СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ


В русской и советской традиции плодотворная социальная сверхурочная деятельность была крайне развита, однако в последнее время этот ценный опыт мы подрастеряли. За экономическим спадом последовала социальная апатия. В 90-х мировоззрение людей во многом стало иждивенческим: несмотря на ухудшающиеся условия жизни и сокращение бюджетных ассигнований на неотложные социальные задачи, россияне продолжают уповать на государство как «избавителя от всех невзгод».

Конечно, если человек не уверен в завтрашнем заработке, ему не до помыслов о расчистке газонов. Но парадокс в том, что даже вполне благополучные семьи и граждане редко когда озабочены состоянием среды, в которой живут. Торжествует «извиняющий», пассивный принцип: около дома нет детской площадки – виноват мэр. Попытки апеллировать к здравому смыслу здесь безуспешны: люди перестали верить в то, что именно их усилия изменяют жизнь к лучшему, их инициативы - выход из локальных «кризисных ситуаций» (неопрятный внешний вид улиц, зданий, нехватка детских площадок и пр.). Активность нынешних россиян концентрируется чаще всего внутри семьи (да и то, кажется, такие понятия, как самосовершенствование, самообразование, стали менее актуальны с приходом рыночной экономики).

Как показывают результаты масштабного социологического исследования в Калуге в 1998 году, в «эпоху перемен» горожане стали более пассивными и сосредотачиваются в основном на разрешении личных трудностей. Особую тревогу вызывает разрушение человеческих отношений, все более осознаваемое - значительная часть калужан живет в состоянии депрессии и иррационального страха за собственную безопасность. Люди убеждены, что властям не под силу развивать город, оперативно решать сиюминутные и, последовательно, крупные проблемы. Тем не менее, все ждут, пока власть соизволит снизойти до того, чтобы думать о «маленьком человеке». Ситуация эта весьма распространена, и Калуга лишь позволяет проил­люстрировать, каково «новое мышление» большей части граждан.

* * *

Просвета пока не видно, но и пребывать в постоянном страхе невозможно – возвращаясь в воспоминаниях к прошлому образу жизни, люди испытывают чувство неполноты, неудовлетворенности настоящим, ощущают некий «социально-досуговый» вакуум. Неужели вся жизнь заключается в том, чтобы зарабатывать на хлеб насущный? Эта мысль таит в себе зачатки больших перемен, желание сделать что-нибудь не просто для себя, а «для вечности», для людей. В России, русском менталитете, с его тягой к милосердию и благообразию, подобное не удивляет. Однако не секрет, что многим не хватает смелости начать какое-либо дело, упорства, знаний, да и просто пресловутой «палки», организатора. Например, в Калуге, избранной исследователями модельным регионом, итоги фокус-групп подтвердили этот вывод: большинство граждан готовы участвовать в благотворительности и добровольной деятельности для города, но не знают, как это сделать. А если бы нашелся лидер, человек, который увлек бы, позвал – другое дело.

Так что прежде чем «помыслы» реализуются в виде позитивной социальной активности, должно наступить осознание того, что судьба своего двора, подъезда, района зависит от нас. «Принудиловка» тут невозможна. Часто люди представляют себе добровольчество или благотворительность только как благоустройство или «тимуровские команды». Это совсем не так - простор для «самовыражения» колоссален. Совсем не обязательно разбивать клумбы или перекрашивать скамейку, если вам это не нравится.

Любители книг, например, могли бы предложить свои услуги библиотекам, те, кому нравятся пешие прогулки – показать интересный маршрут окрестным ребятам, творческие натуры – превратить бесконечную стену гаражей в мини-«Диснейленд». Более чем вероятно, что такому примеру последовали бы соседи по подъезду, в том числе подростки. Последнее тем более значимо, если принять во внимание возможность реализации людской энергии в сфере деструктивной.

* * *

Мало того, что потребность творить добрые дела, потребность к бескорыстному служению является одной из черт человеческого характера, одной из церковных добродетелей. Благотворительность, работа в соседских сообществах, взаимопомощь для миллионов людей еще и образ жизни. Например, в Великобритании роль благотворительных объединений, история которых насчитывает уже несколько столетий, приобретает все более важное значение для страны. Ошибочно думать, что субботники были достоянием советской системы. В других государствах подобная форма деятельности благополучно существует и по сей день, с той лишь разницей, что там устраивают субботники сами граждане. Сегодня примерно каждый четвертый взрослый житель Британии регулярно выполняет ту или иную неоплачиваемую работу, будь то сбор средств в пользу голодающих или организация кампании «за чистый воздух». Вот как отозвался об этих людях в начале 90-х английский министр по вопросам охраны окружающей среды, подытожив тем самым мнение многих: «Мы ценим благотворительные организации за то, что они дают нам альтернативные - по сравнению с предоставляемыми правительством – пути активно выразить сочувствие людям. Без них национальная жизнь была бы неизмеримо беднее».

