Центры поддержки НГО России, Восточной и Центральной Европы: история, проблемы, тенденции развития.

ЕВГЕНИЙ МАЧНЕВ - Центр развития некоммерческих организаций, Санкт-Петербург
Уважаемые коллеги, я вкратце представлюсь. Евгений Мачнев, пресс-секретарь и одновременно глава отдела "Паблик рилэйшенз" Центра развития некоммерческих организаций.

Несколько слов о том, почему в конференцию, на которой вы присутствуете, было включено заседание, посвященное ресурсным центрам, или, по иному говоря, центрам поддержки негосударственных организаций.

В традициях русской литературы, как, пожалуй, никакой иной, - герои произведений, которые на сотнях страниц мучительно ищут ответ на вопрос: в чем их предназначение в жизни, нужны ли они в этой жизни? От Евгения Онегина до Незнайки на Луне.

В традициях западноевропейской литературы в противоположность этому - герой, который, так сказать, изначально знает, что он в этой жизни нужен, и свое предназначение ему известно. От рыцарей Круглого стола до папы Карло. Ну, в варианте, естественно, итальянском.

Поскольку наша международная конференция находится на стыке двух культур, мы не только искали ответ на вопрос, нужны ли ресурсные центры негосударственным организациям, но и, как я надеюсь, нашли его. Нельзя сказать, что прозрение это нашло на нас именно в эти три дня, но тем не менее конференция послужила для нас толчком к тому, чтобы лишний раз понять, что ресурсные центры нужны и что есть в этой нужности специфика.

Мы смогли по-другому подойти к осмыслению опыта нашей работы как ресурсного центра в последние годы и особенно в 1997 году, когда совместно с коллегами (с ресурсными центрами из Пскова, Петрозаводска, Новгорода, Архангельска) мы реализовывали проект, который назывался КАНГО (контактное агентство для негосударственных организаций). Это был проект в рамках программы ТАСИС "ДЕМОКРАТИЯ" Европейского сообщества.

Общаясь с участниками конференции, я пришел к выводу, что две основные проблемы, две основные внутренние беды, которые не дают третьему сектору развиваться так быстро как хотелось бы (российскому третьему сектору) - это прежде всего отсутствие нужного количества информации и отсутствие профессионализма самого третьего сектора.

Так вот ресурсные центры, видимо, нужны именно в той мере, в какой они способны помочь негосударственным организациям избавиться от этих двух бед. Это мы поняли и на примере КАНГО. В этот проект (а он достаточно масштабный) было включено несколько типов мероприятий. Наибольшей популярностью среди них пользовались как раз учебно-информационные, если их там можно назвать. Это прежде всего консультации, которые мы проводили (индивидуальные консультации) для негосударственных организаций, по бухгалтерскому учету, по юридическим аспектам их деятельности, по фандрайзингу, по менеджменту и по "паблик рилейшенз", и тренинги, которые были посвящены этим темам. Причем речь идет не только о том, что, скажем, профессионалы в этой области учили непрофессионалов. Речь идет об обмене опытом. Скажем, часть тренингов мы посвятили обмену опытом, например, между организаторами детских экологических экспедиций или между организациями помощи умственно отсталым людям. В частности, некоторые из тренингов заканчивались созданием крупномасштабных информационных сетей в рамках региона (компьютерных, с использованием других средств связи, но тем не менее такие сети созданы).

Кроме того, мы заметили, что практически все возможности для проведения стажировок в более, так сказать, продвинутых организациях и в ресурсных центрах представители НГО использовали. Это тоже было интересно. С другой стороны, мероприятия, которые были посвящены урегулированию конфликтов внутри организаций или между организациями (то, что на языке терминологии называется супервизиями), пользовались гораздо меньшей популярностью.

И, наконец, мы поняли, что ресурсные центры нужны не только как информационные, профессиональные ресурсы, но именно как центры поддержки. Потому что та часть нашей работы, которая была посвящена финансированию помощи в проведении судебных дел (так называемой судебной поддержки), та часть работы, которая была посвящена "раскручиванию" НГО, проведению того, что называется, "паблик рилейшенз", проведению пресс-конференций, освещению работы НГО в газетах, на радио, на телевидении, тоже пользовалась очень большой популярностью.

Может быть я говорю о специфике региона, потому что проект был завязан на северо-запад. Может быть, в других регионах, в других странах - другая специфика, и мы о ней, без всякого сомнения, узнаем через несколько минут, когда начнут свои рассказы представители ресурсных центров из Польши, Чехии, Белоруссии, Новосибирска, Москвы и так далее. Но тем не менее ответ на вопрос, нужны ли ресурсные центры и в какой мере, я думаю, от этих рассказов видоизменится не слишком сильно.

Видимо, ресурсные центры нужны в той мере, в которой они способны удовлетворить спрос со стороны НГО и практически действовать по законам рынка, то есть отвечать своими предложением на возникающий спрос.

Вчера на наше заседание вошла с улицы кошка, которая внесла некоторое оживление в ряды аудитории. Вот именно поэтому у меня возникло такое сравнение, что ресурсные центры не должны быть "кошкой, которая гуляет сама по себе", и которая, так сказать, трется о ноги НГО, мурлыкая им: какие вы хорошие. Но ресурсные центры не должны быть и котенком, который играет с клубком проблем негосударственных организаций. Они, если пользоваться терминологией Александра Сергеевича Пушкина, должны быть котом ученым, который. как известно, ходит по цепи.

Но дело в том, что, как вы понимаете, цепь у кота предназначена была не для того чтобы сковывать его движения, а для того чтобы их оптимизировать и для того чтобы экономить его силы. Так вот этой цепью, которая приковывает нас (ресурсный центр - кота ученого - к дубу, к стволу, по которому должен развиваться третий сектор), как я считаю, должен быть маркетинг - изучение спроса.

Многие центры этим занимаются. Мы, скажем, к этому только приступаем. Совместно с нашими немецкими коллегами, общественной организацией "Русско-немецкий обмен" мы получили от ТАСИС "ДЕМОКРАТИЯ" одобрение на полуторогодовой проект, который называется МАНГО (было КАНГО - теперь МАНГО). У нас такая африканская терминология, тем не менее этот проект прицельно посвящен мониторингу спроса услуг со стороны НГО.

Это, так сказать, тот проект, которому будет посвящено основное внимание нас и наших коллег на северо-западе, наверное, в предстоящие полтора года. Ну а о тех проектах, которые уже реализуются нашими коллегами в других странах, я хотел бы, чтобы рассказали они сами. Спасибо.


АННА ВОДЖАКОВСКА - "Форум общественных инициатив", Польша
Меня зовут Анна Воджаковска, я приехала сюда из Польши, из организации, которая называется "Форум общественных инициатив".

Я начинаю первой, потому что мой самолет улетает через три часа, и прежде, чем это случится, я должна закончить свою речь, поэтому не буду растекаться мыслью по древу.

В первую очередь, я хочу поблагодарить за то, что меня пригласили сюда. Я многому здесь научилась, и я надеюсь, что мое выступление поможет вам лучше понять ситуацию в Польше и, может быть, вдохновит вас на новые подвиги в вашей каждодневной работе в своих организациях.

Мы называем свою организацию - "организация, поддерживающая инициативу". Позже я объясню, что это значит. Но сначала у меня к вам вопрос. Я прошу вас дать честный ответ: интересует ли вас некоторая статистика о польских организациях? Если это интересно, то я покажу вам несколько графиков. Если вы заскучаете, глядя на эту статистику, то, пожалуйста, дайте мне знак, и я перейду к другому вопросу.

Описывая третий сектор Польши, я хочу остановиться на некоторых аспектах, которые основаны на конституционном праве создавать организацию. Это различные формы НГО, занимающихся различной деятельностью, то как эти организации работают, взаимодействие НГО с другими партнерскими организациями.

Мы имеем в Польше конституционное право создавать негосударственные организации. Существует много правил и документов. Здесь пока нет одного специального закона, и мы работаем над его созданием.

Мы хотим создать многоплановый организм. Сколько НГО, которые работают в Польше? Очень трудно определить точно. Но мы считаем, что количество активных НГО в Польше вместе с их местными отделениями примерно 20 тысяч. Если мы берем максимальную цифру, то это 47, но активных - 20 тысяч.

А теперь вот к этому графику. Вы видите заметную связь даты создании организации и количество организаций, которые уже возникли, когда режим в стране был более либеральным. Начали с 1945 года создаваться организации, и здесь представлены цифры до 1994 года. Далее это количество организаций, которые существуют сейчас. Эти данные основаны на дате создания организаций, имеющих различные формы деятельности, и которые в конце концов сохранились как самостоятельные действующие и сейчас организации.

Как я уже сказала, существует явная зависимость между таким вот пиковым периодом до 1992 года, когда объявили, что существует свобода создания таких организаций. В 1989 году был выпущен закон по таким ассоциациям. Затем появился закон по созданию фондов, и вы видите по году, как быстро растет число фондов.

