Приветственное слово С. ЦЫПЛЯЕВА представителя Президента Российской Федерации в Санкт-Петербурге

Доброе утро, дорогие друзья!

Мне чрезвычайно важно быть сегодня здесь вместе с вами и иметь возможность приветствовать столь важную конференцию. Я совершенно убежден, что роль негосударственных организаций в построении демократического общества является ключевой. Постепенно мы понимаем, что невозможно представить себе демократическое общество как такую идеальную структуру: вот граждане, массы (как иногда говорят), они избрали власти, на этом их роль закончилась, дальше сами мудрые власти от имени и по поручению ведут свою работу, изредка советуясь, либо обозначая совет, с этими самыми избирателями.

Становится ясным, что необходим постоянный живой контакт, необходима формулировка, отстаивание интересов региональных, профессиональных, просто групп людей, объединенных общей мыслью, общими идеями, общими задачами.

Надо сказать, что ситуация с созданием негосударственных организаций меняется очень серьезно. Если в прошлые времена основным препятствием и сдерживающим фактором являлись ограничения властей, практически невозможность проявления инициативы в создании общественных организаций, политических партий, иных движений, то сейчас картина значительно изменилась. Мы видим, с одной стороны, бурный рост количества организаций, общественных движений, структур, с другой стороны, возникает определенная апатия, может быть, недоверчивость со стороны общества к этим организациям.

Очень много проблем, связано с тем, что граждане, имея в целом негативный опыт работы в официальных организациях предыдущих времен, переносят этот опыт и на создание любых других общественных организаций. Они психологически, может быть, даже культурно не всегда готовы тратить свое время, тратить свои силы душевные на работу в этих организациях. Поэтому мне представляется важной та культурологическая миссия, которую берут на себя сегодня организаторы и активисты вот этих негосударственных организаций.

Дело в том, что сегодня в России одна из ключевых проблем - это недостаток культуры сотрудничества, корпоративной, кооперативной психологии, умения работать в коллективе, умения договариваться. И эту глубокую культурно-образовательную миссию могут выполнять только негосударственные организации. Никакие государственные структуры не в состоянии волевым порядком сверху прививать эти качества.

Мы со своей стороны, я имею в виду представительство Президента, уже несколько лет пытаемся содействовать развитию негосударственных организаций. При представителе Президента в Санкт-Петербурге работает Общественная палата, мы осуществляем только организационную поддержку и даем определенную организационную рамку деятельности этих организаций, а в дальнейшем - полная самоорганизация. В деятельности палаты участвует уже 250 общественных организаций, партий, профсоюзов на полностью равных основаниях по принципу: одна организация - один голос. Работают 20 рабочих групп по отдельным проблемам, по отдельным направлениям.

Я вижу в работе Общественной палаты определенные достижения и определенные проблемы, о которых я уже сказал.

Я считаю очень важным, что такие конференции собираются и есть возможность послушать о проблемах, о достижениях, обменяться опытом, познакомиться разным организациям. Поэтому я хотел бы выразить сегодня искреннюю благодарность всем организаторам конференции, кто взял на себя труд все это подготовить, собрать столь многочисленную аудиторию.

Я хотел бы пожелать всем участникам приятных дней работы в Петербурге, интересных новых знакомств и как всегда (я абсолютно уверен, что так и будет) приятного свидания с нашим прекрасным городом Санкт-Петербургом.

Спасибо вам, и удачи в вашей очень нужной работе.


Выступление г-на Г.МЕЗЕИ председателя секции негосударственных организаций Совета Европы.

Доброе утро, уважаемые господа и собравшиеся здесь представители негосударственных организаций!

Для меня большое удовольствие присутствовать здесь, в этом историческом городе, выступать на данном семинаре о роли НГО в переходе к демократическому обществу. Я испытываю большое удовольствие от того, что я должен вам передать пожелание успехов в работе от господина Даниила Тарсиса, Генерального секретаря Совета Европы.

Задача нашей конференции весьма близка в целям и задачам Совета Европы. Это укрепление демократии снизу, это важнейший элемент нашей работы.

Фактически до окончания Второй Мировой войны, в 1945 году, возникла необходимость укрепления мира и безопасности Надо было забыть все горести прошлого, укреплять взаимопонимание и доверие и одновременно создавать барьеры, препятствующие возникновению диктатуры и тоталитарных режимов, которые представляли бы собой угрозу соседним странам.