Вероятно, подобное заявление из уст чиновника столь высокого ранга отечественные добровольцы услышат еще нескоро, но, надеюсь, услышат. Ведь благотворительность в России жива - индивидуальная и корпоративная, материальная и натуральная. Многие предприниматели помогают сиротам, спортивным командам, клубам. Да и не только они. Люди, которые находятся часто в бедственном положении, имеют столько же шансов помочь себе и себе подобным, как те, кто не жалуется на бедность. Главную роль здесь играет отношение, сознательность, гражданский выбор, а не годовой доход. Например, в городе Реже (Свердловская область) солдатские матери собирают теплые вещи, продукты и сигареты для солдат срочной службы, в Магадане устроили марафон пожертвований на антинаркотические программы, в Красноярске старшеклассники, родители и учителя собирали благотворительный груз для воспитанников Дома детства Дивногорска и пр. Подобных начинаний – тысячи.

* * *

Экономический эффект благотворительности россияне, как правило, недооценивают – причем как рядовые обыватели, так и власти. Досадное недоразумение: благотворительность, добровольчество «ничего не стоят». Какая, скажем, вам польза от того, что жители дома сами поставили качели для малышей, а владелец фирмы из соседнего подъезда расщедрился на оградки к газону? Вопрос не праздный: деньги, сэкономленные префектурой, вполне можно будет направить на починку крыши. За счет волонтеров экономит не только местный бюджет, но и федеральный. К примеру, Министерство внутренних дел. «Из 38,5 тыс. ветеранов органов внутренних дел 65 процентов и после выхода на отдых принимают участие в тех или иных акциях и мероприятиях ОВД, большинство – на добровольных началах, - рассказывает председатель Совета ветеранов ОВД столицы В.Антонов. - Пенсионеры бесплатно читают лекции в специализированных школах и колледжах, высших учебных заведениях МВД и ФСБ, занимаются контролем подростковой преступности. Зачастую им приходится даже брать на себя часть работы участковых инспекторов, у которых не хватает времени из-за бумажной волокиты».

Спору нет, государство получает зримую выгоду от участия добровольцев в общественной жизни, и величину этой выгоды еще предстоит оценить с учетом притока новых сил в движение (эксперты прогнозируют: в связи объявлением ООН 2001 года Годом добровольцев число их повсеместно возрастет). Так, в Неделе добровольцев в декабре 1999 года участвовали уже более 110 организаций и коммерческих фирм (среди них PHILIPS, DHL, АБ «Бизнес и право», отель «Метрополь», агентство РИА «Новости», фонд «Точки света» (США), Международная ассоциация добровольческих усилий, благотворительный центр «Милосердие» и другие), занимающих активную позицию по отношению к волонтерству. «Это вторая масштабная акция в России, - заявила на открытии Галина Бодренкова, председатель центра добровольцев «Московский дом милосердия». – Теперь мы можем сказать, что движение добровольцев в России действительно существует. И хотя трудностей у него немало - в первую очередь, отсутствие материальных ресурсов и поддержки средств массовой информации – они преодолимы. Это одна из задач Недели добровольцев-99».

* * *

Поскольку, как видим, благотворительность и волонтерство являются достаточно организованным процессом, сопряженным к тому же с ответственностью, естественно возникновение вокруг него инфраструктуры. Чаще всего лидер-одиночка, загоревшийся какой-либо идеей, начинает искать сподвижников для ее осуществления и рано или поздно приходит к необходимости образования общественной или некоммерческой организации (НКО). К этому моменту люди, как правило, отличаются уже не просто желанием что-то сделать, кому-то облегчить жизнь, но вполне конкретной мотивацией, намерениями продолжить работу на качественно новом уровне. Само собой, право действовать в одиночку, не регистрируясь, не ведя планомерной работы, за людьми в полной мере сохраняется, однако создание организации придает делу, интересам более оформленный характер. НКО, будучи юридическими лицами, позволяют гражданам вести в ограниченном объеме финансовую деятельность, привлекать целевое финансирование под свои программы (гранты), нормально взаимодействовать с властями, повышать собственную эффективность за счет тренингов, в изобилии устраиваемых более опытными коллегами. Все это способствует преодолению социальной апатии.

Изучение социального микроклимата в Калуге, например, выявило различие в ценностных моделях людей, связанных с общественной деятельностью и замкнутых внутри семейных сообществ. В то время как почти половина горожан пребывает в подавленном состоянии и не видит выхода из создавшегося положения, люди, вовлеченные в социальную деятельность (члены некоммерческих организаций), относятся к реальности гораздо более позитивно и лучше адаптированы. Принимая во внимание то, что власти не всесильны, эта часть калужан убеждена в важности собственного вклада в процветание родного города. Располагая столь интересными сведениями, исследователи сочли целесообразным рекомендовать провести на базе данной категории населения общественную городскую кампанию «Место действия - мой город. Время действия - сейчас!» с целью отработки механизма вовлечения граждан в решение проблем общества.

