Взаимодействие властных структур и НГО

АНДРЕЙ ТОПОЛЕВ - Агентство социальной информации, Москва
На сегодняшний день можно вполне определенно утверждать, что в обществе существует либо неосведомленность, либо определенное недоверие или даже враждебность по отношению к НКО. Это могут подтвердить и лидеры общественных организаций и результаты опросов общественного мнения.

Тем не менее НКО не могут существовать в безвоздушном пространстве. Даже те организации, чья деятельность является самодостаточной и не выходит за пределы этой организации вынуждены время от времени вступать в контакты с органами государственной власти, бизнесы или просто гражданами. Любое учебное пособие по психологии общения, принципам ведения переговоров, конфликтологии непременно содержит положение о том, что необходимо особенно внимательно учитывать мнение противоположной стороны. Это особенно полезно помнить, когда речь идет об установлении отношений с органами государственной власти. Вступая в контакт с представителями власти необходимо располагать убедительной аргументацией в пользу третьего сектора и не забывать о позиции государства по этому вопросу.


Разрешая деятельность некоммерческих организаций и предоставляя им в рамках действующего законодательства практически полную свободу, государство заранее соглашается на определенный риск:

НКО неоспоримо оказывают влияние на общество. В настоящее время мы не можем говорить о продуманной кампании НКО по изменению, например, положения в социальной сфере. В России пока мало примеров таких организаций, которые на всю страну или даже в пределах своего региона, города громко заявили бы о себе, как о реальной силе, требующей перемен. Скорее исключением, чем правилом здесь является деятельность Комитетов солдатских матерей или радикальных экологических организаций типа Хранителей радуги или Гринпийса. Но с развитием третьего сектора это воздействие будет возрастать, потому что гражданское общество и есть то общество, в котором граждане в том числе и через некоммерческие, негосударственные организации могут влиять на ход экономических, социальных и политических преобразований.

НКО неподконтрольны государству. Государство по закону не имеет право вмешиваться во внутреннюю деятельность НКО, если она осуществляется в соответствии с уставными целями. Это положение, конечно, не всегда нравится чиновникам и практика показывает, что многие из них по-прежнему продолжают рассматривать НКО как часть государственной машины, свободно распоряжаются их ресурсами. Так как это было в советские времена, когда общественных организаций было десятка полтора и взносы на их содержание профорги выколачивали кнутом и пряником.

Чем дальше, тем больше НКО претендуют на деньги государства. Столь ожидаемый нами закон о социальном заказе и должен создать тот механизм перераспределения средств, который позволит некоммерческим организациям наравне с государственными структурами, а может быть и с частными, выступать равными участниками в процессе решения социальных проблем. Естественно это не может понравиться тем, кто держит руку "на кране", ни законодательной власти, которая утверждает бюджет, ни исполнительной, которая его тратит.

Говоря об объективных предпосылках отрицательного отношения государства к НКО нельзя забывать и то обстоятельство, что некоммерческие организации сокращают прямые поступления в бюджет. Предоставление многочисленных льгот, налоговых в том числе, не может вызывать симпатии чиновников, особенно в условиях той экономической ситуации, которую переживает наша страна. Аргументация, которую приводит главный борец со льготами Олег Сысуев, вполне убедительна и надо располагать исключительно убедительными расчетами, доказывающими экономическую выгоду деятельности НКО, чтобы быть услышанными и понятыми. Хотя даже в такой сложной области есть положительные сдвиги.

Следует помнить и о том обстоятельстве, что в силу специфики своей деятельности НКО иногда находятся в прямой оппозиции к государству. Это особенно касается таких организаций как правозащитные и радикальные экологические, которым часто приходится идти на открытый конфликт для того, чтобы добиться поставленных целей. К таким организациям вполне применима поговорка "на то и щука в омуте, чтобы карась не дремал".

Несмотря на относительную слабость некоммерческих организаций и их относительно небольшую пока роль в экономике, экономические предпосылки сотрудничества с государством все же существуют.

По целому ряду параметров эффективность работы НКО в такой, например, области как оказание социальных услуг может быть значительно выше, чем у сходных государственных структур. Это происходит за счет более высокого качества, обеспеченного мотивацией сотрудников НКО. Здесь, как правило, работают не равнодушные исполнители, отсиживающие положенные рабочие часы, а люди зачастую лично заинтересованные. За счет привлечения добровольного труда, использования грантов, привлечения спонсорской помощи возможно сокращение расходов, что делает НКО более привлекательными партнерами для государства. К сожалению НКО пока не очень умеют считать деньги и с цифрами в руках доказывать свои преимущества.