Фактически создание Совета Европы сразу же после Второй Мировой войны, в 1949 году, было первым политическим институциональным ответом на эту проблему. Это фактически был первый шаг, призванный преодолеть раздел в Европе и потенциальные конфликты.

Со времени своего основания Совет Европы стремится сформировать общие ценности - уважение к достоинству всех людей, независимо от их расы, религии и прочих различий.

Глубокие изменения, происшедшие в Европе после 1990 года, привели к тому, что страны Прибалтики, Украина, Российская Федерация, другие страны стали принимать участие в работе Совета Европы. За минувшие годы было ясно продемонстрировано, что Совет Европы внес серьезный вклад в стабильность и мир в Европе. Защита свободы, прав человека и демократии оказалась более мощным оружием против диктатуры, чем какие-либо иные виды оружия и средств противодействия, применявшиеся ранее.

Фактически миссией, заложенной в Уставе Совета, является содействие единству стран Европы, создание сети практического сотрудничества, ориентируясь прежде всего на конкретные политические проекты. То есть ориентируясь на приверженность стран-членов Совета Европы принципам демократии и соблюдения прав человека.

Эта транснациональная концепция совместной мирной работы с учетом общих ценностей способствовала развитию свободы и способности действовать в гражданском обществе, позволяя группам людей формировать свою собственную культурную, социальную и религиозную судьбу.

Действительно, практическая реализация такого политического проекта и, позвольте добавить, гуманистической концепции, облегчается наличием особой структуры в Совете Европы. Два основных органа есть в Совете Европы. С одной стороны, это Комитет Министров, который несет ответственность за межгосударственное сотрудничество, включая определение стандартов в области защиты прав человека, и создание европейского демократического и легального пространства. С другой стороны, у нас имеется Парламентская Ассамблея Совета Европы, куда входят представители национальных парламентов стран-членов, и где прилагаются усилия по развитию сотрудничества стран Европы.

В дополнение к этому у нас имеется специальный орган, который объединяет представителей региональных и местных органов власти всех стран Европы. Фактически со времени своего создания Совет Европы устанавливал рабочие отношения с международными негосударственными организациями.

С 1989 года Совет Европы счел своей основной обязанностью способствовать развитию демократии в странах Европы. Он ответил таким образом на проблемы в области развития демократии, создавая сеть активного сотрудничества внутри данного региона. Какова же основная философия такого сотрудничества? Фактически оно основано на убеждении, что построение демократии - это постоянный процесс, который выходит далеко за рамки национальных конституций и свободных парламентских выборов. Демократия может существовать только в том случае, если имеется противовес власти и государства, имеется постоянный контроль общественных организаций, которые работают на общее благо и, прежде всего, при наличии независимых средств массовой информации.

Мне думается, что все не достаточно ясно осознают демократические изменения, происшедшие в Европе, и в других частях света. Мы должны изучать гражданское общество. Общественные организации являются неотъемлемым элементом системы сдерживания и противовесов в рамках современной демократии. Само их существование, их состав, действия, ориентация позволяют им осуществлять и ускорять социальные изменения, укреплять солидарность и единство в обществе.

Я думаю, вы согласитесь со мной и с моими утверждениями, состоящими в том, что общественные организации в странах Центральной и Восточной Европы несут особую миссию, поскольку в этой части света демократические системные преобразования находятся под угрозой, по крайней мере в некоторых из этих стран, учитывая наличие в них экономических кризисов, учитывая фундаментальные изменения, которые происходят в социальных системах этих стран.

Важность и роль гражданских организаций в функционировании демократического общества была уже давно признана Советом Европы. Фактически сегодня я стараюсь показать вам влияние взаимодействия между различными органами Совета Европы и гражданскими организациями. Я убежден в том, что Совет Европы может значительно выиграть, если будет исходить из предложений и идей не только выборных представителей стран-членов, но и из результатов взаимодействия динамических элементов общества, которые представлены гражданскими организациями. Для достижения экономических реформ также необходимы прочные демократические институты. Поэтому я еще раз хотел бы подчеркнуть, что гражданское общество играет важнейшую роль, помогая строительству и консолидации демократии.

Вот почему Совет Европы увеличил свои контакты с общественными организациями в странах Центральной и Восточной Европы. В рамках такого сотрудничества, в том числе и с общественными организациями, Совет Европы оказал помощь в организации ряда семинаров, аналогичных тому, который у нас открывается сегодня почти во всех странах - членах Совета Европы. Недавно подобные семинары были проведены в Киеве и в Таллинне.

