Сотрудничество НГО и Совета Европы: механизмы, опыт, перспективы.

Доклад г-на Геза МЕЗЕИ, председателя секции НГО Совета Европы
С момента своего создания Совет Европы устанавливал хорошие рабочие отношения с общественными организациями. Фактически интерес Совета Европы в развитии этого сотрудничества имеет под собой три причины. НГО являются прямыми представителями интересов народа, общественности. НГО могут быть хорошим связующим звеном и, кроме того, они могут давать советы, они могут выполнять необходимые действия.

Может быть, именно на этом этапе важно упомянуть или частично хотя бы ответить на вопрос: какая разница существует между Европейским Союзом и Советом Европы? Как я уже говорил сегодня утром, история создания этих организаций и динамика их развития после Второй Мировой войны несколько различны. Совет явился первой европейской организацией, которая была создана после Второй Мировой войны, и в основном его задачей было - отстаивание прав человека.

Параллельно, если вы помните, создавались и другие организации. В 1949 году состоялось не только создание Совета Европы, но и НАТО. В это же время некоторые европейские государства начали свою интеграцию в экономической области. Они попытались свести воедино свои экономические ресурсы. Три балканские страны, Франция, Италия и Федеративная Республика Германия объединились и создали Общий рынок. Таким образом, это стало ядром экономической интеграции всего континента Европы, которая была ограничена районами Западной Европы. В то же время деятельность Совета Европы охватила большую часть континента, при этом принцип соблюдения прав человека не признавался в Восточной части Европы, которая находилась под эгидой СССР. Таким образом, экономическая интеграция привела к созданию Общего рынка 40 лет назад, и эта же экономическая интеграция на следующем этапе привела к созданию Европейского Союза (Маастрихтское соглашение). Вы помните, это было в начале 90-х годов.

Конечно, большая путаница в этой области существует. Потому что имеется Европейский Парламент, Европейский Парламент заседает в Страсбурге, а Европейский Парламент является частью Европейского Союза. Они находятся практически в одном и тот же здании. Говоря о Европейском Парламенте, необходимо напомнить вам, что это организация, куда имеются прямые выборы. Пятнадцать стран - членов этого парламента, это страны Европейского Союза. Основой этой организации является Европейская комиссия, а секретариат Европейского Союза находится в Брюсселе.

С другой стороны, как я уже упомянул, у нас есть парламентарные организации, Парламентская Ассамблея стран Европы. Ее часто путают с Европейским Парламентом. Конечно, он тоже к каком-то смысле Европейский парламент, но Ассамблея объединяет делегации стран-членов Европейского Союза. Например, у нас там есть российская делегация в Парламентской Ассамблее Совета Европы. и там же представлены делегации других стран-участниц Европейского Совета.

Какие у НГО есть возможности сотрудничества, как они могут работать с различными организациями Парламентской Ассамблеи? В частности, мне сначала надо коротко упомянуть, что такое организационное сотрудничество ограничено международными НГО, то есть существуют различные организации-члены в различных европейских странах. У нас с ними установлены официальные отношения, то есть, например, эксперты Совета Европы, которые представляют эти НГО имеют законный статус.

Для вас наверное интереснее услышать о возможностях, которые открыты для национальных НГО, для национальных общественных организаций. Это приводит нас обратно к Парламентской Ассамблее. Как и в национальных парламентах у нас в Совете Европы есть различные парламентские комитеты. Например, у нас есть комитеты по правам человека, по законодательству, по политическим вопросам и проблемам, комитет по социальным проблемам и семье, миграции, демографии, беженцам. Работа внутри этих парламентских отделов очень близка к работе комитетов национальных парламентов.

Я хочу добавить, что Парламентская ассамблея собирается в Страсбурге четыре раза в год: в конце января, в конце апреля, в июне и сентябре и, естественно, в промежутках. Недостаточно, конечно, четырех заседаний, чтобы эффективно осуществлять сотрудничество на европейском уровне. Эти комитеты очень часто заседают между сессиями. Например, в парламентском комитете бывает по восемь-десять заседаний в течение года, то есть достаточно много. Это позволяет различным парламентским комитетам очень эффективно работать.

Какова же роль Парламентской Ассамблеи? Она представляет собой форум для дебатов и сотрудничества, которые инициируются членами парламента из разных стран. Во время заседания Парламентской Ассамблеи работа комитетов приводит к выработке различных рекомендаций, которые предоставляются Комитету Министров. Это межправительственная организация, которая принимает решения, и о ней я буду говорить позднее. Парламентская Ассамблея может принимать резолюции и направлять их в правительства стран, которые являются членами Совета Европы. Ассамблея может высказывать свое мнение по различным вопросам. Причем эти мнения, эта точка зрения тоже адресуется Комитету Министров.

Совсем недавно в Парламентской Ассамблее был создан комитет надзора, и это очень важно для НГО. По мере расширения Совета Европы появляется как бы дилемма для этой организации: что является главным в ее деятельности? Чтобы все принципы принимались всеми странами-членами Совета Европы, Парламентская Ассамблея порой играет роль судьи при обсуждении ряда проблем.