При том, что рынок является универсальным механизмом регулирования процессов экономического развития, он оказывается несостоятельным, когда речь идет о сфере социальных услуг. Рынок явно не в состоянии удовлетворить все потребности общества, иначе все и везде было бы приватизировано. Однако практика стран с развитой рыночной экономикой показывает, что многие социальные сферы относятся либо исключительно к сфере государственной компетенции, либо могут быть переданы некоммерческим организациям. Это тем более очевидно, потому что государство не в состоянии дойти до каждого и оперативно отреагировать на общественную потребность. НКО же работают в самой гуще "народных масс" и куда более чутко реагируют на их нужды.

Декларируя строительство гражданского общества в нашей стране власти не должны забывать, что реализация права на свободу слова и свободу собрания это прерогатива не только политических партий, но и некоммерческих организаций. Они точно также концентрируют вокруг себя людей, объединенных единой целью. Один голос не слышен - люди же, объединенные в организацию, могут легче давить на государство.

НКО в перспективе не меньше чем политические партии являются гарантом социальной стабильности. В отличие от партий они не зациклены на борьбе за власть, но в то же время являются своеобразным "клапаном", выпускающим пар социального напряжения. Проблема же, не имеющая своего озвучания, неизбежно порождает напряженность в обществе.

В конечном счете успех демократии зависит от того, чтобы каждый из основных сегментов общества должен быть уверен, что его голос будет услышан.


ДИРК ДЖАРИ - президент Международного Совета по социальным вопросам
Леди и джентльмены, дорогие коллеги и друзья!

Я считаю для себя огромной привилегией и буду рад реализовать возможность поделиться с вами на этой важной международной конференции некоторыми из моих соображений по поводу взаимоотношений между НПО и властями. Обсуждая эту тему, мы имеем дело с наиболее важным, но в то же время деликатным вопросом. По сути дела, природа этих взаимоотношений в каждой стране предопределяет не только будущее её неправительственных организаций, но также дух, качество и судьбу общества в этой стране. Я уверен, что за время этой конференции мы многому научимся друг у друга и наладим прочные связи, которые лягут в основу будущего сотрудничества на личном уровне и на уровне организаций.

В современном обществе с его быстрыми изменениями и постоянным умножением проблем особенно необходима быстрая и точная передача информации об интересах, нуждах и стремлениях людей с уровня отдельных граждан на уровень политических и административных институтов. Это лучше всего способны сделать те, кто непосредственно затронут проблемой, кто в силу своей позиции может выступить экспертом по определённому вопросу. Объединения граждан как структурные единицы общества - это своего рода термометр общественного мнения и актуальных нужд: они эффективно отражают проблемы и точки напряжения во всём общественном организме.

Добровольные объединения граждан и некоммерческие организации - это формы выражения желания и способности граждан артикулировать собственные интересы, нужды, надежды и опасения, а также предлагать собственные творческие и гибкие варианты решения тех общественных проблем, которые возникают из-за структурных дефектов и недостаточного удовлетворения социальных потребностей. Эти организации часто декларируют свою солидарность со слабейшими членами общества и выступают от имени тех, кто по тем или иным причинам не может постоять за себя. Несмотря на, а может быть - как раз по причине своей узкой направленности и неоднородности они отражают многообразие жизненных явлений и насущных интересов человека с улицы гораздо точнее, чем были когда-либо способны это сделать политические партии, чем может это отразить рынок, чем способны это осознать власти.


Основные характеристики неправительственных организаций
В большинстве своём объединения граждан - это небольшие группы, которые действуют преимущественно на локальном или региональном уровне, удовлетворяют потребности определённого сообщества и таким образом вносят свою лепту в повышение качества жизни. Выполняя эту задачу, организации третьего сектора принимают огромное количество всевозможных форм; кроме того, их цели, стиль, состав, размер и идеологии колеблются в настолько широком диапазоне, что невольно возникает вопрос, можно ли вообще говорить о едином секторе. Однако, в то же время мы видим, что всем этим организациям присущи - хотя и в разной степени - специфические черты.

Во-первых, они не являются просто неформальными или специализированными сборищами: в них отчётливо просматриваются черты формального и/или институционального существования которое может быть или не быть подкреплено правовым статусом.

Во-вторых, их действия не направлены на получение прибыли для руководителей или членов, поэтому организации такого плана считаются бесприбыльными, не распределяющими прибыль.

В-третьих, эти организации являются независимыми, создаются в результате свободного волеизъявления граждан, управляются на уровне их ответственности и по ими принятым правилам. Они не зависят от правительства и других властей, даже несмотря на то, что могут получать серьёзную финансовую государственную поддержку, подчиняются закону и могут тесно сотрудничать с различными госструктурами.

