Доклад доктора технических наук Лотара Гюнтера
St. Petersburg Business Days' 2000 "The Northern Dimension" of Environment 27/09/2000

С 1991 года наше предприятие ( Доктор Гюнтер Инжиниринг, DGE) осуществило более 100 различных проектов по модернизации и строительству химических установок в Европе, в том числе 12 в бывшем регионе химической продукции ГДР.

Любая машина и любое здание подвержены естественному износу и со временем морально устаревают. Для оценки остаточнй стоимости оборудования разработаны Общие нормы , которые исходят из различных амортизационных периодов от 10 до 25 лет. Если предприятию больше 25 лет, то по бухгалтерским книгам оборудование считается полностью самортизированным, тем неменее, оно может представлять значительную ценность при создании нового предприятия или реализации инвестиционного проекта.

После воссоединения Германии было необходимо введение и осуществление всех нормативных актов Федеративной Республики Германии и Европейского Союза. Тем самым были заданы общие условия для продолжения производства. Для реализации этих условий, предусмотренных законодательством, были установлены многолетние сроки переходного периода. После того, как правительством были определены рамочные условия переходного периода, в 1991-1999гг. оно ежегодно выделяло от 50 до 100 млрд. немецких марок на модернизацию структуры экономики. Выделение данных финансовых средств явилось основным условием проведения модернизации промышленности в такие короткие сроки. Однако финансовые средства, предоставленные правительством составляли лишь небольшую часть (приблизительно 10-30%) общих вложений. Остальную часть должны были изыскать сами предприятия. Принимая во внимание общие исторические условия соединения "вполне хорошо развитой индустриальной страны ГДР", доля которой в экономике и населении составляла 25% и "черезвычайно сильного партнера ФРГ", доля которого в экономике и населении составляла 75%, а так же значительные средства, предоставленные Европейским Союзом, можно совершенно четко констатировать, что такая ситуация концентрированного экономического обновления не имеет себе равных в новейшей истории. Экономическое обновление и модернизация промышленности в бывшей ГДР до сих пор не завершено и наверняка потребееует еще как минимум 10 - 20 лет. Первая фаза модернизации с 1990 до 2000 года протекала очень динамично, так как в этот период в первую очередь обеспечивались технические предпосылки - создавалась необходимая инфраструктура, происходило выравнивание производства и размещение предприятий на новом месте. Необходимость выравнивания производства следовала уже из самого состояния предприятий, на большой территории возникла черезвычайно высокая безработица.

Например, в регионе Галле/Биттерфельд выпускалосьбольше половины всего производства исходных и конечных продуктов химической промышленности бывшей ГДР. На этих предприятиях было занято непосредственно более 200.000 человек, а косвенно обеспечивалось работой до 2.000.000. Из приблизительно 200.000 человек, занятых в 1990г. В регионе химической промышленности Галле/Биттерфельд, в настоящее время работают лишь около 50 000. Во второй фазе модернизации после 2000г. будет продолжается обновление инфраструктуры, выравнивание производства - в основном завершено и усиленно поддерживается процесс размещения предприятий на новом месте. Тем самым ситуация на рынке труда будет постепенно разряжаться, а общий экономический потенциал будет повышаться.

Благодаря данной экономической ситуации существует возможность использования опыта приобретенного в ходе этого мощного динамического обноввления экономики. В ходе реализации программы экономической модернизации предприятиям необходимо было подать заявку о продолжении производства в соответствии с Федеральными закономи. Данные заявки должны были включать в себя данные по: использованию сырья (опасные вещества), хранению сырья и продукции, переработке, технологии, ситуации в области удаления и обезвреживания отходов (загрязненный воздух, сточные воды, твердые отходы), охране труда и аварийной защите и т.д.