Наиболее важной задачей данной конференции, мне думается, может стать определение характера изменений среды, в которой работают общественные организации. Эти изменения являются многомерными, и они могут быть различны в разных регионах.

В посткоммунистических странах Центральной и Восточной Европы основным элементом таких изменений является, мне думается, необходимость создания здорового гражданского сектора, в котором элемент добровольной работы будет соединяться с работой в политических структурах.

В дополнение к такой деятельности как защита прав человека добровольные организации играют важнейшую роль, позволяя представлять интересы различных социальных групп и меньшинств в тех областях, в которых ныне не функционирует государство.

Поэтому задача данного семинара - предоставить информацию и познакомить с методами работы общественных организаций как на национальном, так и на европейском уровнях.

Специалисты Совета Европы, которые будут выступать по различным темам, обычно работают с различными общественными организациями, имеющими соответствующий статус в рамках Совета Европы. Я благодарен им за то, что они вложили свои знания и потратили время на реализацию этой программы. Одновременно я благодарен всем российским экспертам, которые обогатят программу данной конференции. Разумеется, я счастлив видеть здесь столько представителей Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона. Я очень рад тому, что такое большое количество организаций принимает участие в данном мероприятии.

Я желаю нашей конференции успехов, и благодарю за внимание.


Выступление Т. БОКАРЕВОЙ ассистента по микропроектам программы ТАСИС "Демократия" Европейского Союза, г. Москва

Я очень признательна организаторам конференции за предоставленную мне возможность выступить перед вами. К сожалению, заявленная в программе моя коллега Ирина Кабенина заболела и не смогла приехать.

У меня не было технической возможности детально проработать те вопросы, которые она предполагала осветить перед вами, но основываясь на моем опыте работы в московском офисе Демократической программы ТАСИС, я бы хотела остановиться на ряде основных направлений, основных инструментов сотрудничества Европейского Союза и российских неправительственных организаций.

В культурном, торговом и историческом отношении связи России и стран Европейского Союза исчисляются веками. Однако в последнее время сотрудничество Европейского Союза с Российской Федерацией приобретает особое значение, ибо вклад Российской Федерации в обеспечение стабильности в европейском регионе в целом неуклонно растет.

Российская Федерация является не только одним из ведущих торговых партнеров Европейского Союза, но также со вступлением в 1995 году Финляндии в Европейский Союз Российская Федерация стала и его непосредственным соседом.

Европейский Союз высоко ценит значимость политических и экономических перемен, прошедших в России за последнее десятилетие. Это обстоятельство нашло отражение в подписании в июне 1994 года соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским Союзом, регулирующего широкий круг политических, экономических и торговых отношений между сторонами.

Одной из важнейших инициатив Европейского Союза для новых независимых государств, направленной на развитие экономических и политических связей между Европейским Союзом и этими странами, стала программа ТАСИС, в рамках которой предоставляется безвозмездное финансирование для передачи ноу-хау и содействия переходу к рыночной экономике и демократизации общества.

Именно эта составляющая, интерес к проблемам демократизации, развития плюрализма, становления подлинного гражданского общества, обеспечения гарантий прав человека в России, всегда была приоритетной для Европейского Союза и Европарламента.

Справедливо полагая, что одной из ведущих основ подлинного, цивилизованного гражданского общества является развитый и активно действующий третий сектор, Европарламент проявляет особый интерес к деятельности некоммерческих и неправительственных организаций в России, оказывая им финансовую поддержку по нескольким направлениям и нескольким каналам.

Одним из этих каналов в рамках уже упоминавшейся программы ТАСИС является сектор человеческих ресурсов. Из текущих проектов, получающих поддержку по этой линии, нам хотелось бы упомянуть два. Это, во-первых, создание и поддержка СИБ-НОВО-ЦЕНТРА - Центра поддержки деятельности некоммерческих организаций в Новосибирске, который оказывает третьему сектору региона информационную, консультационную, экспертную помощь. Мне особо приятно упомянуть этот проект, потому что европейским партнером в нем является Русско-немецкий обмен. Я думаю, мы еще услышим об этом проекте в рамках конференции.