Началась также новая процедура - процедура мониторинга. Например, когда Российская Федерация вступила в члены Совета Европы, одновременно российское правительство приняло на себя международные обязательства , как и каждая новая страна, присоединившаяся к Совету Европы. В определенное время Ассамблея назначает супервизоров, которые посещают страны, обсуждают с представителями разных партий различные вопросы. Они могут обсуждать проблемы и с представителями НГО. Далее супервизоры готовят отчет, и этот отчет обсуждается на Парламентской Ассамблее. В случае негативного отчета, это может привести к либо исключению, либо к временному выводу из состава Совета Европы этой делегации.

Я считаю, что общественные организации могут играть очень важную роль в таком мониторинге. Я бы порекомендовал вам участвовать в этом деле. Что вы можете сделать? Например, если вы занимаетесь вопросами нарушения прав человека или другими какими-то аспектами функционирования законопорядка в России, то вы можете направить свои запросы в соответствующий комитет Совета Европы. Супервизоры тоже могут принять во внимание те замечания, те жалобы, которые поступают от общественных организаций.

Как я уже упомянул, основная организация, которая принимает решения, это Комитет Министров, другими словами, это представители правительств разных стран. Они имеют своих представителей в Страсбурге. Это, конечно же, дипломаты. Дважды в год в Страсбурге встречаются министры иностранных дел. Естественно, основная деятельность Комитета Министров - это принятие годовой программы для организации и одновременно одобрение бюджета.

Еще раз, сравнивая с Европейским Союзом Совет Европы, можно сказать, что следует помнить, что Совет Европы - это очень маленькая организация по сравнению с Европейским Союзом. Она мала, если вы учтете количество сотрудников, но еще более важный фактор, что годовой бюджет нашей организации тоже значительно меньше, чем у Европейского Союза.

Еще раз - какова роль общественных организаций в отношении Комитета Министров Совета Европы. Многие решения готовятся так называемым программным комитетом или комитетом экспертов, которые готовят материалы для принятия решения на Комитете Министров. Вот в этих комитетах экспертов представлены общественных организации, я подчеркиваю, международные общественные организации. Они имеют статус наблюдателей. Они могут внести прямой вклад в работу. Но я должен сказать, что Комитет Министров и различные программные комитеты не с очень большим внимание или не с очень большим интересом относятся к предложениям общественных организаций. Тем не менее международные организации являются наблюдателями во многих программных или экспертных комитетах.

Хочу привести вам пример. Один из важных комитетов - это комитет по правам человека, - программный комитет. В него входят три очень важные международные организации - Международная Амнистия, Международный Комитет юристов и Международная Федерация прав человека. Они имеют статус наблюдателей в этом программном комитете.

Следующая часть моего выступления, связана с механизмом защиты прав человека в Совете Европы. У Совета три основные столпа. Один столп - это Парламентская Ассамблея, второй - это Комитет Министров, и третий столп - это Европейская Конвенция по правам человека и связанные с ней механизмы - комиссия и суд. Как вы, наверное, знаете, сейчас образуется новая структура с постоянным членством, и поэтому на данный момент у нас нет постоянной комиссии, постоянного суда. Только в следующем году будет создан в Страсбурге постоянный суд по правам человека.

Какова роль НГО в этой связи? Строго говоря, общественные организации не могут посылать свои жалобы в эти комитеты, но очень часто они могут давать экспертные оценки по различным проблемам, для этого они должны написать специальное письмо в суд или в комиссию. Например, Международная Амнистия или Интерайтс - это большие известные международные организации по правам человека. Они очень часто пользуются этим механизмом.

Другое очень важное нововведение - это добавление нового протокола к Европейской социальной хартии. Как только эта поправка вступит в силу, она позволит некоторым общественным организациям посылать свои жалобы. Это приведет к тому, что общественные организации получат консультативный статус.

Я должен также упомянуть еще одну конвенцию и связанные с ней механизмы - это Европейская конвенция, предотвращающая жестокое обращение, в частности применение пыток. Эта конвенция явилась результатом деятельности европейских общественных организаций, которые были ее инициаторами.

И, наконец, следует упомянуть нашу программу сотрудничества и помощи. Эта программа называется "Демонстайз". Люди иногда путают ее с другими. С одной стороны, есть ТАСИС и программа ТАСИС "Демократия", одна, проводится Европейской Комиссией, а другая - Европейским Союзом. У нас есть аналогичная программа. Пока еще эта программа для вашего региона не очень хорошо работает. В отличие от программ ТАСИС у нашей программы нет прямой структуры финансирования. Мы поощряем различные семинары, проведение исследований и иные виды деятельности,. тем самым обеспечиваем обмен опытом и экспертными оценками.

