|
Муниципальные советы в Петербурге были избраны осенью 1997 - весной 1998 года.
Система организации муниципальной власти в Петербурге и Москве отличается
от аналогичных систем в других городах. В Петербурге город и пригороды были поделены на 111
округов, в каждом из которых было избрано от 7 до 20 депутатов.
Вопреки Федеральному закону, муниципалы в Петербурге были избраны сроком на два года
(в законе значится четыре).
Городские власти и администрации районов Петербурга передали МСУ часть своих
функций и бюджета. На многие вопросы о деятельности и полномочий муниципальных советов
до сих пор нет ответов. Однако новая для России власть, которая уникально сочетает в
себе элементы законодательной и исполнительной властей, по-прежнему способна стать
реальной силой, решать насущные проблемы населения, поскольку из всех ныне существующих
властей находится ближе всего к людям.
Центр РНО, центры поддержки НКО в Перми и Новосибирске и общество «Немецко-русский обмен»
имеют большой опыт работы с НКО, хорошо знают и понимают их цели, задачи,
анализируют результаты их деятельности. Именно поэтому мы и решили осуществить
совместный проект, цель которого - создание такой ситуации в регионах,
при которой органы МСУ и НКО познакомились бы, поняли, чем они могут быть
полезны друг другу и что они совместными усилиями способны сделать для улучшения
качества жизни населения.
Глобальная цель проекта - показать обществу, и особенно непосредственным
участникам проекта, важность и эффективность успешного взаимодействия МСУ и НКО,
создать положительный образ МСУ и НКО в глазах населения, то есть сформировать
положительное общественное мнение.
Задачами проекта являются внедрение новых методик и технологий в повседневную
деятельность органов МСУ и НКО, инициация их совместных проектов, исследование
состояния МСУ и создание по его результатам обширных баз данных по различным
аспектам их деятельности. Немаловажный аспект проекта - консультационное сопровождение
перспективных совместных проектов, привлечение влиятельных людей и финансирующих
организаций к их поддержке.
Начатый в январе 1999 года, проект уже приближается к «экватору» -
завершению первого года реализации. Прошла серия обучающих мероприятий,
появились первые публикации, завершен начальный этап исследования.
Исследование
Исследование в рамках проекта МСУНГО нацелено на решение трех основных задач:
во-первых, сопровождение проекта - обеспечение его нужд (вычленение потребностей аудитории, уточнение на их основе формы и содержания обучающих мероприятий, формирование списков участников разных типов мероприятий, отслеживание обратной связи по ходу проекта);
во-вторых, связь с общественностью - доведение информации о проекте до представителей МСУ, пояснение его сути и распространение материалов;
в-третьих, собственно изучение взаимодействия НКО и МСУ - выяснение реальной картины и возможных перспектив взаимодействия органов МСУ с некоммерческими организациями на территории города (анализ состояния и проблем МСУ в С.-Петербурге, оценка общего уровня информированности депутатов об НКО, описание, типологизация и сравнительная оценка различных типов совместной деятельности МСУ и НКО).
В ходе первого этапа исследования на каждый муниципальный совет его руководителями заполнялась общая анкета, отражающая состав и результаты деятельности совета в целом. Ее дополняли от 3 до 6 «Личных анкет депутата», направленных на выяснение личных достижений, информированности об НКО, опыта совместной с ними работы и установок в этой области.
Разумеется, наладить контакт со всеми 111 муниципальными округами не представилось возможным. Однако удалось собрать данные по 27 муниципальным образованиям, получить информацию от 332 депутатов МСУ. Результаты внесены в базу данных, позволяющую получать выборки депутатов по разным критериям (опыт работы с НКО, образование, пожелания самих депутатов и рекомендации председателей по их участию в обучающих мероприятиях, наличие стратегических программ работы совета и т.д.).
В декабре 1999 года завершился очередной этап исследования. Его темой стало изучение информационных каналов муниципальных образований. На вопросы интервьюеров ответили представители 104 муниципальных советов С.-Петербурга.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА НА МЕСТНОМ УРОВНЕ (Материалы
круглого стола)
Обучающие мероприятия
В рамках проекта предусмотрено проведение некоторого числа обучающих мероприятий отдельно для депутатов МСУ и отдельно для лидеров НКО. Но большинство тренингов, круглых столов, проектных семинаров все же направлено на объединение усилий двух этих общественных институтов. Тем более, что они действительно решают чаще всего одни и те же проблемы, актуальные для населения того или иного района города.
При этом Центр РНО стремится привлекать для ведения тренингов специалистов, способных передать депутатам и лидерам НКО передовые технологии и обучить их практическому применению. Почти годичный опыт реализации проекта показал, что наибольший интерес вызвали (а значит, оказались самыми полезными) обучающие мероприятия по нескольким темам.
В их число входят: "Как провести акцию по сбору средств на местном уровне", "Как разработать качественный проект на местном уровне", "Как учитывать мнение населения при принятии органами МСУ решений: проведение фокус-групп", а также "Как организовать PR (Связи с общественностью) для органов МСУ".
В частности, на семинаре «Проведение акции на местном уровне» были рассмотрены вопросы стратегического планирования, проектирования, PR и участия общественности применительно к организации конкретных, предложенных участниками, акций. В семинаре приняло участие несколько внешних экспертов-консультантов, которые рассказали о своем опыте в этой области и дали рекомендации по обсуждавшимся проектам.
В результате депутаты МСУ и представители НКО смогли достаточно глубоко проработать первоначально заявленные акции (составить план подготовки, определить способы привлечения населения, спонсоров и СМИ…), некоторые участники существенно изменили тематику и характер своих акций.
РАСПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ЦЕНТРА РНО
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА НА МЕСТНОМ УРОВНЕ (Материалы
круглого стола)
Информационный обмен и PR
Ход проекта показал, что органы МСУ испытывают гораздо больший информационный голод, чем НГО. Это можно объяснить, с одной стороны, отсутствием налаженных каналов поступления информации в муниципальные округа (создание такой системы только планируется), с другой - тем, что депутатам не хватает опыта организационной работы. В результате даже официальные распоряжения городской администрации не доходят до МСУ вовремя. Не налажен и обмен опытом между различными муниципальными округами.
Не решает эти проблемы и существование нескольких формальных и неформальных ассоциаций (координационные советы при территориальных управлениях районов, Совет по МСУ на городском уровне, Муниципальная палата, Конгресс муниципальных образований и т.д.). Многие из таких ассоциаций преследуют узкие интересы или работают недостаточно активно.
В то же время у МСУ мало каналов и умения для того, чтобы сообщать петербуржцам о своих достижениях - лишь отдельные муниципальные округа выпускают собственные газеты или хотя бы наладили контакты с городскими СМИ. В результате в прессе, которая использует имеющиеся информационные поводы, появляются в основном негативные материалы о муниципальных округах, в которых происходят нарушения законов или отмечены факты коррупции.
На то, чтобы заполнить этот информационный вакуум, также направлен проект Центра РНО. Способствуют этому и тренинги, и рассылка новостей и анонсов событий в муниципальной сфере по городским СМИ, и выпуск журнала «Пчела». Это ежемесячное обозрение, которое раньше касалось в основном проблем НГО, теперь уделяет поровну внимания «третьему сектору» и опыту МСУ. При этом «Пчела» доставляется во все муниципальные советы Петербурга.
|
|