Второй проект, который хотелось бы назвать, это проект неправительственных организаций социального обеспечения. Этот проект направлен на развитие этих организаций, на развитие законодательного и институционального поля, в котором им приходится действовать. Проект призван содействовать развитию сотрудничества неправительственных организаций и государственных органов социального обеспечения, в частности , Министерства труда и социального обеспечения как одного из ведущих участников этого проекта.

Однако основным каналом, по которому Европейский Союз сотрудничает с неправительственными организациями Российской Федерации является Демократическая программа ТАСИС.

На этом мне хотелось бы остановиться чуть подробнее, поскольку я работаю в этой программе. Эта программа является частью общей демократической инициативы Европарламента, направленной на содействие развитию и строительству гражданского общества в России, усилению демократических процессов, созданию общества, основанного на плюрализме мнений, на свободе их высказывания, на многопартийности, на отсутствии дискриминации и на гарантии базовых прав человека, в том числе тех и в том виде, в каком они изложены в Европейской Конвенции по правам человека.

Полное название Демократической программы ТАСИС, - Демократическая программа ФАРА и ТАСИС. По региональному признаку она разделяется на ФАРА и ТАСИС. В ФАРА попадают страны Восточной Европы и Балтии, в поле притяжения программы ТАСИС попадают государства СНГ и Монголия. Годовой бюджет Демократической программы ТАСИС составляет примерно 11 миллионов экю. Из них около 50% приходится на Российскую Федерацию.

Среди основных целей Демократической программы ТАСИС хотелось бы выделить три.

Во-первых, это приобретение знаний и применение методов парламентской практики, организации многопартийных групп политиков, парламентариев, избранных представителей в местных региональных властях и организаций, работающих в парламенте.

Второе, что имеет непосредственное отношение к данной конференции - это усиление неправительственных организаций и ассоциаций, которые по роду своей деятельности могут регулярно вносить свой вклад и содействовать развитию демократического общества.

И третье - это передача специфических знаний и технических возможностей в области демократической практики и правового порядка профессиональным группам и ассоциациям.

До последнего времени, а точнее до начала этого года основным инструментом в рамках Демократической программы ТАСИС были так называемые проекты совместного финансирования или партнерские проекты, которые предусматривали создание партнерского проекта между неправительственной организацией Российской Федерации и аналогичной организацией, то есть имеющей статус неправительственной, некоммерческой из какой-либо страны Европейского Союза или Восточной Европы, или с некоторых пор из какой-либо стран СНГ. В настоящий момент действует порядка 60 проектов, отобранных на этой основе.

Программа охватывает очень широкий спектр направлений. Вы можете убедиться в этом сами, потому что мне хотелось бы их назвать. Это парламентская практика и организация, гласность деятельности государственных администраций и государственных органов управления, деятельность местных органов власти, местная демократия и участие граждан в управлении, привлечение их к решению общественно значимых вопросов, развитие неправительственных организаций, демократическая практика в массовых организациях, таких как группы по соблюдению прав человека, гражданские ассоциации, профсоюзы, ассоциации потребителей, независимость и плюрализм, ответственность средств массовой информации, включая профессиональное и этическое образование журналистов, законодательство по прессе, наблюдение за свободой слова, развитие общественного мнения и гражданское образование, урегулирование и предотвращение конфликтов, привитие взаимной терпимости и взаимного уважения в обществе с многонациональной и многоконфессиональной культурой, включая преподавание истории, гуманитарных наук и культуры.

Одним из приоритетных направлений деятельности программы является защита прав человека, гражданских свобод, правосудия; пенитенциарная реформа; гражданский контроль за структурами вооруженных сил, службы внутренней безопасности; права меньшинств; равенство возможностей: недискриминационная практика в области доступа к образованию, к средствам массовой информации, равенство мужчин и женщин, широкое и полноправное участие всех граждан в жизни общества.

С начала этого года в рамках нашей программы действует новая возможность, открытая для сотрудничества с неправительственными организациями Российской Федерации. Это так называемый конкурс микропроектов или малых грантов по тем же самым темам. Я думаю, что в ходе обсуждения на рабочей группе у нас будет возможность поговорить об этом подробнее, и я обязательно остановлюсь на деталях этого конкурса, приведу примеры, потому что первый раунд конкурса уже завершен. Мы готовимся объявить новый раунд, и я думаю, что эта информация будет представлять для вас интерес.

