Алексей Константинович Фролов,
председателем Комитета охраны окружающей среды Санкт-Петербурга и
Ленинградской области, о российско-финляндском сотрудничестве и вкладе общественности.
- Как Вы оцениваете прошедший в сентябре Российско-Финляндский Форум "Наша общая окружающая среда"?
Я высоко оцениваю этот Форум, и поддерживаю идею проведения подобных встреч. Однако последний Форум был несколько декларативен. Хотелось бы, чтобы он был поближе к практическим вопросам. Многие круглые столы носили общий характер, хотя другие секции прошли хорошо, продуктивно, с обсуждением конкретных проектов.
- Каковы достижения, проблемы и перспективы сотрудничества Петербурга, Ленинградской области и Финляндии в области охраны окружающей среды?
Я могу официально фиксировать, что произошел определенный спад взаимоотношений. Возможно, это связано с тем, что финская сторона возлагала большие надежды на очень крупные проекты, и когда они не были реализованы, произошло вполне понятное охлаждение финских партнеров.
- Какие проекты Вы имеете в виду?
Возьмем самый крупный - проект строительства завода по переработке токсичных отходов "Красный Бор". Сколько мы вокруг этого ходили, сколько экспертиз проводили, сколько народу ездило, смотрело аналогичный завод в Рейхемяки, а воз и ныне там.
Сейчас финская сторона избрала тактику прямого сотрудничества с отдельными предприятиями и с отдельными районами, в том числе и в Ленинградской области, это и Светогорск, и Тихвин, это и строительство нефтяного терминала на Бронке. Совершенно уникальное предприятие, гарантирующее безопасность окружающей среды. Но постоянная комиссия по экологии Законодательного Собрания Петербурга обратилась ко мне, как я мог допустить строительство такого объекта на берегу Финского залива. А где же еще терминал строить, как не на берегу?
Еще один интересный проект - организация федерального заповедника на востоке Финского залива, в районе, примыкающем к действующему заповеднику на территории Финляндии. Это будет второй федеральный заповедник в Ленинградском регионе (первый - Нижнесвирский). Морских же заповедников у нас вообще нет. Осуществление этого проекта даст прекрасную возможность долгосрочного сотрудничества российских и финских ученых на одной территории.
Сейчас мы с коллегами стараемся организовать к 25-летнему юбилею Хельсинской комиссии в 1999 году большой совместный проект, связанный с годом Балтийского моря. Идея заключается в том, чтобы под патронажем Хельсинской комиссии наше судно - плавучая лаборатория обошло Балтийское море, произвело съемку современного состояния окружающей среды, и результаты в виде доклада были бы подарком юбилею Хелкома.
- Что бы Вы выделили в качестве ключевых моментов устойчивого развития в Петербурге?
Экологическая ситуация в Петербурге со спадом производства улучшилась. Но мы должны не допустить ее ухудшения с подъемом промышленности. В процессе развития промышленности Петербурга необходим жесточайший отбор предприятий с точки зрения их безопасности, технологий и размещения.
В условиях дефицита финансов и времени все проблемы одновременно охватить нельзя. Поэтому нужно сосредоточится на крупнейших проектах, осуществление которых дает немедленную отдачу. Один такой гигантский скачок был сделан в прошлом году, когда впервые в восточной Европе был запущен завод по сжиганию осадка сточных вод. Сейчас у Петербурга две серьезнейшие проблемы: токсичные отходы и сточные воды.
А у нас власти пытаются вести много мелких проектов, то есть не умеют выбрать приоритеты. Мне бы хотелось, чтобы при распределении средств преобладал программно-целевой подход.
- Каким образом общественные организации и власти могут взаимодействовать в области охраны природы и для устойчивого развития региона?
Мы обязаны взаимодействовать с общественностью в соответствии с двумя законами Российской Федерации: "Об охране окружающей природной среды" и "Об экологической экспертизе". В них законодательно зафиксировано, что до государственной экспертизы проектов, затрагивающих окружающую среду, может проводиться общественная экспертиза. Также, общественные движения имеют право требовать включения своих представителей в состав государственной экологической экспертизы и тем самым влиять на ее решение.
- Как Вы оцениваете "зеленое движение" в СПб?
Я сам вышел из этого движения, из Зеленых дружин Ленинградского Университета, где много лет провел на руководящих должностях. Мое отношение к зеленым партиям, которые существуют в нашей стране, относительно спокойное. Но к петербургскому экологическому движению у меня достаточно негативное отношение. Во-первых, при обсуждении вопросов защиты окружающей среды общественными организациями часто отсутствует профессионализм. Во-вторых, меня смущает обилие иностранных грантов, которые эти партии и движения получают. Я понимаю, каждому движению надо на что-то жить. Но мне кажется, что очень часто представители наших зеленых организаций стоят не на российской стороне.
Мы сами иногда вынуждены находиться в конфликте с исполнительной властью в связи с тем или иным проектом, и нашему Комитету общественная поддержка очень нужна. Иногда важные для города проекты, экологическая безопасность которых нам, профессионалам, ясна, тормозятся общественностью многочисленными запросами и жалобами на нас в различные органы.
Например, я сознательно пять лет не давал никаких интервью на тему Высокоскоростной магистрали (ВСМ) Петербург-Москва, потому что с точки зрения экологии здесь проблем не вижу, здесь сугубо экономические проблемы. Но именно я посоветовал руководителям ВСМ вычленить вокзальный комплекс из общего проекта, потому что независимо от того, будет ВСМ или не будет, современный вокзальный комплекс и бизнес-центр на Лиговском проспекте архитектурно украсят центр города и помогут решить многие проблемы, в том числе и экологические. На меня же навалилось все общественное движение, вплоть до депутатов Государственной Думы: как это мы нарушили правила игры и рассмотрели вокзальный комплекс отдельно.
- Почему, на Ваш взгляд, многие экологические общественные организации Петербурга находятся в оппозиции к администрации?
У общественности сформировано отрицательное отношение к власти, которая до перестройки пренебрегала проблемами экологии, не принимала во внимание общественное мнение и скрывала информацию о состоянии окружающей среды. Также, сыграла свою роль профессиональная неподготовленность общественности в вопросах охраны окружающей среды. К сожалению, часто считается, что в экологии, как в футболе, каждый все знает и все понимает. И в средствах массовой информации такое можно встретить, что за голову хватаешься. Следует отметить, что к настоящему времени уровень профессионализма лидеров зеленого движения, а также экологических журналистов, значительно возрос.
|