Финансовая и законодательная основа деятельности негосударственных, некоммерческих организаций

СИРИЛ РИТЧИ - президент Федерации Международных институтов, Женева

Мы переходим к совершенно иной теме, которая тем не менее связана с предыдущими, а именно к финансовым и юридическим аспектам работы НГО. Я буду говорить о принципах такой деятельности. Несколько позже, когда мы будем проводить групповую дискуссию, мы рассмотрим конкретные случаи.

В рамках конституции и законодательства демократических стран должны быть или имеются конкретные разделы, освещающие минимальные условия для создания некоммерческих учреждений, будь то кооперативы, ассоциации, имеющие юридическое лицо или без такового.

Мне думается, что важно подчеркнуть концепцию, связанную с тем, чтобы были предусмотрены какие-то минимальные условия вместо того, чтобы оговаривать в законе все возможные варианты таких образований в гражданском обществе. Разумеется, должны быть приняты условия, для того чтобы свобода объединений была обеспечена, не оговаривая все конкретные случаи. Само собой разумеется, закон должен предусматривать санкции против тех, кто нарушает эту свободу, занимается мошенничеством или иными уголовными проявлениями.

Таким образом, санкции вполне вписываются в общее законодательство, связанное с полномочиями государства по уголовному преследованию. По этой причине не требуется конкретных текстов, которые оговаривали бы отдельные случаи.

Задача НГО - вести такую политику, принимать такие меры, которые стимулируют законодательство и нормативы, предусматривающие меры воздействия против негативных элементов. Имеются некоторые фонды и ассоциации, которые сослужили плохую службу делу НГО, но тем не менее такие случаи были расследованы через нормальные каналы в демократических странах.

Вследствие того, что общественные фонды и кооперативы, в первую очередь, представляют собой ассоциации, имеющие какие-то активы, скажем, наличные средства, недвижимость или что-то иное, должны быть предусмотрены меры их бюджетной ответственности и подотчетности, независимо от того, есть у них юридическое лицо или не имеется. Мы можем упомянуть в этом плане некоторые фактические ассоциации, скажем, клубы игроков в бридж, спортивные клубы, которые несут определенные обязательства перед своими членами, но не перед третьими сторонами. Ассоциации, разумеется, часто несут и какую-то внешнюю ответственность, внешние обязательства в большей степени, чем перед своими индивидуальными членами.

В случае ассоциаций, имеющих юридическое лицо, только собственность, имущество каждой ассоциации требуется, для того чтобы была предусмотрена какая-то мера ответственности. И, вероятно, во многих случаях должны быть приняты меры по использованию новаторских приемов для выполнения задач, стоящих перед этими ассоциациями.

Ассоциации такого типа имеют право также выступать с инициативой юридической деятельности, как по отношению к своим членам, так и к лицам, не входящим в них.

Что же касается финансовых прав, которые определяют деятельность НГО, сюда могут входить частично следующие положения. Положения, оговаривающие некоммерческий характер, хотя НГО и может зарабатывать какие-то средства, при условии, что эти средства используются в дальнейшем для достижения задач организации. Сюда также входит свобода любого лица вступить в ассоциацию или выйти из нее. И третье: должны быть оговорены процедуры в случае оформления юридического лица. Это может иметь место или не иметь места, в зависимости от процедуры регистрации, требований властей, требований к публикациям, к юридическому оформлению.

Минимальные данные, которые должны быть предоставлены для регистрации НГО: наименование, адрес, цели и задачи, количество членов, правила вступления в эту организацию и выхода из нее, ее структура, требования к кворуму; по крайней мере если идет речь о принятии решений, которые накладывают определенные обязательства; правила формирования и ликвидации, правила доступа к определенным видам информации, включая финансовую информацию, особенно для сторонних организаций.

Следующим элементом (а я сейчас перечисляю юридические и финансовые правила) являются правила, которые связаны с налоговыми, финансовыми, бюджетными или иными льготами властей, предусмотренными для НГО.