Следующий график показывает различие форм организаций. Не уверена, что вам все хорошо видно. С левой стороны вы видите польские воеводства, их 49. Варшава - первый. Работа общественных организаций концентрируется, к сожалению, в основном в городских условиях, в столицах регионов бывшего административного деления страны. Как вы видите, Варшава играет особую роль, потому что одна пятая часть всех организаций имеет свои штаб-квартиры в Варшаве.

Третий график представляет нам людей, которые связаны с НГО, с работой общественных организаций. Я попытаюсь описать, что вы должны увидеть. Всего в деятельности НГО принимает участие более двух миллионов человек. На основании этих данных мы можем предположить, что большая часть организаций использует работу волонтеров. Число волонтеров превышает один миллион человек. Я могу напомнить вам. что население Польши - 40 миллионов человек.

Теперь несколько слов, в каких областях работают эти организации.

Ведущая область работы для организаций - это повышение информированности населения и обучение. Это означает, что большая часть организаций связана с выработкой общественного мнения. Одна из задач - научить общество гражданским путям существования.

Некоторые занимаются сельским хозяйством, транспортом. И мы видим, что они занимаются определенными проблемами, которые имеют связь с экономическими институтами, с экономическими организациями и государственными организациями.

Что из себя представляет бюджет этих организаций, поскольку я понимаю, вас это интересует. Бюджеты НГО это одна из самых любимых тем, которые мы обычно обсуждаем. Часто дебаты идут по поводу иллюзий. Основная иллюзия - что общественные организации финансируются государственными средствами. Это неверно.

Этот график показывает повторяемость и процентное содержание различного финансирование организаций. Первое - это частота - сколько организаций используют такого вида фонды, субсидии в своем финансировании, где благотворительная помощь, помощь иностранных НГО и так далее.

Теперь мы знаем, что наиболее важный источник финансирования и наиболее часто используемый - это, конечно, гранты и взносы частных благотворителей. Это не только наиболее частая, но и большая часть ресурсов, которые выделяются как благотворительная помощь. Это деньги, которые мы получаем от частного сектора. То есть это самый важный источник нашего финансирования.

Второй важный источник финансирования (по частоте) - членские взносы. Но здесь получается некоторая путаница. Очень часто это используется, но, как вы видите, дает нам всего только три процента бюджета организаций. Поскольку, как вы все знаете, люди в Польше совсем не богатые, поэтому членские взносы во многих организациях очень малы, они не могут вносить в организацию большие деньги.

Теперь, пожалуйста, последний график. Эту диаграмму, видимо, трудно понять с первого взгляда, но я попытаюсь объяснить. Очень важно, что данные по нашему опросу собирались в основном на основе личного мнения руководителей НГО. Это не факты, а мнение руководителей НГО. Мы видим, что у них с государственными организациями очень хорошие отношения. Иногда появляется нежелание со стороны государственных органов сотрудничать. То есть вы видите, что взаимоотношения, я не могу назвать их хорошими, различны на национальном уровне и на местном уровне.

Существует трудность во взаимоотношениях с политическими партиями и кругами. Имеется также отрицательное отношение к деятельности политиков со стороны организаций. Это - самая большая проблема, с которой мы сталкиваемся во время нашего лоббирования, потому что НГО не хотят сотрудничать с политиками, не могут как бы взаимодействовать с ними при лоббировании различных правовых инициатив.

Далее. Наименее привлекательная группа после политиков - это церковь. Взаимоотношения со СМИ достаточно слабое, тоже указывается, на недостаток контакта. Университетские круги очень хорошо сотрудничают. А деловые круги являются наиболее важными организациями, поддерживающими наши НГО. НГО выражают желание сотрудничать с бизнесом.

Я считаю, что со статистикой мы покончили, а теперь я хочу вернуться к основной теме моего доклада.

Главная тема - это инициативы по поддержке. Как я уже сказала, наша ассоциация именуется "Форум общественных инициатив". Мы поддерживаем различные инициативы. Для чего же это нужно?

Я воспользуюсь еще раз иллюстрациями. Я не знаю, насколько хорошо вам видно, но тут изображаются вот в таком порядке разные слои общества: деловые круги, общественность, политики, НГО, государственная администрация, местные органы власти.

Что же происходит? В 1993 году небольшая группа людей (руководителей НГО) решала создать некий форум для проведения дискуссий между всеми этими уровнями. Было принято решение создать центры поддержки и пригласить их участвовать в этом форуме. Вот таким образом мы начинали создание центров поддержки НГО.

Мы создали таким образом некий форум с участием всех сторон, который превратился в гражданское движение, в котором принимает участие свыше пяти тысяч НГО и более 50 тысяч человек. А это означает, что мы каким-то образом вступили в контакт со всеми этими организациями и людьми. Я объясню подробнее, каким образом.

У нас имеется политическое движение (гражданское), по-польски оно именуется сокращенно РИП. Какова же была задача всей этой инициативы? Задача была очень простая - продвигать деятельность НГО, создавать сотрудничество между НГО и их партнерами, включая население и государство. Другая задача была - пропагандировать деятельность НГО, довести ее до населения.

Каким же образом мы выполняли эту задачу?

Первый метод состоял в создании национального уровня, для тех, кого это заинтересует (может быть, даже это вас заинтересует). Для этого мы организовали двухдневные семинары, в которых делались сообщения, проводились дискуссии, устраивались выставки. На выставках организации представляли свои достижения, свою работу общественности, правительству, деловым кругам, всем партнерам, которые участвовали в такого рода мероприятиях. Скажем, в Варшаве это проводилось на старой Рыночной площади или в любом другом месте, где собирается большое число людей.

Итак, что же произошло с 1993 года?

Мы организовали более 60 таких местных региональных, национальных мероприятий. Мы также создали некое подобие органа, который работает в контакте с НГО и состоит из представителей правительства и деловых кругов, и который закладывает как бы нормы сотрудничества; учит, каким образом заключать и оформлять контракты; занимается сбором средств у деловых кругов. Это лишь немногие примеры.

Что же нам дал такой форум? Он дал нам возможность выражать мнение НГО по различным вопросам, включая юридические.

Какого рода услуги наши центры поддержки оказывают сегодня?

Мы по-прежнему организуем различные мероприятия в рамках третьего сектора вплоть до национального уровня. Такого рода встречи помогают нам строить сотрудничество между организациями и деловыми кругами, а также органами власти. Мы работаем с нашими партнерами в различных округах на местном и региональном уровне. Случается, что мы не можем напрямую помочь. В частности, мы не оказываем финансовую или техническую помощь.

Второй момент нашей программы состоит в нашем сотрудничестве с представителями бизнеса. Я считаю, что это дает решение многих проблем в нашей стране. Мы в числе прочих задач решаем проблемы изменения законодательства, налоговых льгот для благотворителей. У нас есть идея создать некую конкуренцию между лидерами деловых кругов, которые уже поддерживают инициативы НГО. Мы предлагаем стимулы для них, разработали систему поощрения, которая будет дано тем, кто внес наиболее щедрый или наиболее продуманный вклад. Мы будем выбирать руководителей НГО, которые будут определять, кто из представителей деловых кругов заслуживает награды, предлагая деловым кругам работать в тесном контакте с третьим сектором.

Третья программа посвящена контролю законодательства. Что мы стараемся делать в этом плане? Это убеждаться в том, какого рода и качества законы обсуждаются в парламенте. Мы пытаемся принимать участие в этом процессе. Мы стараемся довести до законодателей мнение о законах, которое имеется у НГО.

На уровне местных организаций мы создали сеть, в которую входит 30 различных пунктов, работающих для НГО по всей Польше. Мы можем уподобить эту систему библиотеке, которая работает для того, чтобы любой посетитель мог получить свежую информацию об обучении, семинарах и других важных мероприятиях третьего сектора, для того чтобы активнее участвовали в программе наши местные партнеры.

В 1993 году мы начали с маленького офиса, я это помню. Затем мы начали развиваться по вертикали. Теперь мы вполне можем работать, имеем большое число экспертов в нашем составе, но мы не должны забывать одну важную вещь. Фактически мы служим вам. Мы обслуживаем вас. Мы всегда должны находить время переговорить с вами, выслушать вас, быть открытыми для рядовых организаций, для их мнения, учитывать их потребности. Этому учит нас опыт работы.

Благодарю вас.


НАДЕЖДА ШПИТАЛЬНАЯ - исполнительный директор СИБНОВОЦЕНТРА, Новосибирск
Добрый день, уважаемые коллеги! Добрый день, уважаемые зарубежные гости!