В-четвёртых, они действуют открыто и таким образом, что их активность может быть расценена - хотя бы отчасти - как лежащая в сфере общественных интересов и направленная на благо общества.

В-пятых, они содержат элементы добровольчества и бесплатного труда, которые реализуются через волонтёров, действующих на всех уровнях - от членства до управления. Многие из этих организаций вообще существуют только за счёт неоплачиваемого труда сотрудников и поддержки со стороны добровольцев.

Каковы же основные типы объединений? Конечно же, очень тяжело дать чёткую классификацию - ведь общественные организации охватывают практически каждую сторону человеческого бытия и каждую сферу жизни общества. В то же время можно выделить определённые функции, которые выполняют все они - естественно, в разной степени и в различных сочетаниях.

Функция многих объединений состоит преимущественно или исключительно в оказании услуг; при этом они либо заполняют существующие пробелы в какой-то области, либо расширяют существующий диапазон услуг. Если, к примеру, государственный сектор не предоставляет каких-то услуг, которые традиционно считаются необходимыми (в области здравоохранения, социальной поддержки, организации досуга и т.д.) или если услуги недостаточны и недоступны в определённых областях, это может быть расценено как пробел, который и могут заполнить общественные объединения.

Ещё одна существенная функция многих объединений - новаторская, инновационная, что проявляется в различных областях жизни на всех уровнях: от локального до международного. Зачастую им удаётся серьёзно изменить взгляды членов парламента или политической партии на ту или иную проблему и даже повлиять на непосредственную программу действий правительства. В качестве примеров отмечу дискуссии по вопросам равенства полов и правам человека, "открытие" важности защиты окружающей среды, миротворческие инициативы и, не вы последнюю очередь, недавние демократические движения в Центральной и Восточной Европе.

Третья важная функция общественных объединений состоит в том, что они выступают в качестве защитников. С одной стороны, они могут отстаивать особые интересы или предоставлять защиту конкретным социальным, экономическим, профессиональным группам. С другой стороны, их действия могут быть направлены на борьбу с определёнными способами действия или отношениями, такими как ксенофобия, ограничение возможностей для женщин, дискриминация инвалидов и т.д. Исполняя защитническую функцию, объединения пытаются обеспечить людям получение положенных им прав и благ.

Четвёртая ключевая функция общественных объединений - в том, что они являются гарантами определённых ценностей в обществе. По самой своей природе, на основе своей структуры, членства и обязанностей они сохраняют и укрепляют ценности неоплачиваемого добровольческого труда, инициативы и активного участия в общественной жизни, плюрализма, солидарности, защиты меньшинств и уважения к слабейшим членам общества и их нуждам.

В-пятых, объединения третьего сектора выступают как канал взаимодействия и посредник между отдельным человеком и большими, анонимными и отдалёнными учреждениями государственной сферы. Они защищают индивида от опасности растущей обезличенности и отчуждения в нашем всё более технократическом, нестабильном и раздробленном обществе.

И, наконец, некоторые организации могут выполнять ресурсную и координационную функцию, связывая другие организации и их членов в сети, предоставляя им информацию и техническую поддержку, озвучивая их интересы более отчётливо и на более высоком уровне, выдавая полезные рекомендации в рамках самого третьего сектора или в адрес государственных учреждений. Таким образом, эти организации поддерживают необходимую связь между третьим сектором и другими сферами общества - такими, как власти, рыночные структуры и т.д.

Естественно, большинство объединений и добровольных общественных организаций одновременно выполняет по несколько функций, хотя большинство из них достаточно чётко ориентируется на одну из сфер и концентрируется на довольно узком круге проблем и целей.


Некоторые важные общественные проблемы. Их последствия для государства и гражданского общества.
С некоторых пор стало заметно - более, чем заметно - что первоочередное, повышенное внимание в обществе уделяется экономическому успеху, в то время как другие, не менее важные аспекты личного и общественного бытия упорно отодвигаются на второй план; наши общества определённо ставят экономику выше политики и политику выше этики.

Растущее преобладание ценностей конкуренции и экономического процветания всё дальше отодвигает в тень другие аспекты человеческого существования - такие, как экология, здоровье, социальная солидарность, образование и культура, даже права человека. Эти сферы оказываются подчинёнными производительности и, сверх того, экономическому росту (который является предметом безусловных устремлений), причём этот процесс сопровождается неколебимым, невероятным спокойствием, которое не оставляет места для зрелых размышлений о тех последствиях происходящего, которые ожидают общество и окружающую его природную среду через более-менее длительное время.