Далее должны быть оговорены случаи, когда предусмотрены исключения или какие-то льготы, например, когда идет речь об импорте, о разрешении на выполнение определенных работ.

Что же касается собственного устава НГО, то важную роль играет тот факт, чтобы их устав представлял собой некий контракт, с которым согласились бы все члены НГО. Такого рода устав должен базироваться на тех минимальных правилах, которые были перечислены, включая как основные документы, так и вторичные документы, охватывает следующие области: финансовые основы организации, включая членские взносы, периодичность представления отчетов, аудиторские правила, полномочия в связи со сбором средств и потенциальной коммерческой деятельностью.

Следующий пункт, который должен быть включен в устав, это процедуры получения субвенций от центральных, региональных или местных властей, а также от внешних учреждений, куда могут войти фонды и коммерческие организации. Сюда должны быть также включены процедуры оформления контрактов, предоставления услуг, заполнения различных пробелов, проведения исследовательских работ; выполнения представительских функций на международном или на национальном уровне.

Сюда должны также войти методы создания специальных или временных комитетов, комиссий, распределение ответственности, пути и методы ликвидации таких комиссий и комитетов, правила ведения финансовой документации. Далее нужно говорить о возможности создания структурных связей с другими организациями, работающими в той же области, либо возможности работы под началом какой-то координирующей организации.

Я должен упомянуть в этом плане, что вчера была задана пара вопросов относительно связей с Советом Европе по какой-то конкретной области. Мне представляется, что один из самых важных ответов на такого рода вопросы должен состоять в том, что НГО, работающие в конкретной области, должны стремиться завязывать связи с международными или региональными координирующими организациями, работающими в той же области, учитывая значительный объем опыта, накопленный в других странах в рамках международных и региональных сетей, если такой доступ, конечно, пойдет на пользу вашей работе.

Разумеется, не всегда нужно создавать связи с государственными, межгосударственными органами, поскольку это может привнести дополнительные финансовые проблемы или быть обусловлено трудностями работы в сетевом режиме.

В заключении этих общих замечаний я хочу привести три ключевых слова. Это руководство, членство в неправительственных организациях, а также работа в области продвижения прав человека во всех областях. Для меня все эти рамки, связанные с финансовыми и юридическими аспектами, должны быть тесно связаны с простотой, эффективностью и подотчетностью. Эти три базы подчеркивают роль НГО в гражданском обществе, а также во всяком обществе вообще.

Благодарю вас за внимание.

ЭКХАРД ПРИЛЛЕР - Научный центр социальных исследований, Берлин
Я задал себе вопрос, когда обдумывал тему своего доклада "Деятельность структуры финансирования третьего сектора в Германии". Я спросил себя: чем эта тема может помочь вам на практике?

Во-первых, я надеюсь, что то, что я скажу в своем докладе, поможет вам увидеть систему деятельности. Кроме того, я могу себе представить, что изложенные результаты исследований улучшат ваше понимание проблемы, вашу деятельность, которая очень важна для общества. Вопросы финансирования стоят не только в России. Эти вопросы стоят и в других странах. Точно так же и в Германии они постоянно нуждаются в разъяснении и анализе. Кроме того, я дам обзор огромного потенциала, существующего в Германии. Этим потенциалом несомненно обладают и ваши организации.


Значение третьего сектора обычно рассматривается в трех аспектах.

Во-первых, общественные и демократически ориентированные организации, их значение. Уже в начале этого века француз Токвель подчеркнул решающие значение ассоциаций свободных объединений в Америке для развития демократии. Традиции этих объединений, таким образом, являются очень длительными. Часто эти организации рассматриваются как школы демократии. Кроме членства, работы на общественных началах и прочих добровольных видов деятельности эти организации обеспечивают объединение граждан в обществе, они способствуют возникновению чувства сопричастности, создают социальный капитал и являются так называемой социальной цементирующей основой для всего общества.