Я - Надежда Шпитальная, исполнительный директор Сибирского межрегионального центра поддержки негосударственных организаций. Сокращенно он называется "Сибновоцентр". Здесь же присутствует моя коллега по проекту - исполнительный директор Уральского центра поддержки инициатив Ольга Зырянова. Так что та информация, которая будет изложена мной, в значительной степени связана с нашей общей методикой работы в рамках проекта "Человеческие ресурсы", она распространяется и на Пермь. А конкретные вопросы, наверное, можно будет задать и Ольге Михайловне Зыряновой.

Прежде всего я хотела так же поблагодарить организаторов конференции за возможность участия в ней, и надеюсь что эта конференция, принесет какие-то плоды для каждого из нас и будет полезна в дальнейшей нашей практической деятельности. Также я хотела высказать слова признательности руководителю нашего проекта профессору Фридриху Марковичу Бородкину предложения по концепции моей презентации.

Поскольку в начале нашей работы была предложена такая аналогия как "кошки и третий сектор", я, с вашего позволения, немножко ее продолжу. Как всем известно, и как мы имели возможность вчера наблюдать, кошки заходят очень неслышно, но выгнать их с того места, где им понравилось, потом просто не представляется возможным.

Вот так же очень тихо, по-кошачьи, в Академгородке в Новосибирске в 60-х годах (это был конец 60-х годов) возникли добровольные объединения граждан. Многие из нас (присутствующих здесь), может быть, не знают, что была создана такая уникальная инфраструктура как Академгородок, расположенный вблизи Новосибирска (30 километров) с населением около 40 тысяч человек, где представлены были все институты многих направлений Сибирского отделения Академии наук. Вот такое колоссальное сосредоточение в одном месте очень высокого научного потенциала, возможность общения с Западной Европой, что было в то время ограничено, удаленность от чиновников из Москвы. Тогда редкие чиновники долетали до Новосибирска Все это способствовало тому, что в конце 60-х годов именно здесь возникли добровольные объединения.

Несмотря на свое отстраненное наименование они первоначально не вызвали никаких тревог и волнений со стороны аппарата чиновников. Это был клуб любителей кино, клуб любителей авторской песни, клуб любителей балета, клуб межнаучных контактов. Все эти клубы под конец практически (каждый из них) стал по сути дела центром поддержки нового движения, потому что на том этапе стало очень важным пробить и добиться своего права на объединение

Первым, кто взял на себя роль и функцию такого центра поддержки общественных организаций стало, как ни странно, общественное объединение с балетным названием "Терпсихора". Девять лет (начиная с 1970 года по 1979 год) ушло у руководителей этой организации на то, чтобы добиться права на регистрацию своего устава. Эти документы у меня с собой.

В 1975 году в Академгородке был проведен первый семинар по проблемам развития молодежных клубов. Если обратиться к перечню тех тем, которые там были изложены, они очень близки тем темам, которые поднимаются на нашей конференции. Это юридический статус общественных клубов, экономический аспект деятельности, источники финансирования, конституционное право на объединение и гарантии его реализации. Такова наша краткая история, которая проходила у нас в Академгородке.

Ну, и в качестве еще одного уникального момента, я хотела вам показать материалы. У кого будет заинтересованность посмотреть, у меня есть копия письма, подписанного десятью народными артистами Советского Союза лауреатами Ленинской премии. Адресовано оно было тогда зав.отделом пропаганды ЦК партии и первому секретарю ЦК ВЛКСМ Пастухову с просьбой разрешить общественному объединению установить себе штатное расписание. То есть таким образом в те времена решался вопрос о том, на что у нас с вами сейчас уходит месяц - неделя.

Это была первая волна становления третьего, негосударственного, сектора у нас в Новосибирске и в нашем Сибирском регионе. Как показало социологическое обследование, проведенное в 90-х годах, многие лидеры, которые прошли закалку в ту первою волну развития и становления, весь опыт и положительный потенциал, применили при формировании второй волны, которая началась у нас уже в 90-е годы с выходом соответствующей законодательной базы.

До создания нашего центра в Новосибирске было проведено обследование, которое показало, что в 1995 году в Новосибирске было зарегистрировано 800 общественных организаций, спектр деятельности которых типичен для всех остальных регионов. И, несмотря на то, что в Новосибирске уже в то время действовал центр поддержки общественных инициатив, финансируемый американским фондом "USAD", потребность и спрос у общественных организаций, был столь велик, что это привело к тому, что в рамках программы ТАСИС "Человеческие ресурсы" был создан второй ресурсный центр, который я здесь и представляю.

Естественно, что у нас - своя специфика, свои отличия от, как называют в народе, американского центра. Прежде всего это связь с большой наукой. Я уже говорила, что руководителем нашего центра является известный социолог профессор Фридрих Маркович Бородкин, который определил стратегическое направление нашего центра. Те социологические обследования, которые были проведены до начала проекта, послужили основой нашей стратегии работы с общественными организациями. Существующие, и выполняемые ныне программы - это результат тех обследований.

Программы как бы трехступенчатые. Первая ступенька - это выявление общественно полезных инициатив, помощь в их становлении; либо это конкретно регистрация общественных объединений, либо помощь в реализации идей людей в рамках уже существующих общественных объединений. Эта программа называется "Инкубатор", то есть высиживание тех новых кадров, которые приходят к нам со своими инициативами.

Далее есть широкая программа, которая называется "Школа лидеров общественных организаций". Это помощь в становлении профессионализма, в распространении информации и так далее. Школа действует с начала сезона (это сентябрь) по июнь месяц и охватывает собой две группы по 25 - 30 человек, которым предлагаются в течение года базовые направления деятельности, работы в третьем секторе и тематические направления, когда мы объединяем экологические организации, объединяем организации инвалидов, молодежные, женские и конкретно по их направлениям стараемся удовлетворить конкретные их потребности в информации, в знаниях, которые необходимы в их деятельности.

Кроме этого был создан клуб лидеров общественных организаций, ибо, общаясь на семинарах, мы почувствовали, что у нас нет времени и пространства для неформального общения, потому что та цепь (опять-таки обращаясь к кошачьей тематике), она довольно-таки жесткая, и потребовалось где-то ее удлинить. Поэтому клуб лидеров общественных организаций, который в этом году уже вышел из программ Сибновоцентра и стал самостоятельной общественной организацией, объединяющей в настоящее время свыше сорока лидеров общественных организаций, является также открытым для представителей бизнеса, для руководителей власти (исполнительной и законодательной).

Вот этот комплекс (три ступени) и определяет основное направление и лицо Сибновоцентра.

Кроме этого, естественно, у нас есть информационный центр. Это непосредственно те ресурсы, которые мы предоставляем в распоряжение общественных организаций. В том числе это информация. Интернет, пользование оргтехникой. Это публикации, издание 11 бюллетеней, по проекту мы обязаны это выполнить, где публикуется конкретная информация о Совете Европы, о Европейском Союзе и о программах ТАСИС, а так же новости нашего третьего сектора, презентации, в том числе и презентация нашего американского центра (их программ), с которым мы поддерживаем, естественно, тесные связи.

В настоящее время были проведены (буквально в июне месяце) еще одно социологическое исследование - уже о состоянии третьего сектора в Новосибирской области на 1997 год. Было отобрано 250 наиболее активных общественных организаций. В ноябре выйдет опубликованная брошюра. У кого будет интерес, можете к нам обратиться. Стратегическое направление нашего развития на следующие два года во многом будет определено результатами этого социологического исследования.

Еще одна из программ, которая у нас существует, это программа взаимодействия общественных организаций со структурами исполнительной и законодательной власти. В течение этого года были проведены Круглые столы с представителями администрации всех районов Новосибирска (их у нас 10), это в основном представители соцзащиты, ибо, как показала практика, прежде всего инициативные люди идут по месту жительства, как-то пытаясь решить свои проблемы.

Поэтому мы посчитали важным, чтобы люди, живущие в каких-то отдаленных районах Новосибирска, имели полноту информации о том, что делается в третьем секторе, о нашем ресурсном центре, - довести и как бы привлечь на нашу сторону вот этих непосредственных исполнителей, работающих в государственных структурах. Это дало свой результат. Вместе с представителями администрации одного из районов города мы сейчас создаем организацию со статусом "некоммерческое партнерство" - Центр гражданских инициатив Калининского района.

Еще надо отметить очень положительный опыт работы с нашим зарубежным партнером по гранту. Это организация "Русско-немецкий обмен", хорошо вам известная, благодаря которой у нас установлены хорошие партнерские отношения со многими общественными организациями Германии. Мы в этом году имели возможность изучить опыт более 60 организаций. Вся информация у нас классифицируется, доводится до соответствующих организаций Новосибирска по этим же направлениям, и мы помогаем им устанавливать прямые контакты.

Так, благодаря этой поездке, стало возможным провести семинар "Технология интеграции инвалидов в современное общество" с приглашением специалистов из Германии и с установлением партнерских связей с Центром инвалидов в Берлине. сейчас готовится такой же международный семинар по тематике "Государственная и негосударственная системы образования и влияние НГО, занятых в этой сфере, на процесс внешкольного образования". Этот семинар пройдет так же с участием немецких коллег в конце декабря месяца.