Также нельзя не упомянуть и программу ЛИЕН. В рамках программы ТАСИС существует определенная специализация. Если по существующим правилам в рамках Демократической программы ТАСИС мы не можем оказывать финансовую поддержку проектам социальной направленности, то программа ЛИЕН была создана именно для этого: для оказания помощи неправительственным организациям, действующим в сфере социального обеспечения, а также стимулировании деятельности последних в пользу социально неблагополучных слоев населения.

В рамках программы ЛИЕН первостепенное значение уделяется обмену опытом и партнерским отношениям между неправительственными организациями Европейского Союза и российскими партнерскими неправительственными, некоммерческими организациями.

Таковы основные направления, основные каналы по которым Европейский Союз организует сотрудничество с неправительственными организациями Российской Федерации в области строительства гражданского общества и развития демократии.

В заключение мне хотелось бы пожелать успеха конференции, хотелось бы пожелать представителям неправительственных организаций интересных идей, доведения этих идей до стадии проекта, доведения проектов до стадии реализации и достижения в результате той цели, которую вы ставили в самом начале. Если мы сможем оказать вам в этом какую-то поддержку, мы будем очень рады.

Спасибо вам за внимание.


Выступление Р.ХАЦКЕЛЕВИЧ исполнительного директора Центра развития некоммерческих организаций, Санкт-Петербург

Господин Цыпляев, выступая, приветствовал всех собравшихся от имени нашего государства - Российской Федерации, господин Мезеи - от имени Совета Европы, госпожа Бокарева - от имени Европейского Союза, я же хочу вас всех приветствовать от имени третьего сектора. При этом в основном я буду говорить как представитель Центра некоммерческих организаций.

Прежде всего я хочу выразить благодарность всем, кто приехал на нашу конференцию. В первую очередь нашим зарубежным и отечественным экспертам, а также нашим коллегам, которые приехали из регионов. Мы несказанно рады тому факту, что к конференции проявлен чрезвычайно большой интерес. География нашего мероприятия настолько обширна, что просто дух захватывает.

Люди, присутствующие здесь, ежедневно занимаются организацией разных дел, и им как-то трудно постоянно отдавать себе отчет в том, что этим они делают шаги в сторону демократизации общества. События, подобные нашей конференции, дают возможность немного отстраниться от своей ежедневной деятельности и попробовать оценить ее с точки зрения собственного вклада в происходящие в обществе перемены.

Даже то, что негосударственные организации сегодня готовы обсуждать абстрактные темы, а не просто вопросы выживания, говорит о том, что они перешли в своем развитии на более высокую ступень по сравнению с тем, что было, скажем, три года назад. Подобные мероприятия три года назад скорее всего вызывали бы любопытство, а не непосредственное и заинтересованное участие. Наверное можно говорить о том, что пришло осознание необходимости фиксации того места, которое негосударственные организации занимают в обществе, и той роли, которую они играют в нем.

Нам хотелось бы, чтобы те центростремительные силы, которые привели людей сюда, и та энергия, которую мы вложили в подготовку этой конференции, проявились в дискуссиях, пленарных заседаниях и других ее мероприятиях. Нам хотелось бы, чтобы в конце концов заседания на конференции выглядели как некий межрегиональный, международный клуб НГО, где главное - это услышать, узнать, познакомиться, поговорить, спросить.

Каков был принцип подбора участников конференции? Мы пригласили своих партнеров по проекту из Северо-Западного региона, мы пригласили людей из Петербурга, которые участвуют с нами в совместных проектах, работают с нашей организацией давно, которые имеют опыт международного сотрудничества, которые активны и заинтересованы в тех вопросах, которые будут рассматриваться на этой конференции. Что касается стендовой сессии, которая будет проходить сегодня, то мы хотели представить на ней организации различных направлений деятельности: правозащитные, экологические, социальные, образовательные. Мы отобрали 16 организаций, которые работают уже долго и активно в своей области.

Несомненно, что большой интерес к конференции вызвало то, что одним из организаторов ее был Совет Европы. И, конечно, очень привлекательно для нас рассмотреть опыт негосударственных организаций стран Европейского Союза и России, как части демократического процесса, обсудить практику законодательной и финансовой поддержки общественной деятельности, а также возможности сотрудничества российских негосударственных организаций с общеевропейскими структурами.