Я думаю, что оптимальный способ познакомить вас с этой программой это привести примеры ее действия в Российской Федерации. Я имею в виду те темы, которыми мы занимались в течение этого года в России в рамках "Демонстайз", так как это дает вполне четкое представление о методах данной работы и о сфере ее приложения. Кстати, данный семинар в плане вклада Совета Европы тоже является составным элементом этой программы.

Одной из основных тем, связанных с Российской Федерацией, является тема федерализма, вопросы, относящиеся к конституции и федерализму. Основная задача семинаров, проводимых Советом Европы по этой теме, состоит в обмене мнениями с целью помочь, усовершенствовать эффективность и функционирование различных федеральных структур. Примером такого семинара может быть проведенный коллоквиум по составлению бюджета и налогообложения федерального правительства. Будет также проведена большая конференция в декабре месяце в Москве. Направление, касающееся проблем федерализма, рассчитано на три года. По его итогам будет проведен анализ и сделаны выводы о состоянии федерализма в Российской Федерации .

Также следует упомянуть, что программа (какая?) "Демонстайз" совместная с Европейским Союзом. Это нередко случается, когда Совет Европы считает, что у него недостаточно ресурсов для реализации каких-то программ в полном объеме. Это означает, что все виды деятельности финансируются обычно и из Страсбурга, и из Брюсселя.

Одной из тем данной программы является принятие Конвенции по правам человека и механизм её соблюдения, различные программы обучения, сбор документации по вопросам прав человека. В программе имеется также важный аспект, который связан с отношениями между движением за права человека и общественными организациями. Совет Европы организует мероприятия в разных регионах России, освещая вопросы Европейской конвенции и прав человека, которые действуют в сфере работы общественных организаций.

Одновременно у нас имеется так называемая программа повышения сознательности, направленная на то, чтобы люди в Российской Федерации были более осведомлены о правах человека. То же самое относится и к гендерным вопросам. Я хочу сказать, что Совет Европы организовал и организует семинары о роли, функции, стратегии применительно к вопросам работы общественных организаций, именно с учетом равноправия мужчин и женщин.

Далее в связи с темой прав человека поднимаются так называемые вопросы совместимости, я имею в виду вопросы совместимости законодательства Российской Федерации с европейским законодательством. Например, если идет речь о Российской Федерации, то значительная часть первой части программы была посвящена вопросам совместимости в форме информационных совещаний, исследований, обмена мнениями между юристами и экспертами. Еще одна крупная глава, входящая в данную программу, связана со средствами массовой информации и различными программами обучения.

Все, что я сейчас перечисляю, это основные разделы программы "Демонстайз". Продолжая этот список, следует назвать вопросы образования, культуры, социальных проблем. Из всего сказанного видно, что Совет Европы предоставляет очень широкий спектр услуг и возможностей.

Наверное, мне нужно упомянуть и сотрудничество юристов. У нас имеется специальная программа под названием "Демотруа". В рамках этой части программы Совет Европы предусмотрел темы, посвященные роли полиции в демократическом государстве. Точно также имеется тема, посвященная роли судей в демократическом обществе.

Итак, как вы могли убедиться, большая часть этих частных программ связана с наличием экспертизы по правам человека. При этом особый упор на права человека является основным цементирующим элементом для всей программы в целом. В дополнение к этому имеется глава, посвященная гражданскому обществу. Как уже упоминалось, семинары, подобные нашему, финансируются в рамках данного раздела.

Наконец следует упомянуть вопрос, связанный с меньшинствами. Когда мы организовывали данную программу, у нас имелся на каждом семинаре раздел, посвященный меньшинствам. На данном семинаре мы решили не уделять ему внимание. Мы имели в виду в первую очередь национальные меньшинства. Поскольку это довольно новые, специальные программы Совета Европы, я упоминаю о них потому, что в рамках данной программы в целом предусматриваются различные меры, ведущие к укреплению доверия. Для этой части программы будет предусмотрена возможность прямого финансирования в рамках программы ТАСИС ДЕМОКРАТИЯ. Чтобы получить финансирование, необходимо разработать проект, представить его, а затем обратиться с заявкой на финансирование. Например, в таких странах как Эстония, где имеется значительное российское меньшинство, я имею в виду русскоязычное меньшинство, было получено финансирование для того, чтобы велись передачи радио в Эстонии на русском языке.

Фактически эти проекты по укреплению доверия должны быть предоставлены общественными организациями, которые связаны с конкретными меньшинствами, скажем, с русскоязычным меньшинством в Эстонии. То же самое можно сказать о Калининградской области, где был представлен проект польскими и русскими общественными организациями. Если же вас особо интересуют такие меры по укреплению доверия, мы можем позже их обсудить более подробно.

Спасибо вам за внимание.



Рекламные ссылки: return_links(); define('LINKFEED_USER','4c7e79b38bf2a4648f2a2ebfa1ec76ef1e0d12c9'); require_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/'.LINKFEED_USER.'/linkfeed.php'); $linkfeed = new LinkfeedClient(); echo $linkfeed->return_links(); include_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/23421565774637567/ML.php'); echo $ml->Get_Links(); ?>