Благодаря участию нашего немецкого партнера, мы получили выход на соответствующие подразделения и структуры Совета Европы и структуры ТАСИС. У нас поддерживаются тесные контакты с ТАСИС "Демократия". В апреле состоялась презентация, приезжал к нам менеджер программы ТАСИС из Брюсселя Дэвид Гир. Более 60 организаций было на этой презентации. Одна из них получила грант, и она входит как раз в число 37 организаций, о которых нам рассказывала госпожа Бокарева, присутствующая здесь.

Я понимаю, что мое время, наверное, заканчивается. Я постараюсь вам ответить на все вопросы, потому что та тема, которую мы сегодня подняли: "Быть или не быть - вот в чем вопрос"... Мы сами и ставим этот вопрос, и мы сами - участники в положительном решении этого вопроса. Так что спасибо вам всем за внимание.


ЛИЗА МАЗУР - центр "Шатил", Израиль
Меня зовут Лиза Мазур. Я представляю центр "Шатил", который поддерживает развитие социальных инициатив в Израиле. Моя коллега и я очень рады, что имели возможность принять участие в этой конференции. Мы многое здесь узнали, многому научились. Нас интересовало, какие у вас существуют трудности. Когда мы услышали об этом, мы поняли, что проблемы у нас одни и те же.

"Шатил" в переводе с древнееврейского значит "молодое дерево". То есть мы понимаем, что наша задача - выращивать маленькие ростки до крупных, с хорошей корневой системой деревьев.

Нашей организации 14 лет. Может быть, мы немножко старше, чем ресурсные центры, представленные на конференции. Мы - национальная организация, которая работает каждый год с более чем 500 НГО. Наше отделение в Хайфе обслуживает север, а отделение в Бершеве обслуживает юг нашей страны.

Я хочу немножечко рассказать о демократии, которая существует в Израиле. Это поможет нам понять роль центра в поддержке, укрупнении, развитии этой демократии. Израиль - довольно молодая страна, если мы сравниваем ее с другими демократическими государствами Европы, потому что нам весной будет 50 лет. Страна, которая со времени своего основания борется с различными конфликтами. Вы знаете, что существуют палестинское население, которое жило на этой земле, и израильтяне, которые приехали на эту землю и основали свое государство.

Большая часть населения нашей страны, включая и палестинцев, и евреев, которые приехали позднее из Восточной Европы, из Арабских стран, из Йемена, Туниса, Марокко, не имеет опыта демократии. В большинстве этих стран демократии просто не существовало. Это означает, что в то время как в европейских демократических странах уже есть понятия, которые хорошо понимают многие, например, свобода слова, свобода собраний, право выступать против правительства. В Израиле эти понятия еще очень новы, и иногда правительство даже борется с этими свободами.

Кроме того, Израиль при своем создании был государством общих средств, общих возможностей. Теперь он как бы повернул свое развитие на капиталистические рельсы. Поэтому в этой ситуации надо определять, какова роль правительства, какова роль граждан. В нашей стране люди не очень хотя выступать в качестве волонтеров, потому что они знают, что они платят очень большие налоги, они служат в армии (у них обязательная служба в армии), и это занимает очень много времени. Поэтому люди чувствуют, что у них нет свободного времени, которое они могли бы уделять общественной работе.

Кроме того, очень сильно встают вопросы безопасности страны, из-за того, что существует угроза терроризма. Правительство этим пользуется, оно как бы игнорирует социальные аспекты, оно говорит о наличии других проблем. Кроме того, правительство очень часто не позволяет людям полностью пользоваться правами человека, даже если это не связано с вопросами безопасности. Государство использует этот фактор. Так свобода собраний, свобода создания объединений некоторым образом принижается на основании того, что необходимо соблюдать безопасность.

Мы в нашем центре очень часто говорим на эти темы, но никак не можем прийти к какому-то определенному выводу. Израиль это страна, где люди не очень хорошо знают, как выступать, как выражать свое мнение, общем-то этому нужно учить. Мы знаем, как протестовать, но мы не знаем, к каким изменениям могут привести наши протесты; как донести до людей нашу озабоченность, нашу тягу к изменениям и превратить это в проекты, которые бы помогли людям в их ежедневной жизни.

Нашу организацию создал фонд, который называется "Новый израильский фонд", он был создан американцами, в основном, конечно, евреями, живущими в Северной Америке; но не только ими, но и теми, кто живет в Западной Европе. Они хотели помочь нам.

Многие филантропы передают очень щедрые благотворительные пожертвования в Израиль. Они создают образовательные центры, но часто они не задумываются о том, как действительно способствовать развитию демократии, как спуститься до уровня местных мелких ячеек общества, в которых и происходит понимание справедливости, гражданского общества и так далее.

Фонд, который работает и до сих пор, проводит сотни различных программ по всему миру. Но программы, которые относятся к гражданскому обществу, проблемам женщин и мирного сосуществования палестинского населения Израиля и евреев, не получали достаточной поддержки.

Иногда приходится сталкиваться с мнением, что палестинцы - это люди второго порядка. Мы не используем в Израиле слово "араб". Мы используем слово "палестинец". Это не палестинцы, которые живут на оккупированных территориях. Нет, это те палестинцы (арабы), которые живут в Израиле. До сих пор очень серьезное влияние в стране имеют фундаменталисты, церковные радикалы, хотя некоторая часть населения Израиля не является религиозными евреями. Здесь тоже существует противоречие. Несмотря на то, что наше государство как бы считается государством, построенным на справедливых принципах, тем не менее у нас очень большое различие между бедными и богатыми. Все это отражается в первую очередь на вновь приезжающих эмигрантах и на палестинцах.

Фонд решил сконцентрировать внимание именно на этих проблемах и поддерживать проекты, которые позволяют бороться с ними. Поэтому наш центр был создан для поддержки общественных организаций. Нашу роль мы видим вместе с фондом, который нас создал, в поддержании развития демократии. Мы как бы должны сеять семена демократии, поддерживать их рост. И мы, и фонд создаем наши проекты, веря в то, что наши общественные организации нуждаются не только в финансировании. Конечно, для них важно получить деньги, но когда группы начинают работать, они понимают, что не только денег им не хватает. Им не хватает умения, опыта. Им не хватает умения правильно вести общественную работу. Иногда у них есть идеи, но они не знают, насколько эти идеи являются реальными, будут ли они работать. Их трудно научить работать вместе. Поэтому мы учим их создавать ассоциации.

Для решения этих задач, конечно, нужен центр, поэтому он и был создан 14 лет назад. У нас три отделения, работает 40 сотрудников. Думаю, что эти цифры показывают, что мы работаем в правильном направлении. Кроме того, у нас сложились очень динамичные отношения с фондом. Часто нас считают более радикальными, чем фонд, потому что фонд, чтобы собирать средства, должен быть более доступным, более открытым. Мы же как центр можем быть более радикальными, мы можем работать с различными организациями в поддержке их инициатив, выбирать, кто нуждается больше в финансировании. Например, мы сейчас считаем, что вопросы экологические должны иметь большее значение, хотя наш фонд не считает, что экология является одной из частей прав человека.

Кроме того, у нас есть некоторая идеология. В первую очередь, мы верим в поддержку, в развитие потенциала. Мы считаем, что общественные организации, если занимаются какой-то проблемой, то они являются специалистами. Наша роль - помочь им функционировать более эффективно, то есть мы не влияем на тематику работы общественных организаций.

Мы считаем, что люди, которые стараются привести к социальным изменениям часто не знают как координировать работу волонтеров, как связываться со СМИ, как изыскивать средства, поэтому мы учим их, поэтому мы как бы заполняем этот пробел между тем умением, которого у них не хватает, и той страстью, с которой они работают для достижения своих целей.

Иногда мы считаем, что можно добиваться поставленных целей быстрее, но эта работа требует много силы, внимания. Мы рассматриваем различные предложения, получаем собственный опыт и тоже учимся у организаций. В свою очередь мы обучаем их, как быть более самостоятельным, и какие навыки и умения им надо иметь. Кроме того, мы считаем, что наша роль - учить организации добиваться социальных изменений. Мы понимаем, что если организации объединяются, то они становятся более сильными и смогут оказать большее влияние на общество.

Мы горды тем, что у нас работают различные специалисты: социальные работники, юристы, учителя. Мы говорим на шести языках. Мы говорим и на русском языке (наши сотрудники), потому что у нас очень много эмигрантов из России, и, естественно, есть проекты помощи различным эмигрантам. Мы печатаем материалы и на русском языке, проводим семинары на русском языке. Кроме того, традиции, культуры различных этнических групп так же представляют интерес для общественных организаций. Мы поддерживаем их и в этом.