Эта тенденция в сочетании с явно ощутимым ростом отстранённости структур и институтов, которые сугубо технократически управляют нашим сложным обществом, приводит людей ко всё большему отчуждению и подрывает такие базовые человеческие ценности, как взаимоуважение и взаимопонимание, уверенность и терпение, сострадание и солидарность, что приводит к чрезмерному эгоизму со стороны отдельных людей и социальных групп. (Одно из следствий этого проявляется в том, что наиболее обеспеченные общества порождают растущую дискриминацию через маргинализацию, иначе говоря - через бедность, не только в экономическом смысле, но и в культурном, и в психологическом, что приводит в полной изоляции).

Несмотря на постоянно звучащие громкие политические заявления о ценности и развитии гражданского общества на нашем континенте, европейская политическая культура в каком-то смысле выродилась за последние годы до той черты, где рядовой гражданин всё меньше ощущает себя одновременно объектом и субъектом политики, что означало бы, что человек с одной стороны находится в центре политических соображений и действий, а с другой - сам определяет содержание и направление политики через непрерывное в ней участие.

Люди чувствуют, что на них смотрят функционально, манипулируют ими, изолируют, используют, низводят, оскорбляют. Их реакцию можно понять. Всё больше граждан просто-напросто отстраняется от активного участия в "управлении городом", теряет чувства ответственности и озабоченности по поводу развития общества. Растёт число тех, кто вступает в ряды новых радикальных политических партий, где популистски и, как правило, весьма агрессивно культивируются глубокие чувства негодования и отвержения. Всё это вместе взятое создаёт чрезвычайно опасную ситуацию, которая легко может спровоцировать очень неприятные политические изменения.

Вышеупомянутый список приоритетов в нашем обществе - экономика над политикой, политика над этикой - отражает явно искажённое понимание иерархии ценностей и порождает ряд серьёзных последствий. Экономическая деятельность не служит более человеческому благосостоянию; она практически превратилась в анонимное накопление прибыли в руках немногих индивидов или структур (например, компаний). В наше время производство и распределение благ во многом происходят на глобальном уровне и существуют вне территориальных границ, защищённых национальными государствами. Вследствие этого национальные государства неуклонно теряют свою роль структуры, регулирующей промышленное развитие, обеспечивающей соответствующую инфраструктуру и квалифицированные людские ресурсы. На их место постепенно приходят другие структуры на базе более обширных экономических пространств.

Необходимо иметь в виду ещё одно важное проявление кризиса в нашем обществе: изменяется сама концепция государства, что отражает серьёзные перемены в отношениях между государством и гражданином. Это явление имеет первостепенную важность, поскольку отношения между гражданами и государством предопределяют структуру и ориентацию общества. Вопрос состоит в том, существуют ли организации-посредники, способные перебросить мост между государством и отдельным человеком.

Если таких посредников нет и человек сталкивается с государственной машиной "лицом к лицу", то плюрализм и участие масс в управлении таким обществом будут очень ограниченны, причём государство легко может стать диктаторским или тоталитарным. Альтернатива - всевозможные структуры и организации-медиаторы, которые достаточно независимы и действуют на разных уровнях. В этом случае можно предположить с одной стороны высокоструктурированную и, возможно, сложную систему локальной и региональной государственной власти с высокой степенью гарантированной автономии, что предоставляет гражданам реальную возможность самоуправления. С другой стороны, помимо названных государственных структур в таком обществе появится плюралистичый и даже соревновательный сектор негосударственных структур - объединений, добровольных и неправительственных организаций, которые будут создаваться и управляться людьми с высокой степенью индивидуальной вовлечённости и персональной ответственности.

Этот вопрос отражается в дискуссиях, проходящих в самых разных странах, по поводу ставших модными слов "децентрализация" и "вспомогательность", а также по поводу степени ответственности государства за общее благо, за благосостояние людей. В большинстве европейских стран (и особенно в государствах с развитой структурой, ориентированных на централизацию) государство считалось - и считается до сих пор - хранителем общественных интересов, часто - единственно возможным. На этом основании государство считает себя вправе определять, какие организации-посредники могут существовать и на каких условиях.

Однако, сейчас заметен очень существенный сдвиг в восприятии государства и его монополии во всех вопросах, связанных с общественными интересами. Это изменение стало - хотя бы отчасти - результатом "открытия" того факта, что существует множество важнейших задач, которые государство вовсе или с некоторых пор не в состоянии решать адекватно. В определённых сферах очевидны пробелы в действии учреждений, в предоставлении возможностей и услуг: общественные интересы либо совсем не учитываются, либо учитываются недостаточно.