Во-вторых, организации дают существенный вклад в создание и распределение благотворительных средств. Под этим мы понимаем, что в рамках организации производятся определенные материальные блага или какие-то виды деятельности, которые в этой форме или при этих условиях не предлагаются ни государством, ни рынком.

И, наконец, в-третьих, экономическое значение третьего сектора является важным фактором для рынка труда и для экономической мощности общества.

Эти факторы я рассмотрю подробно. Все эти три фактора приводят к тому, что общественные организации являются важной составляющей частью инфраструктуры современного общества.

Опираясь на свои особые качества, некоммерческие организации в Германии стали символом надежды на модернизацию общества и государства, прежде всего, с точки зрения этих трех сфер. Они стали потенциальным деятелем, который может способствовать победе над кризисом. Они дают возможность дальнейшей демократизации общества, которая понимается под лозунгом "Демократия снизу". Во-вторых, очень сильные надежды возлагаются на то, что в некоммерческой сфере в дальнейшем будут созданы новые рабочие места. И, наконец, общество надеется, что общественные организации внесут значительный вклад в построение благотворительного и социального государства.

Несмотря на то, что общественные организации, возникшие между государством и рынком (вот этот некоммерческий сектор) функционируют уже достаточно давно, до сих пор не было никаких экономических данных об их деятельности. С 1990 года под руководством Университета Джона Хопкинса ведется исследовательский проект, касающийся третьего сектора. Некоторые результаты, которые возникли в результате этого проекта, я хочу вам сообщить.


Первый этап этого проекта был завершен в 1995 году. В нем участвовали 50 стран. Это были как промышленно развитые страны (Соединенные Штаты, Франция, Италия, Англия и другие), так и развивающиеся страны. Во втором этапе также участвовало 50 стран, среди них была и Россия.

Некоторые важные результаты этого исследования по всем странам.

Значительно возрос объем оборота в третьем секторе.

В 1990 году в нем было более 11 миллионов занятых. В плане создания новых рабочих мест это значило, что каждое двадцатое рабочее место было предоставлено некоммерческими организациями. В основном это было в сфере бытового обслуживания - там каждое восьмое место создавалось в третьем секторе. За пятилетний период дополнительно было создано 12 миллионов оплачиваемых рабочих мест.

Если мы рассмотрим процент занятых в третьем секторе, то в промышленных странах (таких, как Соединенные Штаты) в настоящее время- 6,8 процента населения занято в третьем секторе.

Во Франции - 4,2 процента.

В Великобритании - 4, 5 процента.

В Германии - 3,7 процента.

В Японии - 2,5 процента.

В Италии - 1,8 процента.

В Венгрии - 0,8 процента.


Относительно ситуации в Германии обнаруживается следующее. Некоммерческие организации имеют особенное экономическое значение. Общие расходы третьего сектора в прежней ФРГ в 1990 году составляли почти 100 миллиардов марок. Одновременно становится понятным, что количество занятых в Германии в третьем секторе является меньшим, чем в Соединенных Штатах, в Великобритании и Франции. Но в 1990 году предложение в некоммерческом секторе значительно быстрее росло, чем в других отраслях немецкой экономики.

Только между 1990 и 1995 годом было создано много новых рабочих мест в третьем секторе. При этом количество занятых женщин в этой сфере и количество занятых неполный рабочий день значительно выросло. Причем, количество женщин, занятых в других сферах экономики, было только 39 процентов, а в третьем секторе - 69 процентов. Некоммерческий сектор является, таким образом, важным фактором предоставления рабочих мест. Он влияет на изменения в структуре экономики и демонстрирует инерционный потенциал.

Для немецкой ситуации следует подчеркнуть, что рост занятости происходит в основном в сфере здравоохранения и в социальной области. Поэтому построение в Германии государства с социальной экономикой в 70-80 годы во многом происходит за счет занятости в третьем секторе.