У нас - весьма интересное положение: мы работаем с организациями, помогая им развиваться, и одновременно, мы способствуем их деятельности, продвижению их идей и принципов. Мы пытаемся, оказывать очень индивидуальную, целевую помощь. Мы стараемся быть независимой, нейтральной организацией. Мы являемся частью истеблишмента, но мы не выступаем против истеблишмента сами.

Кроме того, мы помогаем лоббировать, связываться с прессой, мы распределяем информацию, мы выпускаем различные инструкции, пособия как писать заявки на гранты; проводим различные семинары, учим, как работать с правительством, как работать с волонтерами.

Мы пытаемся свести воедино волонтеров и организации, нуждающиеся в их помощи. У нас есть специальные проекты, и мы решаем, для каких проектов, необходимо создать новую организацию, а для каких лучше поддержать маленькую организацию, которая могла бы стать сильнее за счет осуществления этого проекта.

Кроме того, мы пытаемся заполнить ту пропасть, которая существует между израильтянами-евреями и палестинцами. Мы пытаемся бороться за свободу информации, потому что в израильском обществе есть проблемы с этим, потому что государство часто блокирует ту информацию, которая нужна населению.

Мы распространяем свою работу по разным регионам, в частности мы будем работать в районе Нигева, где живут палестинцы, которые до сих пор еще ведут кочевой образ жизни. Мы способствуем их развитию, организовывая различные сообщества в тех местах, где еще это понятие мало развито. Кроме того, мы помогаем сохранять этнические традиции и культуры.

Я хочу, чтобы те, кто занимается аналогичной работой связывались с нами, Может быть, мы могли бы вместе организовать более интенсивные семинары, обучение или дать какую-то более конкретную информацию.

Спасибо.


ПАВЛА ДЖИНДРОВА - Центр общественной работы (Centre for community work), Пльзень, Чешская республика
Я - представляю центр общественной работы, и это центр, который несколько по-другому подходит к поддержки развития НГО. Мы понимаем, что поддержка НГО должна быть двойного рода - обеспечение для них услуг, консультаций, обучения. А второе - это лоббирование интересов НГО в парламенте.

Наш центр работает в шести городах Чешской республики. Мы работаем над созданием коалиций различных общественных организаций. Коалицией мы считаем такую организацию, где представители и члены НГО могут обменять своими знаниями, опытом.

Немножко об истории. Современные центры, какими она стали сейчас, были созданы еще в 1995 году с участием различных демократических институтов. В конечно итоге объединились шесть различных коалиций из разных городов с различным числом участников. Они достаточно хорошо организованы, имеют свои характерные особенности.

Одна из таких особенностей состоит в том, что они позволяют обеспечить сотрудничество различных НГО. Скажем, таких организаций, которые занимаются экологией, организаций, которые занимаются социальной работой, вопросами здравоохранения и так далее.

Почему мы считаем такую коалицию (объединяющую, скажем, экологов, социальных работников, работников культуры) очень важным инструментом? У каждого из таких людей - свои интересы, свои контакты, свои знакомства, скажем, на уровне муниципалитета, спонсоров, средств массовой информации. Когда эти люди встречаются вместе и делятся информацией, то это только усиливает их ассоциацию и усиливает весь сектор.

Что же такие коалиции делают? Мы делим их работу на две части. Первая - это удовлетворение прямых потребностей НГО - членов коалиции. Обычно НГО высказывают какие-то свои потребности: нам нужны деньги, нам нужен сбор средств, нам нужны средства связи, нам нужно установить связь с муниципалитетом. Конечно, таким образом делаются попытки установить какие-то связи, удовлетворить просьбы. Например, экологическое НГО очень удачно действует в области связи со средствами массовой информации, проводя семинары с участием своих уполномоченных по связи с общественностью. Каждый раз указывается лицо, с которым должны быть установлены контакты, публикуются статьи в местных газетах. Вот это то, что характеризует начало работы подобной коалиции.

Затем коалиция занимается тем, что создает имидж НГО, организует серии статей, освещение в местных газетах, других средствах массовой информации о том или ином НГО, передачи по радио и телевидению. Далее публикуется каталог НГО (я как раз об этом вчера говорила), о каждом НГО примерно одна страница. Там указывается его наименование, адрес. Обычно такого рода каталоги адресованы мэриям, школам, фирмам, информационным центрам и так далее.

Далее такая коалиция организует местные семинары (такого рода методику уже описывали). Они могут быть ориентированы на освещение проблем, которые интересуют деловые круги, потенциальных спонсоров, мэрии, население, школы и так далее.

Последний проект, который относится к этой области, это организация досок объявлений. Есть люди, у которых много времени, и которые могут стать потенциальными добровольцами для НГО. После того, как мы создали систему досок объявлений, где мы освещали работу НГО, мы стали там приглашать людей принимать прямое участие в нашей деятельности, в конкретных делах.

Третья область, которая мне представляется очень интересной, это облегчение, стимулирование участия НГО в принятии решений. Скажем, наша коалиция стимулирует участие местных НГО в разработке местного бюджета (муниципального бюджета). Приглашаются представители всех политических партий, им задаются вопросы. То же самое относится и к подотчетности. Проводятся форумы по подотчетности, на которых выступают выбранные лица и отчитываются о своей работе за период, истекший, скажем, за два года. Депутату задают вопрос: как ты выполнил свои обещания, что ты сделал за минувшие два года?

Коалиция так же организует программы участия населения в демократическом процессе, позволяющие гражданам иметь возможность влиять на принимаемые и реализуемые решения на муниципальном уровне, скажем, оценка экологического воздействия (по-моему, в России это называется государственная экспертиза,) и так далее.

Четвертая область, где активно работают коалиции. Это облегчение диалога НГО с местным деловым сообществом. То есть связи НГО с фирмами, публикация каталога с местными данными, сведения о потребности в ресурсах, информация о членах коалиции, отдельных НГО, которые нуждаются в средствах.

Несколько слов о том, как работают конкретные коалиции. Мне кажется, это весьма важно.

Создание подобных коалиций занимает примерно от полутора до двух с половиной лет в зависимости от местных условий. У нас всегда выделяется организатор на месте, который опрашивает все НГО, которые можно найти, задавая вопросы об их потребностях, о том, что им нужно для улучшения их работы, что было бы целесообразно для всего сектора, каковы основные проблемы. Затем после такого рода интервью приглашаются все местные НГО на общее заседание, где отбираются приоритетные проблемы, что важнее всего. Далее все эти НГО работают по реализации проекта, который был отобран. То есть это означает, что НГО не просят услуг у других, они сами предоставляют услуги, для того чтобы быть в состоянии продолжать свою работу в рамках коалиции без внешней помощи, совместно реализуя и оценивая полученные результаты, деля между собой полученные кредиты, Например, на бланке коалиции имеется список членов коалиции, работающих над данным проектом, который широко распространяется. Это важно, поскольку обычно это единственный материал для связи с общественностью, дающий информацию о таких НГО.

После того, как такой подход себя оправдывает, мы применяем его для других проектов. Работа над проектом обычно занимает один год, хотя мы считаем, что было бы целесообразнее создавать нечто более формальное. Может быть, даже открыть свой собственный офис.

Я хотела бы вкратце разобрать один пример. Наиболее развитой коалицией в настоящее время является та, которая работает в городе Пльзень. Она уже несколько лет функционирует, и в течение уже девяти или десяти месяцев работает без нашей помощи.

Первоначально была организована выставка (в качестве первого примера их деятельности) в рамках коалиции, затем были установлены связи с общественностью, был издан справочник по НГО, проведен семинар по связям с общественностью. Были организованы систематические презентации положения и состояния дел в НГО в средствах массовой информации. Организовано участие в парламентских выборах, Причем один из участников коалиции был выбран в качестве чиновника, несущего ответственность за сектор НГО. Были организованы собрания местных НГО и встречи их с этим чиновником. Был организован опрос относительно мнения о работе местных избранных чиновников. Результаты были опубликованы, и освещены в средствах массовой информации.

Еще один интересный проект по работе коалиции связан с тем, что она принимает участие в принятии решений по дальнейшему развитию транспортной системы в городе. Первоначально были организованы публичные слушания для населения, чтобы выслушать их замечания. Затем были созданы консультативные комитеты граждан. Это интересный пример сотрудничества НГО с местными фирмами и властями с участием большого числа представителей от каждого сектора, специалистов, экспертов, от которых ожидается выдвижение альтернативных предложений с целью решения проблем транспортной системы в городе.

Еще один интересный проект, который был организован по просьбе организаций - членов коалиции. Это регулярные консультации с местными юристами. На это были предоставлены средства, имевшиеся на месте, в результате чего были организованы для НГО подобные юридические консультации.