Из-за изменения ценностей и мнений или благодаря трансформациям структур в нашем обществе - таким, как изменение структуры семьи, быстрое старение населения, растущая безработица - в обществе возникают новые социальные проблемы. Они настолько велики, требуют таких непомерных финансовых и человеческих затрат для своего решения, что государство не может справиться с ними в одиночку. Бюджетные сбои и институциональные срывы были бы неизбежны, если бы всю ответственность за эти проблемы несло государство и они целиком легли бы на плечи административных структур.

Такое положение дел может довести общество до того, что многие насущные человеческие нужды и проблемы - социальные, культурные, образовательные и т.д. - не будут больше считаться предметом всеобщей государственной ответственности и будут так или иначе реализовываться через частную инициативу граждан.

Хотя появление частного коммерческого сектора в политической повестке дня можно назвать одним из важнейших недавних изменений в социальной политике, рынок, разумеется, не всегда может адекватно участвовать в решении социальных проблем - то ли коммерческие структуры не слишком в этом заинтересованы, то ли они не приспособлены для предоставления товаров и услуг, представляющих общественный интерес, из-за своего абстрактного характера и не всегда актуальных предложений. Подходящей альтернативой сегодня считается третий сектор - сектор некоммерческих объединений и добровольных благотворительных организаций, иначе говоря - НПО, который играет важную, фактически незаменимую роль в любом демократическом обществе, основанном на принципах плюрализма.

Фундаментальное право создавать объединения, становиться членом объединения и выходить из него гарантировано Европейской Конвенцией по Правам Человека; следовательно, ответственность за его реализацию в принципе несут все страны-члены Совета Европы. Большинство европейских государств включило свободу ассоциаций в свои конституции, так как они высоко ценят эту базовую демократическую свободу. Мы, однако, понимаем, что при анализе законодательств разных стран детали будут варьироваться. В многих государствах существует множество специальных тщательно разработанных законов в этой области. Эти законы регулируют членство в общественных объединениях, управляющие органы, издательскую деятельность, всевозможные законодательные требования и другие аспекты деятельности общественных объединений.

Объединения не всегда чётко определены в контексте национальных законодательств, однако во всех случаях подразумевается, что некоммерческое объединение - это группа людей, которые объединились на основе личного желания и возможностей для определённой деятельности, которую можно считать общественно-полезной и не ориентированной на получение прибыли. Следовательно, по природе своей такие организации одновременно являются частными и публичными, общественными. Там, где законодательство делится на частное и публичное право, НПО чаще относят к сфере частного права. Принципиально важно, однако, отличать общественные объединения от частных предприятий, государственных структур, чисто коммерческих компаний и других предприятий, ориентированных на получение прибыли. Существует два основных способа провести эту черту - это можно сделать формально через определение правил функционирования организации и управления ею, которым должны будут на законных основаниях подчиняться общественные объединения, либо же можно определить цели общественных объединений (области их интереса и деятельности) так, чтобы они лежали в сфере общественных интересов и сформулировать для этих объединений особый некоммерческий статус, которому будут сопутствовать определённые правила.

Теперь давайте более детально рассмотрим, что может и что должно делать государство, чтобы эффективно поддержать неправительственные организации и дать им возможность выполнять ту роль, которую они должны играть в современном демократическом обществе.


Юридические и структурные меры, которые должно принимать правительство для создания среды, способствующей развитию НПО.
Чтобы создать поддерживающую среду для развития НПО, правительства прежде всего должны чётко и во всеуслышание заявить, что добровольность является важной ценностью гражданского общества и что НПО играют существенную роль в нашей демократической европейской политической культуре.

Законодательство и соответствующие правительственные административные процедуры должны быть направлены на поддержку деятельности организаций, обладающих следующими характеристиками - определяющими для неправительственных организаций:
  1. добровольное формирование НПО и значительных элемент добровольного участия в их деятельности (НПО создаются и существуют как результат свободного решения граждан);
  2. независимое управление и внутренний контроль в НПО - конечно, в рамках законов соответствующего государства;
  3. принцип не-стремления к прибыли для тех, кто управляет НПО или их контролирует, а также правило употребления любой полученной прибыли на уставные цели;
  4. понимание не-самодостаточного характера организации, принятие в качестве её целей улучшения условий жизни и возможностей обездоленных членов общества либо воздействия на факторы, ухудшающие благосостояние, условия жизни и возможности общества в целом.
Законодательство и административные процедуры, касающиеся НПО, должны гарантировать этим организациям независимость, пока последние действуют в рамках закона. Они должны позволять НПО заниматься всеми видами деятельности, необходимыми для достижения НПО своих целей, как то: предоставление услуг и управление проектами, мобилизация финансовых и людских ресурсов, исследования, реформирование и инновационная деятельность, ведение кампаний и пропаганды. Кроме того, они должны предоставлять НПО возможность беспрепятственного функционирования на локальном, региональном, национальном и международном уровнях.

