлеба" могут остаться 120 лесорубов и их семьи. Вот версия, изложенная в статье Натальей Артамоновой. Неизвестный нам автор не позабыла хлестко повысказываться в адрес Гринпис и вообще пройтись по "зеленой" линии. Вот, например, такой "перл": "...речь шла о настоящей "зеленой" диверсии в лесном хозяйстве республики". Это в связи со статьей, якобы, опубликованной в "Северном курьере" 3 ноября с.г. под названием "Дровосеки, вон с лесосеки". Такой статьи в этом номере найти не удалось. Неувязочка вышла. Или, вот: Костомукшский леспромхоз - "...один из тех, кому наносится непоправимый ущерб действиями партии "зеленых". Весьма... Узнали бы "партийцы", очень удивились бы, что ими кому-то наносится ущерб. Ну, и про Гринпис много чего... Дальше Н. Артамонова (или кто-то, под этой фамилией) пишет, что после того, как финские покупатели присоединились к мораторию на покупку древесины из старовозрастных лесов, лесорубы, "не унывая", нашли покупателей в Кондопоге и Питкяранте. А теперь вот новая напасть - конкуренты "забирают последнее". Рано или поздно "великая битва" за остатки природных ресурсов должна была начаться. И начинается... Ее еще можно сдерживать. Дальше будет хуже, если не сменится парадигма. Читайте статью "Лесорубы "вне закона"?" в Интернет по адресу: http://www.karelia.ru/~kurier/23527/23527_11.html

4.11.99. Петрозаводск.
Координатор Ассоциации зеленых Карелии Дмитрий Рыбаков встретился со студентами третьего курса юридического факультета Петрозаводского государственного университета. Тема встречи - "Экология и права человека". Обсуждены проблемы природоохранных законодательств Российской Федерации и Республики Карелия, приведены примеры некоторых серьезных судебных дел, связанных с защитой прав граждан на экологически благоприятную окружающую среду как в Российской Федерации, так и в Республике Карелия, подробно рассмотрены вопросы, касающиеся планов необоснованной разработки уран-ванадиевого месторождения Средняя Падма в Заонежье и проводимой в связи с этим общественной экологической экспертизы. Слушателей заинтересовали нюансы, связанные с перспективой принятия Закона Республики Карелия "Об общественных экологических инспекциях", общее состояние регионального природоохранного законодательства, а также некоторые аспекты экологического права, являющегося предметом их профессионального обучения. Д. Рыбаков рассказал также об исследованиях динамики загрязнения городской среды столицы Карелии Петрозаводска, проводимых в Институте геологии Карельского НЦ РАН.

3.11.99. Петрозаводск.
Ассоциация зеленых Карелии приступила к проведению свободного голосования на своем сайте в Интернет. В настоящее время проводится голосование по вопросу: "Верите ли Вы, что с 1 декабря этого года, как обещают, водопроводная вода в квартирах жителей Петрозаводска станет чистой?".

3.11.99. Кондопога.
Экологическая общественность города Кондопоги, известного наличием в нем огромного целлюлозно-бумажного комбината, на этот раз заинтересовалась планами создания горно-добывающего предприятия на берегу залива Черга Онежского озера. В 1997 году Председателем Карелгеолкома (ныне Комитет природных ресурсов по Республике Карелия) Александром Булавиным и Главой самоуправления Кондопоги Андреем Кригером ООО фирма "КарелСервисАвто" выдана лицензия "на право пользования недрами с целью добычи габбро-диабазов на Лижемском месторождении". Лидер Союза зеленых Кондопоги "Сандал" Алексей Карпенко убежден, что данная лицензия выдана с нарушением действующего природоохранного законодательства, а добыча щебня на Лижемском месторождении нанесет непоправимый урон здешним нерестилищам ценных пород рыб, природе полуострова Лиж, на котором располагается месторождение, и экосистемам Онежского озера.
e-mail: greens@karelia.ru
http://geoserv.krc.karelia.ru/greens/start.html