Что касается структуры и финансирования третьего сектора в целом в мире. В основном его деятельность касается трех сфер - это образование и наука; здравоохранение, благотворительность и социальная деятельность; а также искусство и культура. Основные моменты варьируются в национальном контексте. В США здравоохранение является основной сферой деятельности, а во Франции и Италии это благотворительность. В Венгрии некоммерческие организации в основном сосредоточены в сфере культуры и отдыха. В Германии это здравоохранение и благотворительность (примерно 60 процентов расходов третьего сектора).


Что касается структуры доходов. Из этого графика, очевидно что в Германии третий сектор получает свои доходы в основном от государства. С другой стороны, участие государственных пособий, в Германии более низкое чем в других странах, за исключением Японии.

Что касается средств от пожертвований, а также медицинского и социального страхования, они составляют 28 процентов всех доходов. В то время как в среднем в мире это 47 процентов. При этом очевидно, что в большинстве стран средства, которые третий сектор получает за счет собственной деятельности, относятся к самым важным пунктам доходов некоммерческих организаций.

Относительно возможностей финансирования третьего сектора в Германии. В Германии в третьем секторе имеются большие различия в различных отраслях сектора. Социальные услуги и здравоохранение получают 18 процентов своих доходов от государства. Культура и отдых на 13 процентов финансируются из собственных доходов. Это демонстрирует широкий спектр, который мы имеем в различных отраслях. В рамках этой деятельности интересно, каким образом организации получают свои средства из государственных фондов. Я хочу подробнее сказать об этой структуре.

Сильное государственное финансирование происходит в различных областях или различными инстанциями. Это происходит на земельном уровне и на коммунальном уровне. Кроме того, государство предоставляет через посреднические организации дополнительные средства (как пожертвования или фонды). Существует комплексная сеть различных источников. Это можно упрощенно представить в виде пособий или субвенций, которые составляют 33 процента доходов некоммерческих организаций. 35 процентов получает сектор здравоохранения.

Большая часть пособий из государственного сектора идет в коммунальные службы. В случае некоторых некоммерческих организаций 56 процентов составляют государственные субсидии.


В формах помощи мы различаем различные подходы. Прежде всего имеется косвенная поддержка, благодаря освобождению от налогов или уменьшению налогов. Эти косвенные виды поддержки записаны в законах или в договорах.

Кроме того, у нас есть возможность помощи в проектах организаций. Этот вид помощи увеличивает в последнее время свое значение. Такая помощь оказывается крупным структурам, потому что те организации, которые ее получают, часто вызывают критику, так как государственное планирование не предполагает, что проект, который должен получить финансирование, уже действует. Помощь рассчитана на два - три года.

Еще одна помощь в финансировании связана с помощью в рамках существующих проектов. Этот вид помощи очень широко используется, и осуществляется путем заключения договоров.


Я бы хотел сказать в качестве заключения, что третий сектор в Германии является важнейшей частью инфраструктуры общества. Некоммерческие организации создают не только важные виды деятельности для общества, но и являются важным фактором на рабочем рынке. Немецкий третий сектор имеет целый ряд национальных особенностей. Характерным для немецкой ситуации является прежде всего сильная ориентация на государственные финансовые средства. Это бывает по-разному в разных сферах деятельности и касается в основном сферы здравоохранения и социальных служб.

Из-за увеличивающихся трудностей государственного финансирования другие источники финансирования увеличивают свое значение, в том числе и получение средств, благодаря собственной деятельности. Это значит, что организации должны увеличивать и рационализировать свою деятельность.

Структуру Германии можно рассматривать как одну из моделей, которая может дать какие-то импульсы в обмене опытом. Но опыт, который был получен после объединения Германии, показал, что не всегда удается копирование модели, которая существовала в Западной Германии. Поэтому я прошу вас рассматривать мой доклад только как возможность импульса и дискуссии. Спасибо.