В распоряжении НПО должны быть соответствующие им правовые структуры - ассоциации, фонды, трасты, специальные поручители только для НПО, кооперативы, общества взаимного страхования. НПО должно быть позволено по ходу их деятельности создавать вспомогательные структуры, а также вступать в федерации или вливаться в другую организацию - в том случае, если их партнёры также являются НПО. И, наконец, законодательство и административные процедуры должны разрешать НПО черпать ресурсы для своей деятельности из самых разных источников, включая частные пожертвования, государственные субсидии, гранты и помощь коммерческого сектора.

Для развития неправительственного сектора важно, чтобы правительства были настроены на истинные партнёрские отношения с НПО, чтобы они обеспечивали НПО информацией и консультациями по всем вопросам, затрагивающим деятельность неправительственные организации, чтобы НПО имели голос в процессе принятия решений, влияющих на их интересы. Особенно активно организации третьего сектора должны быть вовлечены в работу над законодательными актами, административными правилами и положениями, которые касаются НПО и их деятельности. Очевидно, что тесное сотрудничество должно существовать во всех сферах, представляющих взаимный интерес и выгоду.

Правительства на всех уровнях должны учитывать, что НПО накоплен уникальный опыт и экспертные знания в самых разных сферах, относительно всевозможных социальных проблем; эти опыт и знания неоценимы для ведения государственной политики, для планирования и выполнения государственных программ в соответствующих сферах. Для того, чтобы компетентность НПО использовалась наилучшим образом, должны быть разработаны условия и механизмы коммуникации и консультаций между НПО и правительством. Это включает создание основных узлов взаимодействия на разных уровнях для постоянных контактов и обмена мнениями по общим вопросам между партнёрами, а также выделение специальных отделов по работе с НПО в каждом министерстве, которое имеет дело с вопросами, лежащими в сфере общих интересов НПО и правительства. Введение НПО в состав комитетов и рабочих групп по соответствующим вопросам в статусе консультантов может быть полезным для обеих сторон. Консультативные встречи правительства и представителей НПО по вопросам, представляющим обоюдный интерес, по разработке совместной стратегии, с целью разрешения конфликтов или просто для роста взаимопонимания должны стать неотъемлемой частью политической культуры, направленной на поддержку НПО.

Правительства должны, насколько это возможно, воздерживаться от создания так называемых "квази-неправительственных организаций" для несения определённых функций или выполнения каких-либо задач как бы вне рамок обычных государственных учреждений, особенно если эти структуры управляются и контролируются представителями правительства. Для сохранения ясности, открытости и подотчётности собственных действий более целесообразно провести переговоры с существующими НПО для выяснения того, хотят ли и могут ли они взять на себя эти функции или задачи и, если ответ будет негативным, взять на себя создание действительно независимой НПО.


Финансовые и фискальные меры, которые должны применяться правительством в отношении НПО
В рамках процедур и условий предоставления грантов или контрактов НПО правительства ни в коем случае не должны подрывать единство или независимость НПО, искажать их сущность, цели или деятельность. Также эти процедуры и условия не должны способствовать раздробленности или дискриминации в рядах НПО.

Финансируя НПО, правительства должны признавать, что эти организации предлагают наиболее ценные предметы потребления. В результате вложенных денег они обеспечивают высокое качество услуг , так как направляют все свои ресурсы на достижение цели. Не следует, однако, считать НПО дешёвой рабочей силой для предоставления обществу тех услуг, ответственность за которые несёт правительство. НПО остро чувствуют новые потребности сообщества и предлагают инновационные, совершенно новые подходы к решению возникающих проблем, что часто оказывается более удачным и эффективным, чем стандартная реакция государственной администрации. Кроме того, НПО вносят существенный вклад в управление совместными программами и проектами и помогают их внедрять через мобилизацию людских ресурсов и привлечение дополнительных финансовых средств.

Договариваясь о финансировании с НПО, правительство должно чётко осознавать, что условия контракта зависят от типа программы или проекта, подлежащего финансированию - идёт ли речь о гранте, который выдаётся НПО на определённую деятельность либо же НПО получает деньги по контракту за услуги, выполняемые для правительства или от его имени. В любом из случаев правительство должно убедиться, что контракт отвечает возможностям НПО и не подрывает её независимости, а также не искажает её сущности и целей.