04 ноября

Новости Ассоциации зеленых Карелии N 11

29.10.99. Петрозаводск.
Вышел первый номер русскоязычного электронного бюллетеня "Карельские новости защиты животных". В новом издании планируется рассказывать о карельских проблемах животных, действиях по их решению как в Карелии, так и в России; об этике отношения к животным; правах животных, действиях Карельского республиканского Общества защиты животных, некоторых экологических проблемах Республики Карелия и других вопросах. Чтобы подписаться на "Карельские новости защиты животных" необходимо послать сообщение subscribe (news) на адрес animals@post.krc.karelia.ru

29.10.99. Петрозаводск.
1 ноября 1999 г. Петрозаводский федеральный суд может вынести приговор по делу жителя Медвежьегорска, активиста экологического движения Владимира Попова, обвиняемого в совершении убийства. В. Попов полностью отрицает свою вину. Прокуратура, в свою очередь, настаивает на обвинении. Многие в Карелии считают, что дело могло быть сфабриковано, и Владимир Васильевич поплатился за свою общественную деятельность. В июле-августе т.г. Ассоциация зеленых Карелии предоставила В. Попову общественного защитника и затем, также как и другие организации, обратилась с просьбой к российской общественности о поддержке обвиняемого. В настоящее время к делу приобщены обращения общественных объединений из Томска, Горно-Алтайска, Карелии. Активно за справедливое отношение к В. Попову, которого в ходе следствия, по его словам, избивали и не оказывали при этом медицинской помощи, выступают карельские организации "Защита и Будущее", "Пацифист", Карельское республиканское Общество защиты животных.

28.10.99. Петрозаводск.
Известный карельский тележурналист Виктор Максимов сообщил в своей программе "Панорама" о том, что АО "Петрозаводскводоканал" требует снизить содержание меди и цинка в воде, выходящей из локальной водопроводной сети ГТРК "Карелия". В противном случае телекомпания будет подвергаться соответствующим штрафным санкциям. Для своего спасения телевизионщики пригласили Центр санитарно-эпидемиологического надзора, который установил, что содержание тех же меди и цинка в воде на входе в водопроводную сеть ГТРК "Карелия" выше, чем то, которого необходимо достичь по требованию АО "Петрозаводскводоканал"! Эта ситуация безусловно свидетельствует, что финансовые рычаги уже применяются в борьбе за чистую воду в столице Карелии. В свою очередь, в данном конкретном случае ГТРК "Карелия" может заявить свои претензии к той организации, которая поставляет ей воду с повышенной концентрацией токсичных элементов, то есть к АО "Петрозаводскводоканал".

27.10.
. В Карелии нарастает волна протеста против массовых убийств мирных граждан в Чеченской Республике. Недавно, как свидетельствует карельская пресса, десятки солдатских матерей тайно забрали своих детей из военизированных учебных лагерей, опасаясь их отправки на смерть. 21 октября с заявлением выступила карельская правозащитная организация "Пацифист", гневно осудившая действия российских политиков, развязавших "империалистическую войну". В заявлении, в частности, приводятся слова вице-премьера И. Клебанова о том, что на выделяемые дополнительно в 1999 г. на оборонный заказ 4 млрд. рублей будут делать "не только ракеты, но и оружие для решения внутренних проблем". Возможно, федеральные власти уже решили, что смогли, наконец, если не убить способных мыслить граждан, то уж, во всяком случае, до предела промыть им мозги "мыльными операми" и истеричной военной пропагандой. В то же время, некоторые республиканские политики, поддержанные региональными СМИ, начинают пробовать "на зуб" сложившуюся ситуацию. Так, Председатель Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия Валентина Пивненко выступила против отправки солдат первого года службы в "горячие точки". Скорее всего, протесты будут нарастать по мере углубления нового кризиса.
e-mail: greens@karelia.ru
http://geoserv.krc.karelia.ru/greens/start.html