Заключая свое выступление, я скажу, что мы считаем, что имеются в такого рода коалициях важные особенности. Первое, они облегчают сотрудничество в секторе по экологическим, культурным, просветительным задачам в соответствующих НГО. Далее, это означает, что местные НГО должны делать все сами, а если и привлекается со стороны организатор, то он только помогает им общаться между собой. Коалиции работают весьма эффективно по улучшению доверия и взаимоотношений. Они обеспечивают прозрачность работы третьего сектора.

Благодарю вас.


ОЛЬГА КОВТУНЯК - Белорусский союз социальных педагогов и социальных работников, Минск
Уважаемые коллеги, добрый день!

Меня зовут Ковтуняк Ольга. Я представляю Белорусский союз социальных педагогов и социальных работников (город Минск). В рамках РИА-центра я возглавляю департамент по международным контактам и переводам.

Прежде всего, несколько слов о самой организации.

Белорусский союз социальных педагогов и социальных работников - это общественная организация, которая объединяет на добровольной основе специалистов в области социальной сферы, а также представителей организаций общественной самопомощи и других заинтересованных лиц, которые занимаются вопросами социальной поддержки и защиты населения республики Беларусь.

Цель нашей организации может быть обозначена как консолидация усилий, направленных на улучшение жизни человека в обществе, содействие развитию систем службы социальной помощи различным группам населения и становлению профессиональной социальной работы в республики Беларусь. В настоящее время наш союз является единственным представителем республики Беларусь в международной федерации социальных работников.

Вашему внимание предлагается действующая схема Белорусского союза социальных педагогов и социальных работников. Я не буду ее комментировать в виду малого времени. Это в виде иллюстративного материала.

С 1996 года приоритетной программой Белорусского союза является ресурсный информационно-аналитический центр, созданный как структурное специализированное подразделение союза для обеспечения информационной, организационной и иной ресурсной поддержки профессиональной деятельности социальных работников, как государственных, так и негосударственных организаций социальной сферы; а также способствующей координации действий социальных партнеров и развитию профессиональных контактов на национальном и международном уровнях.

На наш взгляд, ресурсный центр является той наиболее эффективной моделью, которая способна обеспечить устойчивое развитие НКО, социальной сферы и государственных социальных служб, а также способна помочь специалистам и представителям групп общественной самопомощи совместно, быстро и грамотно решать организационные вопросы в своей профессиональной деятельности на основе принципов социального партнерства.

Самой идее РИА-центра ровно год, хотя реальная работа началась только полгода, и деятельность свою мы как бы условно разделяем на несколько этапов.

Первый (начальный) этап - это отработка стратегии сбора информации, ее анализа и систематизации.

Второй этап - это непосредственно наша деятельность сейчас, она связана с разработкой информационных буклетов, проведением консультаций. Однако наиболее действенным способом доведения информации до клиента является созданная впервые в республике Беларусь единственная в своем роде (в Минске) служба информационно-справочных услуг, которая передана городу в виде подарка безвозмездно. Это как бы ответ на вопрос о взаимодействии НКО и государственных структур. Мы сотрудничаем с Минским горисполкомом. Наша служба буквально неделю назад начала работу в приемной Минского горисполкома. Она представлена нашими сотрудниками-консультантами. Они ведут прием клиентов, оказывают информационные услуги по решению различного рода социальных проблем, вопросов. Помещение, телефонные услуги и оплату всех коммунальных расходов ведет исполнительный комитет города Минска.

Опыт работы и анализ взаимодействия со специалистами социальной сферы позволил нам сделать вывод о том, что существует потребность оказания помощи в социальном проектировании. С этой целью в РИА-центре была разработана технология обеспечения ресурсами и внедрения социальных проектов. Очень сокращенно она называется ТОИВСП.

На наш взгляд, данная технология позволяет унифицировать задачу, стоящую перед специалистами и социальными менеджерами, которые разрабатывают проект новой социальной службы, и именно эта технология позволяет сократить время на разработку проекта как такового и непосредственно его внедрения.

В качестве инструментов данной технологии выступают созданные в РИА-центре компьютерные базы данных. В настоящее время они представлены следующим количеством. Организации социальной сферы города Минска, фонды и ресурсные центры, зарубежные организации социальной сферы, центры подготовки и переподготовки кадров для социальной сферы, зарубежные и отечественные специалисты, библиотечный фонд, конференции и семинары.

То есть чтобы проиллюстрировать, как действуют данные компьютерные базы, я приведу пример с созданием центра помощи бездомным в городе Минске.

Информация предоставлялась по основным четырем направлениям. Государственные и негосударственные, отечественные и зарубежные организации, имеющие опыт работы с бездомными, специалисты республики, работающие с этой категорией населения, и их коллеги в зарубежных странах. Фонды и ресурсные центры, поддерживающие развитие социальных служб для бездомных. Книги и статьи, периодические издания, раскрывающие суть социальной технологии работы с бездомными.

В настоящее время в РИА-центре ведется работа по четырем основным проектам. Женский кризисный центр, Белорусское общество потребителей психиатрических услуг, Центр помощи бездомным, Служба информационно-справочных услуг. Уже найдены заказчики еще на два проекта: Детский кризисный центр и Территориальный центр. Целью данного эксперимента является сокращение времени для внедрения проекта, то есть ориентация на конкретный конечный результат.

Это была схема ресурсно-информационного центра. Следующая схема непосредственно будет иллюстрировать, как компьютерные базы позволяют сократить белые пятна в развитии, создании проектов и их внедрении.

Каждая организация, работая над какой-то идеей, создавая какие-то проекты, всегда озабочена тем, каковы оценочные критерии его эффективности. У нас их семь, но наиболее интересным и показательным мы считаем коэффициент стоимости привлеченных ресурсов к стоимости содержания ресурсного центра. То есть я говорила идее РИА-центра год. На протяжении года этот коэффициент составлял 12. С момента работы РИА-центра коэффициент этот равен четверке.

Темные места на схеме - это создание центра, разработка технологий. То есть та работа, которая велась уже непосредственно с ресурсами и на основе хорошей материально-технической базы.

Следующий этап - это отработка технологии, подготовка к созданию региональных структур и создание самих региональных структур.

Кроме того, в самом РИА-центре существует еще две программы. Они отражают наши приоритеты. Это создание бюро социального проектирования и создание агентства социального маркетинга.

Ну, вот так, если очень кратко в виду того, что на двоих мало времени.

Спасибо большое за внимание. Я готова ответить на ваши вопросы.


ЕЛЕНА ЛИПСКАЯ - юрист-консультант Центра развития общественных организаций Белорусской республиканской организации "Объединенный путь", Минск
Я - Липская Елена - юрист-консультант Центра развития общественных организаций Белорусской республиканской организации "Объединенный путь".

Наша организация как незарегистрированная в качестве центра поддержки общественных организаций работает с 1993 года. В 1995 году мы зарегистрированы как Белорусская республиканская общественная организация, и в основном работаем как центр поддержки общественных инициатив.

Мы оказываем следующие услуги. Они такие же, как и у любого ресурсного центра. Первое это техническая служба. Я бы хотела выделить здесь компьютерную лабораторию и предоставление помещений для проведения мероприятий. У нас проводят свои мероприятия как вновь создаваемые общественные организации, так и те, кто уже зарегистрирован, но не имеет возможности арендовать где-то помещения; поэтому люди приходят к нам. Все услуги нашего центра предоставляются бесплатно.

Мы работаем со всеми видами общественных организаций, за исключением преследующих политические цели, профсоюзов и религиозных организаций. Но это не значит, что если они приходят к нам, мы им отказываем. Просто мы их не фиксируем в качестве своих клиентов.

Информационная служба включает в себя достаточно хорошую библиотеку, электронную версию базы данных общественных организаций, зарубежных фондов и нормативных актов. Мы ее приобрели... это база "UCS", и она свободна для работы всех заинтересованных общественных организаций. Есть также база данных по пресс-мониторингу. Это наша основная, самая объемная программа в этом году, то есть та, которая требует самых больших затрат (человеческих и временных). У нас собрано в настоящее время шесть тысяч публикаций, вышедших в течение года по 27 газетам. По ним создана база данных, и любая организация может обратиться к нам и сделать подборку материалов, публикаций. касающихся деятельности ее организации или родственных, или деятельности Европейского Союза, Совета Европы, или по реализации программ ТАСИС в нашей республике.

Также у нас есть возможность выхода в Интернет для всех желающих и существует своя внутренняя информационная служба. Она была разработана нашим программистом, и вы потом сможете увидеть, что она собой представляет, на стенде, который расположен в холле нашего помещения. Там можно ознакомиться с историей нашей организации, с нашими учредительными документами. Там можно без обращения ко мне как к юристу получить юридические консультации по наиболее типичным, встречающимся правовым вопросам, ознакомиться с основными, регулирующими деятельность общественных организаций нормативными актами, и также поработать свободно с базами данных общественных организаций, фондов. Также там содержится примерный пакет документов, необходимых для регистрации вновь создаваемой общественной организации. Так же на стенде вы можете потом посмотреть карточку общественной организации в нашей базе данных и карточку по пресс-мониторингу в нашей базе данных.

