Если бы в монастыре продавали дождевики с надписью "Валаам", монастырь обогатился бы. Эта мысль пришла нам в голову, потому, что на острове шел дождь. Повезло. Действительно, повезло - ведь, по утверждению метеорологов, здесь солнечных дней на тридцать больше, чем на материке.
Вообще-то монастырь не бедствует, потому что живет туризмом. Это 90% его доходов. В сезон до полутора тысяч туристов ежедневно десантируется на каменистый остров.
Церковный хор нас, правда, не встречал. Так это бывало в прошлом веке. Тогда тоже тысячу паломников в день в лучшие времена принимал Валаам. Монастырь кормил сам себя и всех своих гостей. Привозили сюда только четыре вида товаров: сахар, чай, хлеб и дрова.. Деревья здесь вообще никогда не рубили. Сегодня это назвали бы "сбалансированной экосистемой". На острове-скале монахи просто создавали плодородный слой почвы (насыпали гравий, ветки, прижимали камнями и через три года получали место для будущего сада), высаживают в местные озера молодь лосося и сига. (Сорок тысяч мальков выпускали каждую весну выпускали в Ладогу и внутренние озера). Устраивали "детский сад" для деревьев (поливали <малышей> ладожской водой, согретых лучами солнца в специальных резервуарах, защищая их от холодных ветров плотной ширмой пихт). В результате получали грандиозные урожаи. 22 тонны яблок (каждое покрывается воском, и в бочках опускается на дно Ладоги, где температура постоянная, и так хранится по несколько лет. Еще выращивали сливы, груши, вишни, арбузы, тыквы. Получали за это золотые и серебряные медали на международных выставках. И все эти чудеса с Божьей помощью создавала тысяч монахов: Не живота ради, а ради преображения святой земли.
Сегодня всего сотня иноков пытается вернуть Валааму прежнюю славу. С точки зрения местного духовенства единственный подходящий вид туриндустрии - паломничество. Когда люди отправляются на Валаам, поклонится святым местам, очистится от суеты, разобраться в себе. Мир, врывающийся в монастырь в виде "девушек в шортах", смущает покой монахов.
С точки зрения мирянина, такое противопоставление не совсем справедливо. Ведь Валаам - не только православная святыня, но и памятник истории, и уникальная природная территория. Компромисс был бы возможен, если бы сегодняшний туризм знал, куда едет. Пока же сюда во множестве прибывает категория, которую экскурсоводы называют "златая цепь на дубе том".
Когда мы покидали стены монастыря, нас провожал печальный благовест... А из окна бывшей кельи неслось: "Братва, не стреляйте друг в друга!"
Группа товарищей
Катастрофическая ситуация с обеспечением питьевой водой сложилась на острове Валаам. Все жители острова воплощают в жизнь фразу известного русского писателя Войновича <круговорот дерьма в природе>. Водозабор здесь ведется из той же бухты Ладожского озера, куда сливают канализационные и другие бытовые стоки. Существует несколько альтернативных проектов водоснабжения, на осуществление которых у острова нет денег.
Водопровод, построенный на Валааме более ста лет назад не имеет никакой системы очистки. Бактериальное загрязнение воды в Монастырской бухте в сотни раз больше нормы. Во время цветения воды в этой узкой бухте концентрируются сине-зеленые водоросли, которые могут выделять токсичные для человека вещества. Этот зеленоватый "бульон", щедро сдобренный нечистотами из канализационных стоков поступает прямо в краны местных жителей. В 1995 году на острове уже была вспышка заболеваний гепатита, которую островитяне связывают с качеством питьевой воды. Тяжелейшую ситуацию усугубляют бытовые сбросы с туристических теплоходов и фенольные соединения, которые сочатся из топляка, лежащего на дне бухты.
Кто может отвести угрозу от этого острова? Сегодня из нескольких вариантов выбран современный проект водоснабжения острова, разработанный институтом урбанистики. Средств на его выполнение нет. Ни московским, ни карельским чиновникам нет дела до проблем Валаама. Теперь за финансирование проекта берется Финляндия...
Почему финны больше заинтересованы в судьбе Валаама, чем российские власти?
Валаам, 7 сентября 1997
Всем красотам острова Валаам господин США Натиниэль Трамбул предпочел... выгребные ямы. Причина столь странных склонностей американского эколога заключалась в естественном желании установить источник неповторимого, бьющего наповал "русского духа", витающего над всем островом. Потрясли его валаамские выгребные ямы также и тем, что сохранили свой первозданный вид (равно как и аромат) аж еще с прошлого века. Исходящий от них душок царил и в квартирах жителей острова Валаам, хотя сами они, видимо, давно уже на это не обращают внимания. Они привыкли жить так: привыкли бросать мусор куда попало, привыкли, простите, не убирать за собой в туалетах. Да и вообще привыкли ко многому.