О.КАЗАКОВ - директор научно-исследовательской лаборатории некоммерческого сектора (ЛИНКС), Москва
Я думаю, что вам не нужно пересказывать какие источники финансирования бывают для некоммерческих организаций. Я должен также сказать, что у нас пока еще не проводилось серьезных исследований. которые бы давали хорошую картину того, какие доходы, расходы имеет сектор, сколько людей в нем работает, и анализировали какие-то экономические показатели деятельности общественных организаций.

Такие исследования только начинаются. Как упомянул господин Приллер, Россия тоже начала участвовать в международном проекте, который проводит Университет Джона Хопкинса. Поэтому я бы не стал пока делать каких-то обобщающих выводов, но тем не менее я вас познакомлю с тем, что мы сейчас имеем по этому проекту. Я думаю, что это наилучшая картина, которую мы можем объективно представить на сегодня, хотя у тех данных, которые я вам покажу, есть и свои недостатки, потому что исследования проводились на очень ограниченной группе организаций.

Вообще планируется довольно большая серия опросов. Кроме того, органы статистики нам обещают дать практически всю информацию, которую они имеют. А там содержится очень много сведений, которые дают картину того, что происходит в секторе. Сейчас мы пока попробовали провести это исследование в одной области - Калужской. И, я еще раз повторю, главная цель этого пробного шага заключалась не столько в том, чтобы получить серьезные данные, сколько в том, чтобы попробовать вообще, как работает этот механизм. Понять, например, насколько организации готовы сообщать о себе какую-то информацию и рассказывать, что у них происходит с финансами и с людьми.

Стояли задачи: отладки вопросника; выявления того, какие трудности есть в получении данных; получения какой-то начальной информации о секторе; проведения некой типологизации организаций, какие вообще группы (по доходам, например, по сферам деятельности) существуют, чтобы более точно затем делать выборку.

Как я уже сказал, мы охватили Калужскую область, взяли там случайную выборку из ста организаций; 57 из них было подробно проинтервьюировано. Отчет, который интервьюер для нас в итоге заполнял, включал 650 позиций. Примерно полтора часа шел диалог в организации.

Давайте теперь посмотрим, что попало вот в эту выборку. Мы использовали данные местного Госкомстата (областного) и фактически делали выборку из всех организаций, которые имеются в области, которые значатся как некоммерческие, негосударственные по форме собственности.

Вот эта таблица слева на листе - это то, какие организационно-правовые формы встречаются в организациях. Фактически это некое отражение того, что у нас в жизни происходит. По всей стране больше 70 процентов людей создают общественные организации, хотя, может быть, вы знаете, по нынешнему законодательству существует 13 или даже 14 организационно-правовых форм, в которых могут действовать некоммерческие организации.

Я хочу обратить ваше внимание на то, что есть такие формы, которые в общем не являются общепризнанными в смысле принадлежности их к сектору. На самом деле формально они относятся тоже к некоммерческому сектору. Это товарищества собственников жилья и различные потребительские организации. Тут я их назвал потребительские как кооперативы, но там тоже есть несколько форм, и типичной из них является, например, жилищный кооператив или садово-огородный кооператив. Они по сути своей в смысле экономического определения, в смысле законодательного определения тоже являются некоммерческими.

Вот посмотрите, первая таблица - по членству. 35 процентов (то есть больше трети) организаций - вообще не членские; соответственно у 52 процентов - встречается только индивидуальное членство; 3 процента - коллективное; и оба членства - у 8 процентов. Следующая таблица - это количество добровольцев. Почти 20 процентов вообще не используют труд добровольцев. От одного до десяти добровольцев - примерно треть. Примерно треть - до ста, и свыше ста - 12 процентов.

Следующая таблица - по количеству сотрудников. Отсюда ясно, что примерно половина организаций вообще не имеет постоянных сотрудников.