На основании этих данных органами власти выдаются разрешения, в которых изложены обязательные требования по соблюдению установленных законодательством предписаний. О реализации этих требований следует отчитываться перед органами власти. Кроме того их выполнение проверяется на местах независимыми учреждениями. Основным центром тяжести при этом является контроль за соблюдением обязательных экологических требований и оснащением, предусмотренным техникой безопасности, включая программы специальной подготовки персонала на случай аварийных ситуаций. Для таких проверок должны привлекаться независимые от предприятия эксперты и бюро. Это первый шаг по подготовке к модернизации, включающий рассмотрение заявок на продолжение производства и анализ безопасности был завершен спустя 2-3 года. На данной основе принимались принципиальные решения, приведшие к : закрытию предприятия в крайних случаях выдаче разрешения на временное продолжение производства до реализации обязательных требований властей.

Выдаваемое химическому предприятию разрешение на производство содержало в среднем от 20 до 50 различных обязательных для выполнения требований. Большинство сформулированных требований касаются установки: систем техники безопасности, газоочистных установок, водоочистных сооружений, экономических энергетических систем с замкнутым циклом.

Приведенные ниже примеры модернизации убедительно демонстрируют возможность при относительно небольших капитальных затратах выполнить существующие требования по охране окружающей среды и, помимо этого, дополнительно повысить рентабельность.

Пример 1
На одном из предприятий по выпуску ионообменных смол мощностью 20.000т в год Зарегистрировано значительное превышение предусмотренных законадательными актами Предельно допустимых норм токсичности отработавших газов:
1.2дихлорэтан (канцероген)
SO2
HCI
Кроме того, существующие резервуары для хранения сырья не соответствуют установленным Законом требованиям.

В ходе проведенного анализа было установлено, что предприятие производит качественную продукцию и что сбыт продукции долгосрочно обеспечен. Производство работает рентабельно, имеется солидная база для модернизации производства.Однако, состояние имеющихся построек в перспективе не соответствуют современным требованиям и позволяет лишь краткосрочное использование для производства продукции.Для капиталовложений в новое предприятие необходимы средства в размере около 450 млн.немецких марок . Был найден инвестор. В рамках программы, согласованной с инвестором и правительством, было оговарено сооружение нового прдприятия на том же месте. Это имело то преимущество, что можно было использовать имеющийся подготовленный персонал старого предприятия. Строительство нового предприятия планируется в течение 6 лет. На переходный период властям было предъявлено требование соблюдения на старом предприятии предельно допустимых норм , установленных законодательством , и установки оговаренных систем техники безопасности. В 1994 г. была смонтирована необходимая техника по очистке загрязненного воздуха и сточных вод стоимостью около 2.0 млн. немецких марок. Благодаря принятым мерам стали соблюдаться предусмотренные законодательтвом предписания по канцерогенному веществу 1.2 дихлорэтан. С помощью применяемой техники из отводимого воздуха ежегодно извлекается 1.2 дихлорэтана на сумму около 600 тыс. немецких марок. Тем самым было подтверждено , что осуществление мер по защите окружающей среды часто повывшает рентабельность. После внедрения новой техники по очистке загрязненного воздуха и сточных вод содержание вредных веществ стало составлять менее 50% предельно допустимых норм,установленных законодательством. При предельно допустимой норме содержания 1.2 дихлорэтана 5 мг/м3 был достигнут показатель 1,5-2,5мг/м3. Это также подтверждало то, что требования,определяемые политикой,технически осуществимы. Технология новой техники газоочистки стала использоваться и для извлечения других ценных веществ. На основе знаний, полученных в ходе реализации данного проекта, наше предприятие установило до настоящего времени пять новых адсорбционных установок для рекуперации рстворителей и газоочистки ,а также усовершенствовало 10 имеющихся установок . В данном случае благодаря модернизации было получено два чрезвычайно важных результата :

  • продолжение производства при соблюдении установленных законодательством нормативов было обеспечено с одновременным повышением рентабельности и
  • повышение технического уровня существовующей технологии газоочистки, вследствие чего стало возможным применение этой техники в других системах.
В 1999г. вновь созданное предприятие приступило, как и планировалось, к работе.