01 ноября

Лен.область: ужесточены меры контроля за сохраностью лесного фонда

В Ленинградской области ужесточены меры государственного контроля за сохранностью лесного фонда. Как сообщили в пресс-центре областного правительства, по поручению губернатора Валерия Сердюкова лесной охраной принимаются строгие меры по предотвращению самовольной вырубки леса, краж с делянок и других нарушений. С начала года патрули лесной охраны провели около 11 тысяч рейдов, выдали почти 2000 предписаний по устранению различных нарушений. В следственные органы отправлено 317 дел, 62 нарушителя привлечены к административной, а 39 - к уголовной ответственности. Приостановлена деятельность некоторых лесозаготовительных фирм.
Для пресечения воровства леса на Карельском перешейке создана технически оснащенная специализированная инспекция, которая ежедневно прочесывает лесные массивы и оперативно пресекает правонарушения. Ее усилиями за 9 месяцев государству возвращено более 500 кубометров деловой древесины - это около 25 лесовозов. Кроме того, 14 лесхозов заключили договоры с районными отделами милиции: к совместному с лесниками патрулированию прикомандированы опытные участковые милиционеры.
(РБК)

30 октября

Новости Ассоциации зеленых Карелии N 10

26.10.99. Петрозаводск.
В Карелии, по существу, затихла активная информационная пропаганда, поддерживающая тотальное истребление волка. Сегодня ученые уже не могут сказать, чем вреден этот хищник, являющийся, по мнению защитников природы, полноправным жителем еще сохранившихся в республике лесов. Тем не менее, сама кампания по истреблению волка, старт которой дан в 1994 году соответствующим приказом Министерства экологии и природных ресурсов РК (!), продолжается. Из приказа следует, что истребление волка охотничьими бригадами должно способствовать поддержанию численности популяции лося. На это специально должны выделяться деньги из экологического фонда. Однако эффективность такой "работы" оказалась прямо противоположной ожидаемой. Несмотря на постоянные сообщения об успехах в борьбе с волком, численность лося в республике сократилась с 16,86 тыс. особей в 1994 году до 10,58 тыс. в 1998 году. В популяции волка, в отличие от популяции лося, наблюдаются постоянные количественные колебания: 632 особи - в 1994, 434 - в 1995, 523 - в 1996, 430 - в 1997 и 404 - в 1998 годах. Никакой корреляции не отмечается и с количеством убитых охотниками волков. Также постепенно падает численность популяции северного лесного оленя. Исключение составляет провал 1994 года, когда популяция северного лесного оленя уменьшилась более, чем на половину. Огромное количество животных истребили тогда браконьеры, применившие снегоходы всех марок. Сегодня специалисты бояться признаться, что именно с последним уродливым явлением может быть связан подрыв базы так называемых охотничьих ресурсов. Другой причиной уменьшения численности копытных, по-видимому, следует считать изменение местообитаний под воздействием антропогенных факторов, в том числе, факторов беспокойства. Альфред Брэм в "Жизни животных" пишет, что лоси, например, наиболее безопасно чувствуют себя в заповедниках.

26.10.99. Петрозаводск.
Ассоциация зеленых Карелии присоединилась к Платформе по Борьбе со Стойкими Органическими Загрязнителями (СОЗ), предложенной IPEN - Международной сетью неправительственных организаций, выступающих против СОЗ. IPEN создана при активном участии международной организации "Врачи за социальную ответственность". Присоединение к Платформе IPEN дает возможность неправительственным организациям России быть в курсе событий в связи с подготовкой специального Межправительственного соглашения по СОЗ и в процессе дальнейшей работы вносить замечания по содержанию как документа IPEN, так и текста самого Межправительственного соглашения. Оба этих документа являются предварительными. Третье по счету заседание Межправительственного комитета, наделенного мандатом ЮНЕП по подготовке Международного соглашения по осуществлению юридических обязательных мер в отношении ограничения в окружающей среде СОЗ, прошло в Женеве в сентябре т.г. Как известно, СОЗ - это органические (углеродные) химические соединения и смеси, которые включают промышленные вещества типа полихлорбифенилов, пестициды типа ДДТ, а также неожиданные вредные отходы типа диоксинов. Все эти вещества наносят колоссальный (непоправимый) ущерб окружающей природной среде и особенно здоровью человека.

24.10.99. Санкт-Петербург.
По информации Яд-news (со ссылкой на ИТАР-ТАСС) с 21 октября в Объединенных Арабских Эмиратах вступил в силу закон, предусматривающий смертную казнь за экологические преступления. Информация распространена по Ecological North-West Line.