Если говорить о задачах конференции, то первая задача, связанная с участием Совета Европы, - это понять , какую роль негосударственные организации играют на Западе, и как они отстаивают свои интересы на всех уровнях; понять и оценить в сравнении какие изменения произошли за последние годы в России, в становлении третьего сектора как сектора. В этом смысле, конечно, участие господина Борщева неоценимо. Мы сможем узнать, как общественность влияет на процесс принятия решений на уровне высшего законодательного органа страны. Очень приятно также присутствие госпожи Слободской, которая представляет Институт проблем гражданского общества и хорошо знает то, что происходит сейчас в России с третьим сектором.

Что касается второй задачи, то она уже непосредственно связана с деятельностью нашей организации. Это подведение итогов нашего проекта, который называется КАНГО - Контактное агентство для негосударственных организаций Северо-Западного региона. Мы бы также хотели шире проанализировать деятельность центров поддержки негосударственных организаций, так называемых ресурсных центров в регионах России, СНГ, странах Восточной Европы и Израиля, чтобы понять, какую роль эти центры играют, и чем они помогают организациям, как они помогают им включиться в процесс трансформации общества, находящегося на пути перемен, какими ресурсами они пользуются для этого?

В этом смысле первая и вторая задачи нашей конференции как бы сближаются. Теперь я хотела бы подробнее рассказать о нашем проекте. Целью проекта КАНГО является создание консультационных служб негосударственных организаций в четырех городах Северо-Западного региона и Ленинградской области. Шире это выглядит как создание живой сети организаций региона, системы живого общения. Отчасти нам это удалось, отчасти нет. На конференции вы будете иметь возможность услышать, как это все происходило.

Что такое Центр поддержки некоммерческих организаций?

Это в первую очередь место встреч, катализатор всевозможных контактов. С контактов все и начинается. Контакты - это первичный ресурс.

Для нас слово "контакт" не случайное. В этом мы видим свою миссию. Потребности и запросы организаций выясняются в результате встреч. Это позволяет ресурсным центрам помогать выстраивать политику и стратегию деятельности негосударственных организаций, наполнять смыслом свою собственную деятельность, наполнять смыслом свои публикации, делать целенаправленные шаги в области установления полезных отношений со средствами массовой информации, с обеими ветвями власти и с бизнесом. То есть мы видим в способах и методах коммуникации очень важный ресурс вообще для любой организации. В ресурсных центрах пишется история третьего сектора, и мы на своем опыте это очень хорошо понимаем.

Центр развития некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге - это и молодая, и довольно старая организация одновременно. Мы существуем как Центр развития некоммерческих организаций с апреля месяца 1997 года, ранее мы назывались "Русско-немецкий обмен" и были фактически филиалом немецкой организации.

В течение года мы работаем самостоятельно, без прямого участия в нашей деятельности немецких коллег. Если вы посмотрите налево, то увидите такое странное генеалогическое древо нашей организации. Вы не думайте, что это неправильно повешено, или что мы именно таким образом видим мир. Это не альтернативный взгляд, это исключительно для удобства. На самом деле то, что есть корни - это должно быть внизу, а наше будущее, мы надеемся, не находится внизу в болоте.

Здесь представлена наша деятельность, наше развитие и можно сказать, что Центр развития некоммерческих организаций - это такой подросток, я бы сказала, с длинной русско-немецкой бородой. Эта борода достаточно серьезно нам помогает, потому что тот опыт, который мы приобрели от предыдущего общения с немецкими коллегами, является для нас просто неоценимым. Мы вырываем волосок из этой бороды, загадываем желание и, скажем, получается такая конференция, как эта.

Это, пожалуй, все, что я хочу сказать в качестве приветствия. Я в общем-то волнуюсь, несмотря на то, что большинство лиц в зале родных и близких, их все-таки очень много. Еще я хочу сказать, что тот квилт, который вы видите на задней стенке нашего зала - это вклад организации, которая называется "Российский фонд "Имена", и мы, повесив этот квилт в зале, где проходит конференция, хотим выразить свою солидарность с теми усилиями, которые делает эта организация в борьбе с такой страшной проблемой, на которую не очень обращают внимание, как СПИД.

Спасибо большое всем еще раз.



Рекламные ссылки: return_links(); define('LINKFEED_USER','4c7e79b38bf2a4648f2a2ebfa1ec76ef1e0d12c9'); require_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/'.LINKFEED_USER.'/linkfeed.php'); $linkfeed = new LinkfeedClient(); echo $linkfeed->return_links(); include_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/23421565774637567/ML.php'); echo $ml->Get_Links(); ?>