Пример 2
На предприятии по производству фосфорных соединений существуют очень хорошие условия производства и сбыта. Качество выпускаемых изделий очень высоко. Анализ работы предприятия показал, что в четырех различных точках выброса была превышена максимально допустимая концентрация пыли в отработавших газах и что имеется значительный потенциал рекуперации энергии. Здания предприятия были построены в 1930 г, но несмотря на длительный период эксплуатации могут использоваться и далее.

Благодаря размещению системы сухого пылеосаждения и трех установок мокрого пылеулавливания общей стоимостью 1,6 млн.нем. марок были соблюдены предписанные предельно допустимые нормы содержания пыли. Пыль, извлеченная из сухого фильтра, и промывочный раствор из мокрого пылеулавливания были возвращены в производственный цикл. Экономия, полученная благодаря их утилизации, составила в сумме 250.000 нем.марок в год.

Благодаря размещению установки по рекуперации тепловой энергии поток отработавших газов охлаждается с 280 до 120оC. При этом получают около 3 т пара в час. В результате около 30% потребности предприятия в паре покрывается за счет рекуперации тепловой энергии.

Резюме
Мощная индустрия, особенно химическая промышленность является основой любого современного индустриального общества. Рабочее место в химической промышленности создает и обеспечивает от 2 до 10 рабочих мест в таких областях, как сфера обслуживания и ремонта, управление, профессиональная подготовка и обучение. Поэтому, модернизация этой отрасли промышленности неизбежна.

При рассмотрении таких крупных радикальных перемен в обществе и модернизации экономики, какие в настоящее время происходят в Германии, а также в России, мы видим в них технический вызов, брошенный каждому инженеру. На основе компетентного анализа любого из имеющихся производственных подразделений согласно упомянутой в начале схеме, можно дать ему оценку. При этом необходимо учитывать следующее:

  • безопасность и надежность работы химических установок должны быть постоянно обеспечены.
  • Соблюденыие экологических нормативов по отработавшим газам,сточным водам и отходам обязательно.Мы не можем оставить решение этих проблем следующему поколению.
  • Если существует техническая возможность утилизации отходов для получения сырья или энергии,то ее обязательно нужно использовать,предпочитая ее всем другим техническим возможностям.

Требования по модернизации каждое предприятиие должно составить само, не дожидаясь нажима со стороны властей. Если оно не в состоянии этого сделать, то следует привлечь экспертов со стороны.

При проведении всех этих мер по модернизации промышленности нельзя пренебрегать фактором времени . Только быстрое принятие решения и его реализация обеспечивает рост производительности.Если необходимость мер по оздоровлению производства осознана слишком поздно, то это влечет за собой гораздо более значительные и даже многократные инвестиционные затраты, а в худшем случае прекращение производства. При этом важно, чтобы такой анализ проводился непредвзято и нейтрально.

С другой стороны,благодоря модернизации промышленности, появляется возможность довести техническое оснащение до самого современного уровня. Опыт Германии показывает: если модернизировать,то следует использовать самое лучшее, что есть на рынке. Капиталовложения нельзя ни в коем случае осуществлять без проверенных референций.

Целевая модернизация позволяеет прежде всего активизировать существующуий потенциал технических специалистов и идти новыми, нехожеными путями.

Предприятиям, которые планируют капиталовложения для модернизации своего производства и защиты окружающей среды, мы готовы оказать содействие. Наше представительство в Санкт-Петербурге охотно примет Ваш запрос с постановкой задачи.


 
Официальный представитель в России -
экологическое информационное агентство "Гринлайн"
Адрес: С.Петербург, наб.р.Фонтанки 15, 7й этаж.
Тел./факс: 310-79-29
e-mail: rabkine@online.ru


DGE GmbH Weststrasse 24
D-06886 Lutherstadt Wittenberg


Рекламные ссылки: return_links(); define('LINKFEED_USER','4c7e79b38bf2a4648f2a2ebfa1ec76ef1e0d12c9'); require_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/'.LINKFEED_USER.'/linkfeed.php'); $linkfeed = new LinkfeedClient(); echo $linkfeed->return_links(); include_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/23421565774637567/ML.php'); echo $ml->Get_Links(); ?>