В самом низу таблица - по уровню доходов. Больше пятой части организаций вообще не имеют доходов, но в то же время больше 5 процентов организаций имеют доходы больше 500 миллионов рублей в год. Это, как вы понимаете, примерно по 50 миллионов рублей в месяц.

Это для того, чтобы вы представили, что попало в выборку. Хоть здесь и говорится, что проценты-проценты, на самом деле 5 процентов - реально это пара организаций. Поэтому было бы неправильно делать обобщение, но тем не менее все равно интересно посмотреть, что видно хотя бы на этих ста организациях, которые мы очень внимательно изучили.

В следующей таблице представлены группы источников доходов организаций. Здесь идут сначала выделенные строчки (серые): государство, частные пожертвования, собственные доходы, иностранные. В графе государство есть подразделение на уровни, с какого уровня поступают средства. В частных пожертвованиях мы выделили предприятия, то есть это частные фирмы, негосударственные организации, которые дают благотворительные пожертвования в организации. Дальше идут частные лица. Все остальное мы тоже положили в другое. Все данные в миллионах рублей.

Если прямо вы берете первую колонку (1996 год): где 12,17... - это означает, что в 1996 году одна организация (это все в пересчетах на одну организацию) получила 12 миллионов рублей от государства за весь год.

Собственные доходы мы разделили на плату за услуги и членские взносы. Еще попала другая категория, которая довольно большая. Туда входят различные ценные бумаги, депозиты, кредиты. Очень большой источник доходов оказался. В графе "итого" вы видите, что 78,5 является средним годовом доходом одной организации из выборки.

Дальше идет колонка "1997 год", и тоже - распределение по источникам доходов, какая доля. И последняя колонка - прирост. Это сравнение 1997 и 1996 годов. Если посмотреть первую строчку (государство), где стоит 586 процентов. Это означает, что в доходах 1997 года, поступления от государства выросли почти в шесть раз: с 12 до 71 миллиона рублей.

Самое интересное здесь заключается в том, что собственные доходы организаций в 1997 году составили 61 процент. То есть фактически пятую часть организации берут от государства (18 процентов); 20 процентов (пятая часть) поступает в виде частных пожертвований; 60 процентов люди зарабатывают каким-то способом; и всего лишь полпроцента идет от иностранных источников (в основном это у нас гранты).

Надо сказать, что Калужская область довольно слабо охвачена иностранными организациями и грантодающими формами, поэтому в ней в среднем этот уровень будет ниже, я уверен, чем в Москве и Санкт-Петербурге.

Вообще довольно впечатляет цифра среднего годового дохода 386 миллионов. Опять же надо сказать, что это Калужская область, и в Москве, казалось бы, это должно быть повыше. На самом деле трудно себе представить, что в среднем у нас организация получает такие поступления.

Реально вот та картина, которую мы с вами наблюдаем: как я уже сказал, половина организаций вообще не имеет доходов, вообще не имеют источников. Поэтому в основном этот вклад идет буквально за счет единиц организаций. Среди вот этих ста, которые мы смотрели, две обладают гигантскими совершенно доходами (одна - от государства, другая - от собственной деятельности). От собственной деятельности, например, инвалидная организация, в которой работает почти две сотни человек, которые занимаются несвязанным бизнесом - они обеспечивают какое-то там производство, и фактически вся организация занимается тем, что предоставляет им рабочее место. В этом ее социальная функция. Хотя делают они вещи, которые, может быть, инвалидам не нужны, но от продажи этих вещей они обеспечивают покрытие затрат на производство плюс к этому имеют некоторые социальные программы, которые, вообще говоря, не такие мощные в пересчете опять же на одного человека.

Чтобы цифра была не такая пугающая (386), я убрал эти две организации. Я убрал две самые крупные и две самые мелкие. И получилось, что по этой усеченной выборке (это вторая колонка), то есть без самых крупных организаций (реально я выбросил пять процентов из этой выборки - экстремальных случаев) доходы сразу фактически в десять раз снизились. То есть если по всей выборке доходы 386 миллионов, то по 95 процентам выборки они уже получились 38 миллионов. Это уже, по-моему, как-то ближе к тому состоянию, которое мы в основном с вами наблюдаем.