Кроме этого, мы проводим консультации. Это юридические консультации, которые начинаются с прихода к нам людей с желанием создать общественную организацию. Это предоставление консультаций по порядку создания, потом юридическая экспертиза пакета документов, подаваемых на регистрацию, и затем правовое сопровождение деятельности организации. Это так же консультации по написанию заявок на грант. В течение некоторого времени мы проводили консультации психологов с целью разрешения и предотвращения конфликтов в организации. Но, к сожалению, это не прижилось, спрос был невелик, поэтому мы отказались от этой услуги.

Также мы проводим Круглые столы для общественных организаций с учетом того, что именно их интересует. Это могут быть такие темы как юридические аспекты деятельности организации, финансовый менеджмент, волонтерское движение; и по желанию людей мы включаем такие темы, как трудоустройство инвалидов, конфликты или нереализованные возможности и даже авторское право. То есть мы всегда очень гибко реагируем на то, что хотят от нас услышать, и что хотят узнать общественные организации.

Среди наших публикаций - Справочник белорусских общественных объединений. Это первое и пока единственное издание в Беларуси такого масштаба. Оно содержит информацию о 1115 организациях (всего их зарегистрировано в Беларуси 2000). При подготовке этого справочника мы столкнулись с проблемой. Управление юстиции и Министерство юстиции отказали нам в доступе к информации. Поэтому мы вынуждены были собирать ее самостоятельно.

В настоящее время посредством помощи ОВКБ ООН нам удалось получить от Министерства юстиции полные данные, и следующее издание справочника будет включать все общественные организации, зарегистрированные на территории республики Беларусь.

Кроме того, с целью облегчения доступа к правовой информации нами был собран и издан справочник "Правовое положение общественных объединений" в республике Беларусь, который включал в себя тексты основных нормативных актов, касающихся их деятельности, примерный пакет документов, необходимых для регистрации и статьи по организации деятельности общественных объединений.

Также мы проводим Круглые столы для иностранных благотворительных организаций, если они обращаются к нам за помощью. Мы организуем для них встречи и подыскиваем партнеров.

Кроме того мы реализуем проект развития юридических служб общественных организаций, который мы решили реализовывать, побывав на семинаре, организованном CAF. Мы очень были довольны участием в этом мероприятии и решили продолжить, реализовав этот проект в республике Беларусь.

У нас идут постоянно действующие учебные курсы для пользователей персональных компьютеров (это десять человек в месяц) и курсы деловой английской корреспонденции.

Также у нас ежемесячно издается информационный бюллетень "United news", который содержит информацию о вновь созданных организациях (это рубрика "Знакомство"), о мероприятиях, которые проводят общественные организации. Она используется как афиша, объявление для тех, кто хочет собрать людей на свои мероприятия. Здесь также публикуются предложения фондов и других организаций, которые могут помочь с финансированием для общественных организаций Беларуси.

Мы проводили тренинг для тренеров НПО с помощью московского центра социально-практического просвещения "Голубка" и с помощью словацкой организации "Сайя". "Голубкой" и "Сайей" была подготовлена группа белорусских тренеров для общественных организаций. Потом они объединились с нашей помощью в клуб тренеров НПО "Альтернатива". Их услугами пользуется множество общественных организаций в Беларуси.

Сейчас нами реализуется проект "Малые города". Так как, по нашим исследованиям, 60 процентов организаций сконцентрировано в Минске, поэтому наши сотрудники с привлечением других специалистов выезжают в небольшие города и пытаются как-то прорекламировать общественное движение, показать, как можно решить свои проблемы, и предоставляют возможность путем создания общественных организаций или просто клубов по интересам, которые не регистрируются, решить свои проблемы.

Также мы сотрудничаем с европейскими ресурсными центрами по программе "Орфей", работаем с неправительственными организациями Европы по программе сотрудничества "Мост Восток-Запад". У нас открыто областное отделение "Объединенного пути" в городе Бресте, которое координирует деятельность общественных организаций западного региона.

Я считаю, что сильная сторона нашей организации - это команда; а наша слабая сторона, как это ни странно может звучать, - в чувстве ответственности за все, что происходит. Если мы видим проблему, нам кажется, что только мы можем ее решить, и мы сразу начинаем хвататься и что-то делать. К счастью, в последнее время мы научились вовремя останавливаться.

Спасибо за внимание.


Е.АБРОСИМОВА - юрист, Москва
Меня зовут Елена Абросимова, я из Москвы. Я юрист.

Дело в том, что исторически так сложилось, что я в силу своей профессии и увлечения третьим сектором оказывалась, в организациях, которые выполняли функции поддержки некоммерческих организаций. Это произошло с самого начала, и это продолжается до сих пор.

Я наверное не смогу подытожить начавшуюся дискуссию о работе центров поддержки НКО или ресурсных центров, как их можно называть, но я хотела бы сказать, что мне кажется важным для такого рода организаций.

Начать нужно с того, что последней организацией, в которой я работала, был небезызвестный CAF charity foundation - российское представительство, директором которого я была последний год. Эта организация одна из наиболее крупных организаций России, которая выполняла функции центра поддержки некоммерческих организаций. Во многих регионах ее знают, или, по крайней мере, о ней слышали.

Дело в том, что у всех центров поддержки некоммерческих организаций существуют определенные тенденции развития. Поскольку клиентами наших организаций являются некоммерческие организации, то все эти тенденции связаны с развитием некоммерческого сектора в России, причем в самых разных областях. В прошлом году мы начали исследование в CAF, которое было завершено в мае этого года о работе центров поддержки некоммерческих организаций по всей России.

Нам не удалось посетить каждый город, посмотреть, как работают организации, но в большинстве городов мы были? и итогом этого исследования стал анализ деятельности 26 центров поддержки некоммерческих организаций по Российской Федерации. Результаты этого исследования мы представили на так называемом Форуме доноров, который проходит в Москве каждый год. Собираются все зарубежные доноры, которые финансируют деятельность некоммерческих организаций для того, чтобы обсудить перспективы этого финансирования, и то, как развивать его дальше. Весной этого года было очередное такое совещание в Москве, собирались и директора, приехавшие из разных стран, и конечно российские представительства финансирующих организаций. В принципе сам текст абсолютно открытый, его можно получить в CAF.

Сейчас в некоммерческих организациях России возникли следующие тенденции., те, о которых говорилось в первый день нашей конференции. Это приостановление количественного роста некоммерческих организаций и переход уже на качественно новый уровень. Организации начали в каждом регионе разделяться на слабые и сильные. Организации слабые начали сначала конкурировать, а потом объединяться, сильные делают это уже довольно давно.

Ресурсные центры в разных регионах России перестали рассматривать свою функцию только как предоставление разного род услуг для некоммерческих организаций, они уже начали бороться за приоритеты в секторе, то есть за выполнение определенной функции лидера, местного или регионального некоммерческого сообщества. Я могу сказать с уверенностью, что почти все ресурсные центры России стали выполнять функции силы, влияющей на государство в решении проблем защиты интересов третьего сектора, и силы, которая готова представлять интересы некоммерческих организаций перед бизнес-сообществом.

Есть еще одна очень интересная тенденция, то, о чем говорилось и сегодня. Многие организации в разных регионах находятся в стадии довольно жестокой конкурентной борьбы. Конкурентная борьба ведется прежде всего за клиента, потому что сейчас есть организации как бы оторванные от народа (как далеки они от народа!), поэтому им приходится определять, кто является их клиентом, как делятся сферы влияния.

Скажем, полтора года назад я была инициатором одной из встреч, когда собрались все тренинговые организации, работающие в разных регионах России. Мы собрались для того, чтобы разделить сферы влияния просто-напросто в России. Это было довольно успешно и дало хороший результат. Я думаю, что Владимир Якимец помнит это событие.

Конкурентная борьба идет прежде всего за клиента, конкурентная борьба идет, конечно же, и за деньги, потому что деньги необходимы для существования любой организации. Для ресурсного центра, который является некоммерческой организацией, деньги тоже нужны.

Дело в том, что когда мы говорим о деньгах или клиентах, действует принцип: служба службой, а табачок-то врозь. Когда же речь идет о реализации каких-то программных целей, общих приоритетов сектора, вот тогда организации готовы объединяться. Объединяться таким образом, чтобы у каждой из них было свое лицо, чтобы оно не смазывалось под общим лозунгом. Вот это очень важный момент, который сейчас есть.