Помимо этого, правительство должно поддерживать НПО в финансовом и материальном плане посредством следующих мер. НПО должны получать налоговые льготы и даже освобождение от налогов и отчислений в свете того, что они действуют в пользу общественных интересов и на благо общества в целом. С другой стороны, от налогов должны освобождаться пожертвования в пользу НПО со стороны компаний и частных лиц, чтобы поддержать их усилия по фандрайзингу. Для стимуляции международного сотрудничества НПО и использования международной поддержки НПО должны быть облегчены операции с иностранной валютой.

Правительства должны способствовать и оказывать поддержку любым инициативам и мерам, которые ставят своей целью увеличение признания, возможностей и влияния НПО и таким образом укрепляют гражданское общество в наших демократических системах. Особые внимание и поддержку правительства должны получить программы и действия, направленные на укрепление традиции добровольчества, тренинги по повышению технических и управленческих способностей членов НПО, кампании в поддержку НПО и сотрудничество государственных, коммерческих и неправительственных структур.


Обязанности самих неправительственных организаций
Ценности, которые лежат в основе целей и деятельности НПО, должны базироваться на стремлении улучшить условия жизни людей. Эти ценности должны проявляться в уважении прав, культуры и достоинства тех людей, которым служит или на которых влияет деятельность организации. Должно быть видно, что организация вкладывает максимум сил и ресурсов в достижение своих целей. Организация должна всегда почитать свою миссию и цели и принимать меры к тому, чтобы её лицо, методы и целостность не искажались в угоду личным или организационным интересам, как внешним, так и внутренним. Не вступая в непродуктивную конкуренцию, общественная организация должна быть открыта для сотрудничества и вступления в сетевые отношения с другими организациями, преследующими аналогичные цели в духе общих интересов и на благо общества. Предпосылкой работы НПО должны быть высокие этические мерки как на организационном, так и на личном уровне.

Что касается прозрачности, то НПО должны чётко и открыто заявлять, кто они и чем занимаются, через информирование общественности о своей миссии, целях и политике, методах работы, рассказывать о своей деятельности и достижениях, объявлять результаты оценки организации. НПО должна открыто сформулировать границы своего действия, правила членства, информировать о своих партнёрах и филиалах и своей организационной структуре, особенно о том, как управляется и контролируется организация. Обязательно следует прояснить, как финансируется организация и как используются средства.

Чтобы сформировать положительный образ в глазах общественности, организация должна публиковать и распространять ежегодные отчёты о своей деятельности, включая финансовые отчёты, а также выпускать аналогичные информационные материалы по отдельным программам и проектам. Организации следует активно общаться с населением через информирование о своей деятельности, выступления в средствах массовой информации, организацию пресс-конференций и встреч с общественностью. Необходимо поддерживать постоянный диалог с правительственными структурами по проблемам обоюдной важности и интереса. Следует активно включаться в сотрудничество с аналогичными организациями; участие в сетях НПО и совместные действия должны стать обычной частью жизни и развития организации.

Очевидно, что НПО нужно принять одну из правовых форм, установленных законодательством соответствующей страны, чтобы быть способной защитить себя, иметь доступ к определённым правительственным льготам и преимуществам, адекватно определить полномочия и ответственность членов правления и уяснить другие правовые аспекты существования организации. Кроме того, государственные административные предписания обязывают НПО иметь устав и правила, а также пройти регистрацию. Эти документы определяют все основные аспекты управления, ответственности и подотчётности правления, регулируют положение оплачиваемого штата организации.

Исходя их требований принятой правовой формы члены правления НПО могут или выбираться, или назначаться из числа членов организации. Обычно они имеют право (или даже должны) передать непосредственную ответственность в руки других, в том числе - оплачиваемого штата, однако в конечном счёте именно правление несёт ответственность за все аспекты работы организации и отвечает перед законом за управление ею. Это подразумевает отслеживание миссии, целостности, целей и политики НПО, контроль за исполнением законодательных требований, обеспечение адекватного финансирования деятельности организации, руководство и контроль за качеством планирования и реализации программ, оценку деятельности организации, отчётности и управления. Как правило, члены правления работают на добровольных началах и не получают оплаты за свои услуги. Расходы, которые они несут при исполнении своей функции, могут покрываться из средств организации.

Управление НПО должно базироваться на высоких этических и профессиональных стандартах и включать правила и процедуры для обеспечения прозрачности и подотчётности, для планирования эффективного руководства деятельностью и проектами, для наилучшего развития и использования человеческих ресурсов, обеспечения равных возможностей и справедливого обращения, для постоянного обеспечения оценки и отчётности по работе и развитию организации, а также поддержания эффективных отношений с общественностью и хороших отношений с членами, клиентами организации и государственными властями.