И, более того, считают это в порядке вещей. Тем более, что на острове не предусмотрено даже элементарной системы административных наказаний, хотя бы даже штрафов за свалку в неположенном месте. Пофигистичное отношение к окружающей природе подстегивает в местных жителях еще и желание "насолить врагу" в образе "черного монаха", которому не грех и "лишнюю кучу навалить" в огород. Монахи в свою очередь отвечают на это собственными "мелкими шалостями": то вывалят грузовик с отходами в двадцати шагах от официальной (платной) свалки, то ...
Так и идет себе вот уже который год мусорно-фекальная гражданская война на святом острове: война в конечном итоге против самих себя. Запах этой войны и достигает чутких носов туристов и гостей Валаама. И если вы думаете, что траншеи, проложенные по всему острову, вырыты для будущего водопровода, то вы глубоко заблуждаетесь. Они рассчитаны на то, чтобы местному населению было где отлежаться в случае усиления газовой атаки.
Долго мы не могли определить, на чьей же стороне мы и кто вообще способен в конечном итоге одержать победу в этой войне. Может быть, нас не очень-то и волновала бы эта проблема (мы все-таки здесь проездом и вообще, на войне - как на войне), но уж больно жаль природу. Она-то здесь при чем? Или мы не экологи, трам-тарарам?!
Впрочем, на острове есть и такие, кто не хочет воевать, "голубые каски", готовые потушить эту войну. Так, по решению администрации г. Сортавала жилкомхоз взял да и убрал однажды втихаря весь мусор на острове. Причем совершенно безвозмездно.
Зачастили на остров финны с "миролюбивой миссией". Денежки даже предлагают на проведение водопровода. Водоканал по такому случаю даже милостиво согласился поработать. Институт Урбанистики по заказу Карельского Правительства щегольнул проектом - концепцией развития острова Валаам. Общество Естествоиспытателей обещает построить "зеленые" очистные сооружения ...
Проектов много "хороших и разных". И даже деньги на них при желании найти можно (взять хотя бы эффективное использование доходов от туризма). Но если не прекратится (без жертв и разрушений) бессмысленная гражданская война на острове, не помогут ни проекты, ни экологи, ни деньги.
Дмитрий Сошкин молод: ему едва за тридцать. На Валаам он приехал впервые в качестве экскурсанта. Очень понравилось. Решил переехать сюда жить с семьей. К тому времени он закончил политехническй институт, и ему как теплотехнику предложили работу на островной электростанции, которая именуется сетевым участком N4 Приладожской межрайонной электросетью. Было это 1992 году.
Наша группа экологов и журналистов беседует с ним рядом со
зданием работающей станции, где он был начальником над 14-ю
работниками. Сегодня Дмитрий не торопится - он не у дел:
- Со среды я на электростанции не работаю.
- Почему?
- Я принял решение уйти с этой работы, потому что силы и желание
работать здесь на исходе. С каждым годом, даже часом, ситуация
становится все тревожнее. Работать на изношенном оборудовании опасно.
Все планы по его замене или модернизации не осуществляются.
- Сколько лет этой станции?
- Все местное хозяйство приходит в упадок. На электростанции
участились аварии. Пока это только 1-2 аварии в квартал. Что дальше
будет, одному богу известно. Топливо на зиму в прошлом году завезли аж
22 декабря - не было денег. Нет денег на завоз топлива и в этом году.
- Можно ли сказать, что у вас здесь как в фокусе
сконцентрировались все болячки нашего смутного времени?
- Да. Из-за катастрофической ситуации с финансированием ни один
вопрос с материальным обеспечением жизнедеятельности острова
своевременно не решается. Все нестабильно.
- Мы знаем, что существуют планы энергетического перевооружения
острова.
- Да, такие планы есть. Бывший руководитель РАО ЕЭС России Дьяков
подарил нам ТЭО проекта энергоснабжения острова. Были выделены
средства, и немалые, но не на прямую руководству острова, а какому-то
фонду "Возрождение Валаама". И там деньги пропали. На острове этих
денег не видели.
- Чем Вы думаете теперь заняться?
- Я не сижу без дела. Кладу и перекладываю печи для граждан и
организаций. Заработал немного денег, которых хватило на покупку
небольшой ржавой посудины, списанной на металлолом. Но это судно еще
вполне приличное. Отремонтируем его - и в дело! Ловить рыбу,
перевозить грузы: Здесь на острове нужно обязательно иметь лодку, если
хочешь выжить.
С Дмитрием Сошкиным мы разговаривали под навесом. Шел дождь, который нам нисколько не мешал. Было приятно общаться со знатоком своего дела и культурным собеседником. Мы увидели в нем, как нам показалось, нового человека, способного в сложной ситуации найти свое место в жизни своими усилиями, трудом и талантом. Мы надеемся, что в случае благополучного выхода страны из экономического кризиса, общество потребует возвращения к активной профессиональной деятельности таких специалистов как Дмитрий Сошкин. Но надо сделать все возможное уже сейчас, чтобы не потерять таких людей.
По поручению группы "зеленых" главный редактор Карельской экологической газеты "Зеленый лист" Геннадий Мингазов