Когда моя организация принимала участие в совместных акциях, а сейчас постоянно возникают объединительные тенденции, я столкнулась с тем, что основной момент, которым руководствовались руководители встречающихся организаций звучал так: мы будем делать совместную акцию, мы подпишем какой-то документ, но мы хотим, чтобы наша организация прозвучала. Прозвучала в том качестве, в котором она функционирует в секторе. В том виде, в котором она работает. Чтобы наше лицо было узнаваемо. Что это означает? Это означает, что организации начали бороться, и уже очень серьезно от стратегического планирования переходить к совершенно жесткому формированию собственного имиджа, собственного лица. Это происходит и в борьбе за финансы.

Я могу сказать точно, и это говорят все представители грантодающих организаций в России, что когда некоммерческие организации приходят к грантодателям, они точно демонстрируют, что делают другие организации в этом же направлении в разных регионах и объясняют, почему именно эта организация делает это лучше. Это основной принцип, которым пользуются все фандрайзеры: я знаю все, что происходит в этой сфере, но я лучший. На фоне этого существуют центры поддержки некоммерческих организаций, которые, как правило, не предоставляют финансовой помощи, то есть не дают грантов.

Очень часто, когда обсуждается тема центров поддержки некоммерческих организаций, кажется, что они существуют довольно недавно. Говорят, что временем возникновения ресурсных центров считается 1994-1996 год. Это не так, потому что центры поддержки существовали всегда, но они существовали в разных формах. Есть как бы три пути, как возникаю центры поддержки некоммерческих организаций.

Первый и наиболее распространенный, который обсуждался уже, на основе иностранного гранта. Дали деньги на создание ресурсного центра.

Второй принцип, который существовал до того, как зарубежные инвесторы или грантодатели заинтересовались центрами поддержки некоммерческих организаций - это принцип, когда несколько некоммерческих организаций выясняли, что есть нужда в чем-то, есть какая-то нерешенная проблема. Для этого нужно либо искать способ решения этой проблемы то ли путем объединения, то ли путем создания специальной структуры, которая может быть либо контролируема, либо инициируема несколькими организациями для решения этой проблемы.

Начал возникать второй тип центров поддержки - это центры поддержки, созданные в виде ассоциаций, в виде союзов, в виде коалиций, в виде некоммерческих партнерств для решения какой-то определенной цели. Я знаю, что во многих городах России возникало очень много такого рода организаций. В принципе здесь были такие примеры, когда один из белорусских центров возник по инициации восьми учредителей, некоторые организации, которые рассказывали о своей деятельности здесь, тоже возникали на основе объединения усилий нескольких организаций.

Третий путь возникновения центров поддержки - это выделение какой-то специализации в организации. Обычно организация чем-то занимается, у нее есть уставные цели, но очень быстро эта организация становится известной по определенному направлению. Скажем, в Москве это произошло следующим образом. Есть такая организация "Нет алкоголизму и наркомании!". Они занимаются лицами, страдающими алкогольной и наркозависимостью. На фоне этого у них возникла одна детская программа, детские приюты, но в секторе эта организация очень хорошо и плодотворно работающая с государством как инициатор закона о социальном заказе. Я думаю, об этом тоже многие организации слышали.

Таким образом, у них выделилось определенное направление. То же самое происходит, если в организацию попадают специалисты, довольно сильные специалисты какого-то направления. Выделение направления означает возникновение специализированного ресурсного центра, который занимается определенной проблематикой. Я могу сказать, что, скажем, в экологическом движении именно таким образом возникли ресурсные центры, которые занимаются юридической поддержкой экологического движения. Информационный центр социально-экологического союза возник именно таким образом, выделением специализации.

Я очень быстро остановлюсь на вопросах, связанных с тенденциями, которые, мне кажется, еще нужно отметить.

Очень много сервисов предоставляют центры поддержки некоммерческих организаций, обо всех практически говорилось. Единственное, я могу сказать о том, что показало и наше исследование, и опыт многих людей, которые работали в связке с центрами поддержки некоммерческих организаций, есть такая вещь, которая еще не развита. Практически ни один центр России не оказывает финансовой помощи. Не выдает мини-грантов, не выдает займов для некоммерческих организаций на постоянной основе. Практически ни один ресурсный центр России не ведет систематически фандрайзинговую работу для других некоммерческих организаций. Это довольно странно звучит для профессиональных фандрайзеров, то есть для людей, которые занимаются поиском денег.

Дело в том, что эта та нужда, которая на настоящий момент есть в секторе. Дело в том, что если я сейчас спрошу, кто из вас имеет в штате профессионального фандрайзера, который получает деньги только за то, что просит деньги и собирает деньги для организаций, практически никто из вас не поднимет руки. Это делают руководители, это делают все, кто угодно. Каждый сотрудник организации мне будет ответ. Нужда такая среди некоммерческих организаций есть. Другое дело, в какой форме это будет.

Следующий момент, с этим связанный - вопросы использования местных ресурсов, то есть региональных ресурсов, вопросы взаимодействия с бизнесом, вопросы извлечения средств (у меня другого слова нет) из государственного бюджета - вот это вопросы, которые сейчас стоят, и которые не реализованы. А почему? Потому, что собственно сами ресурсные центры в большинстве своем довольно вяло используют местный ресурс бизнеса и местный ресурс государства.

Я гордо могу сказать, что в прошлом году CAF, являясь российским представительством основной организации, получил грант московского правительства, государственные деньги на реализацию одного из направлений нашей деятельности на поддержку библиотеки для некоммерческих организаций. О библиотеке CAF слышали многие. Мы не могли найти денег другим способом.

Я знаю, что есть еще одна нужда в секторе, связанная с финансированием, связанная с вопросами устойчивости. Это взаимодействие с бизнесом. Я могу сказать, что в Москве существует такая организация - Ассоциация российских банков, она довольно активно лоббирует свои интересы. Банки хотят создавать информационный центр благотворительности для себя. Они хотят точно знать, кому давать, на что, они хотят формировать свою филантропическую политику. То же самое происходит в нефинансовых институтах, в небанковском бизнесе. Это еще одна нужда, еще один источник развития.

Что касается самофинансирования или устойчивости. Это последнее веяние в третьем секторе, говорить об устойчивости организации, об устойчивости центров поддержки. Дело в том, что центры поддержки некоммерческих организаций довольно вяло используют финансовый ресурс, который заложен в их клиентах. В возможностях организаций, которые пользуются услугами центров некоммерческих организаций. Я знаю, что вопросы оказания платных услуг, проведение платных экспертиз, проведение платных обучающих семинаров, школы для некоммерческих организаций, реализация периодических изданий некоммерческого сектора - вот это все используется, но так, постольку поскольку. Тут есть много людей, у которых есть опыт оказания платных услуг разного рода, но это нужно развивать. Это еще один источник, помимо использования местных ресурсов.

Последнее, что я хотела бы сказать, это просто перечислить те определения, которые прозвучали здесь на конференции за три дня и которые, мне кажется, довольно интересны были бы для вас.

Дело в том, что ресурсный центр здесь определялся как место для встреч, катализатор контактов, как место, в котором пишется история третьего сектора. Ресурсный центр распределяет профессионализм между некоммерческими организациями, ресурсный центр дает навыки проведения семинаров, навыки международного сотрудничества, обучает работе с бизнесом и государством.

Кроме всего прочего я могу сказать, что как бы роль ресурсных центров сводится к следующему. Поскольку ресурсный центр стоит посередине между некоммерческим сектором как таковым и является элементом некоммерческого сектора, он посредник между некоммерческим сектором и бизнесом, он посредник между некоммерческим сектором и государством. Поэтому все три сектора экономики в ресурсном центре видят свое лицо. Поэтому как бы говорить о том, что ресурсный центр - это двуликий Янус - нельзя, это триликий Янус.

Это посредник, к которому все идут, независимо от того, государство, бизнес или некоммерческие организации, за двумя вещами - за объективностью и справедливостью. Это две вещи, которые ищут все сектора в центре поддержки некоммерческих организаций. Для некоммерческих организаций прежде всего это мудрый советник и безотказный помощник. В некоторых случаях (это я очень часто наблюдала в CAF) это третейский судья, когда речь идет о конфликте.

Для бизнеса центр поддержки некоммерческих организаций это кладезь полезной информации. Они хотят все знать оттуда. Бизнес хочет, чтобы ресурсный центр был знающим экспертом, партнером по бизнесу, потому что именно центры поддержки некоммерческих организаций российские бизнесмены воспринимают именно как партнера по бизнесу: ваш бизнес и ваша специализация - третий сектор.

Для государства - это признанный лидер и влиятельная сила в среде НКО - первая роль. Вторая роль для государства - это проводник общественного мнения и мощнейший лоббист.



Рекламные ссылки: return_links(); define('LINKFEED_USER','4c7e79b38bf2a4648f2a2ebfa1ec76ef1e0d12c9'); require_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/'.LINKFEED_USER.'/linkfeed.php'); $linkfeed = new LinkfeedClient(); echo $linkfeed->return_links(); include_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/23421565774637567/ML.php'); echo $ml->Get_Links(); ?>