Финансовые ресурсы НПО должны управляться как можно лучше, что позволит поддержать доверие спонсоров, создаст гарантию стабильности, даст возможность получить дополнительные ресурсы и развить новые направления работы. Решая финансовые вопросы и обсуждая процедуры финансирования, НПО должны быть уверены, что условия грантов и контрактов полностью приемлемы для организации, что поставленные цели не превышают её возможностей, что график оптимален и уровень квалификации персонала достаточен, что административные требования выполнимы и учтён каждый аспект выполнения соглашения. Следует соглашаться только на те гранты и контракты, которые полностью совместимы с миссией и ценностями организации, не ущемляют её независимости, не подрывают её имиджа и целостности, не искажают методов.

НПО должны быть осторожны, чтобы не впасть в зависимость от единственного либо кратковременного источника финансирования или от финансирования конкретного узкого аспекта деятельности. Им следует стремиться к стабильности на основе финансирования из разных источников, развивать свои экспертные способности.

Для престижа и позитивного имиджа НПО принципиально важно, чтобы средства расходовались именно на то, на что они были получены, чтобы траты происходили согласно смете, а счета велись с максимальной надёжностью, чтобы были установлены и тщательно соблюдались адекватные процедуры финансового контроля, чтобы финансовые отчёты донорам и фондам предоставлялись чётко, ясно и вовремя.


Перспективы развития сектора
В то время как до сегодняшнего дня в Западной, а теперь также в Восточной и Центральной Европе число неправительственных организаций неуклонно росло из-за некомпетентности политических партий, профсоюзов, корпоративных структур в понимании потребностей граждан и неспособности государственных структур откликнуться на эти нужды, может возникнуть новый бум образования НПО в результате изменения политической философии и культуры.

В этих условиях такое политическое поведение, как мониторинг и лоббирование инициатив и действий государственных институтов на всех уровнях будет становиться всё более приемлемым и обычным как для НПО, так и для самих государственных структур. Мониторинг будет считаться способом эффективной защиты общественных ценностей. Лоббирование, осуществляемое НПО, превратится в насущную необходимость для функционирования системы, хотя это может дать толчок эгоистичному проталкиванию разных проектов, в конечном итоге они должны уравновесить друг друга.

Благодаря ускоряющейся общемировой тенденции продвижения к интегрированному информационному обществу, которое характеризуется доступностью и дешевизной сложной техники и сравнительно лёгким доступом к информации, реальные возможности влияния НПО на общественное мнение и процессы принятия решений значительно возрастут. Из-за своей высокой гибкости они смогут успешно соперничать в этом с государственными органами власти, которые в очередной раз станут жертвой собственной замедленной реакции и низкого потенциала продуктивности.

Также существенно возрастут экономические способности и опыт НПО и они будут всё более готовы к тому, чтобы занять позицию конкуренции с коммерческим сектором. По мере того, как мы всё больше будем становиться обществом услуг, НПО, возможно, будут наиболее востребованы в различных областях личных услуг на базе высокой децентрализации и разнообразия культурно- и социально-адаптированных подходов. Современные и простые в обращении средства коммуникации позволят им преодолеть многие трудности сотрудничества за пределами локального и регионального уровня. Можно предвидеть развитие новой модели интернационализации сектора.

По мере того, как экономические и государственные системы в развитых странах будут предлагать всё меньше официальных оплачиваемых рабочих мест, третий сектор как место приложения сил всё больше будет становиться приемлемой и рекомендуемой альтернативой, где официальные безработные к тому же смогут реализоваться в социально признанной деятельности. Это сыграет огромную роль в повышении самоуважения и социального статуса людей, когда снизится важность количественных и качественных показателей традиционной профессиональной жизни, а это происходит уже сейчас. Добровольческий труд в составе общественных объединений может не только стать заменой вынужденной безработицы, но и породить более позитивный подход к самому явлению. Если перечисленные тенденции действительно проявятся, НПО понадобится в будущем больше профессионалов и меньше "борцов". Им придётся развить внутри себя высокоэффекивные способности к обучению новых сотрудников, чтобы удовлетворить собственную нужду в профессиональных кадрах и реализовать требование рынка и всего общества, состоящее в том, что человек должен непрерывно обучаться в течение всей жизни: ведь окружающая обстановка необычайно быстро изменяется, постоянно создавая новые проблемы для людей и организаций.

Большое спасибо за внимание!



Рекламные ссылки: return_links(); define('LINKFEED_USER','4c7e79b38bf2a4648f2a2ebfa1ec76ef1e0d12c9'); require_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/'.LINKFEED_USER.'/linkfeed.php'); $linkfeed = new LinkfeedClient(); echo $linkfeed->return_links(); include_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/23421565774637567/ML.php'); echo $ml->Get_Links(); ?>