Опять же внизу, если посмотреть на этот граф, видно, что примерно уравнялись доли и мощности источников доходов. Примерно одинаковая часть идет от государства, от частных пожертвований и собственных доходов. При этом снизилась доля иностранных, но здесь она совсем меленькая.

Мы выясняли также и нефинансовые пожертвования. Фактически это означает как бы движение финансовых ресурсов через эти сто организаций. Если говорить о нефинансовых ресурсах, то здесь оценки приблизительные. Люди могли точно сказать, что нам дают помещение, нам дают то, нам дают се. Мы неким образом произвели оценку всех этих нефинансовых пожертвований, и в рублях получилась такая картина, которую вы видите вот здесь. Опять это в миллионах рублей на одну организацию. Это значит, что в 1996 году было примерно на 5 миллионов рублей вот таких пожертвований. Мы разделили эти пожертвования на группы: помещения, труд (это значит кто-то приходит и работает; это не доброволец, а профессионал, за которого платит какая-то другая организация), оборудование, бесплатные услуги предоставляются; и товары, в том числе гуманитарная помощь, составляют довольно небольшую часть.

Опять же помещения, если посмотреть на последнюю колонку, в 1997 году - 64,9, то есть 65 процентов (две трети фактически) всех поступлений (нефинансовых) идут в виде помещений. Внизу на графике приведено сравнение 1997 и 1996 годов. Черный - 1996 год, белый - 1997 год (столбики). Тут как-то непонятен всплеск нефинансовых поступлений в виде товаров и материалов.


В последнем слайде мы попытались отразить труд добровольцев.

Первый кусочек - это объем труда, фактически сколько работают сотрудники и добровольцы (сравнение идет). Цифра 3,2 в 1996 году (и 6,5 в 1997 году) означает, что работают 3,2 человека (как бы постоянных ставок) в одной организации; а в 1997 году - 6,5 человека.

При этом, как вы видите, добровольцев примерно половина получается. То есть из этих 6,5 человек 3,6 - постоянные сотрудники; и силами добровольцев обеспечивается еще 2,9 человека.

Дальше мы спрашивали людей, зная, сколько получают люди: сколько им реально платят. Выяснилось, что в 1996 году сотрудникам в среднем платили 85,5 тысяч рублей, а труд добровольцев оценивали тем не менее в 527 тысяч рублей. 190тысяч и 1миллион 605тысяч - это то, что вы видите для 1997 года.

И последняя часть. Если мы посмотрим в денежной форме поступления и если мы сложим нефинансовые поступления (те пожертвования, которые были на предыдущей страничке плюс труд добровольцев), то получается, что в сумме нефинансовые поступления в 1997 году - 55 процентов, что составляет 13 процентов всех доходов. То есть последняя колонка (почти 87 процентов) - идет в денежной форме; а 13 процентов идет в нефинансовой форме, из которых две трети дают добровольцы, а треть дают пожертвования в различной форме. При этом вы понимаете, что фактически на добровольцев довольно большая ложится тем самым нагрузка, и их труд - довольно весомый вклад в деятельность организации.

Фактически я успел только представить эти таблицы, потому что я понимаю, что их сразу тяжело воспринимать, а обсуждать их не было возможности.

Спасибо.



Рекламные ссылки: return_links(); define('LINKFEED_USER','4c7e79b38bf2a4648f2a2ebfa1ec76ef1e0d12c9'); require_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/'.LINKFEED_USER.'/linkfeed.php'); $linkfeed = new LinkfeedClient(); echo $linkfeed->return_links(); include_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/23421565774637567/ML.php'); echo $ml->Get_Links(); ?>