16.10.99. Петрозаводск.
В сентябре по линии электронной "Зеленой рассылки Республики Карелия" переданы следующие сообщения и материалы: письма неправительственных организаций против ввоза в Россию отработавшего ядерного топлива, "Воткинск: эко-экспертизы нет, а предатели в наличии (КЭДР, Зеленый крест и ракетное разоружение)" (UCS-INFO.477), "Рыбные заморы: от Таганрога до Крыма (токсичное лето 1999 года)" (UCS-INFO.476), сообщение Экологического общества "Зеленое спасение" (Алматы, Казахстан) о выходе очередного Вестника "Зеленое спасение" N 10 "Права человека и природы" тиражом 500 экземпляров, информация о преследовании в Москве известного антиядерного активиста Владимира Сливяка, информация о заседании исполкома Второго всероссийского съезда по охране природы 14 сентября, Экосводка N 30 (111) ЦКИ Социально-экологического Союза, о Конференции "Женщины Украины: право на жизнь в здоровой окружающей среде", "Странная смерть в лесу "зеленого" активиста" (сообщение Информационного агентства общества охраны природы - СПб), New Russian-language mailing list "Human Rights, Democracy and Culture of Peace Education in Russia", Экосводка N 31 (112) ЦКИ Социально-экологического Союза, "Цептер - гроза микробов?" (UCS-INFO.486), "Атомная хроника" (позиция объединения BELLONA по проблеме размещения ОЯТ на долгосрочное хранение в Российской Федерации), "Пестицид малатион: американцы проснулись" (UCS-INFO.487), письмо Света Забелина о нынешней ситуации в стране как порождении системного кризиса, выступление Валентины Евсеевой на 8-й Конференции стран Балтийского моря, "Во фракции Думы переданы налоговые поправки НКО", текст обращения во фракции Думы (кампания "Мы не просим льгот, мы требуем справедливых налогов!"), обращение Татьяны Артемкиной с просьбой разыскать Вадима Лебедева, пропавшего после избиения рабочими (или боевиками) завода "Кротберс" во время летней акции в Касимове.

15.10.99. Петрозаводск.
Газета "Наблюдатель" за 5-11 октября т.г. сообщила о гибели водителя "Тойоты" в результате падения "огромной сосны" на Соломенском шоссе и последовавшим за этим распоряжении Главы самоуправления Петрозаводска Андрея Демина "в недельный срок доложить ему о мерах по уничтожению деревьев, которые могут стать потенциальными убийцами". Координатор Ассоциации зеленых Карелии Дмитрий Рыбаков попросил разъяснений у А. Демина в связи данной ситуацией. Однако до сих пор общественность остается в полной растерянности в связи с тем, какие же деревья будут признаваться "потенциальными убийцами". Об этом не сообщила и уважаемая газета.
e-mail: greens@karelia.ru
http://geoserv.krc.karelia.ru/greens/start.html


26 октября

Усть-Лугу построят, без разговоров

Председателем совета директоров ОАО "Компания Усть- Луга", ведущей строительство морского торгового сухогрузного порта в Лужской губе Финского залива, избран Владимир Якунин, до последнего времени - начальник Северо-Западной окружной инспекции Главного контрольного управления при Президенте РФ.
Решение о смене прежнего руководителя было принято на внеочередном собрании акционеров ОАО "Компания Усть-Луга" 20 октября 1999 года. Этот шаг нацелен на усиление роли государства в строительстве портовых объектов. Министр топлива и энергетики РФ Виктор Калюжный, посетивший стройплощадку в Лужской Губе, подчеркнул важность запуска угольного терминала уже следующим летом.
Смена руководства компании соответствует интересам областного правительства, которое начинает новую, более жесткую и принципиальную, политику в отношении строительства портовых сооружений. Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков ставит целью усиление контроля со стороны государства за продвижением "портовых" проектов, расходованием денежных средств и переход от политических лозунгов к осуществлению конкретных задач.
Пресс-центр Правительства Ленинградской области