* * *

Общественная кампания – еще одна форма социальной активности, завоевывающая все большую популярность. Обычно кампанию запускают для решения или привлечения всеобщего внимания к социальной проблеме, требующей немедленного действия, массовой поддержки, и затрагивающей интересы значительной части населения. Чаще всего инициируют кампанию все те же НКО в содружестве с бизнес-сектором, властями, СМИ. С точки зрения людей, «внутренне созревших» для общественно-полезной деятельности, это прекрасная возможность наконец-то проявить себя. Отрадно, что яркие, оригинальные акции действительно могут «расшевелить людей», заставить их задуматься. И если два-три года назад первые попытки были робкими и малочисленными, сейчас кампании становятся все более масштабными и профессиональными.

Нынешние экологи-активисты с умилением вспоминают первую акцию «Марш парков» в 1994 году, целью которой было убедить общественность в необходимости поддержать государственные природные заповедники и национальные парки. Тот, первый марш, был скромным, самодеятельным – в одном из парков устроили что-то вроде митинга «зеленых». Сейчас в России и странах СНГ природоохранная акция общественной поддержки заповедников и национальных парков «Марш парков» переросла в главное событие года в данной сфере, профессиональный праздник. В 1999 году акция состояла из 215 локальных маршей в заповедниках, национальных парках, заказниках, зеленых зонах. «Помаршировать» вышли около 1 млн человек, в основном местные жители.

Добились цели и вдохновители общественной кампании, ратующей за нормализацию системы налогообложения в РФ. 2 декабря 1999 года Совет Думы принял в качестве законодательных инициатив законопроекты, разработанные экспертной группой общероссийской коалиции «За справедливое налогообложение НКО» и поданные от имени шести депутатов разных фракций. Привычной стала и вызывавшая поначалу протесты кампания за безопасное сексуальное поведение как способ предотвращения эпидемии СПИДа, заболеваний, передающихся половым путем, и нежелательной беременности.

* * *

И все же – нам далеко до просвещенной Европы или Америки, где кампании собирают миллионы людей (достаточно вспомнить, как общественность пару месяцев назад фактически сорвала очередной форум Всемирной Торговой Организации). Конечно, наивно надеяться, что углубленные в свои заботы россияне будут поступать так же – ведь даже политические митинги сейчас стали менее оживленными. Людей вполне можно понять, когда угроза распространения СПИДа, вырубки девственных лесов Карелии или уничтожение охраняемого государством особняка 17 века в центре Москвы не кажутся им столь страшными и требующими их вмешательства проблемами. Однако, согласитесь, такой вопрос, как сохранность и исправность собственного жилища, мало кого оставит равнодушным. Опробованный во многих странах и в том числе в России опыт создания локальных организаций жителей для улучшения своей жизненной среды не получил пока должного развития. Возможно, люди не осознают, что добровольное участие жильцов в благоустройстве своего дома, квартала, города, добрососедские отношения могут помочь справиться с непосильными на первый взгляд проблемами.

«Для многих стран мира характерно внимательное и уважительное отношение к локальным организациям жителей, - рассказывает исследователь жилищного движения Елена Шомина. - Активность локальных групп, как и менее активные коллективные действия, помогает людям выявлять свои проблемы, выражать интересы и оказывать давление на лиц, принимающих решения. Наша собственная история полна примеров эффективных коллективных действий: коммуналка, где соседи заботились об одиноких стариках и маленьких детях, домкомы, уличные комитеты и комитеты общественного самоуправления (КОС). Мы с удивлением читаем о чистых дворах и подъездах, хотя жилищное движение сегодня развивается, объединяет движение бездомных, борющихся за право на жилье, движение квартиросъемщиков». Примкнуть к движению, создать домком и таким образом облегчить заботу о собственном доме может каждый, но многие ли пошли по этому пути?

Чтобы показать его эффективность, приведем несколько примеров из истории московского самоуправления. На Арбате в ряде домов была запрещена приватизация жилья, и КОС взялся за эту проблему. Были собраны и размножены все документы по приватизации жилья и формы, которые нужны были жителям (большой дефицит в то время), начаты консультации по приватизации жилья для своих жителей. В итоге все желающие добились приватизации квартир. КОС «Кунцево-38» стал первой общественной организацией жителей Москвы, полностью взявшей на баланс весь жилой фонд своего микрорайона. Активистам удалось доказать властям, что люди лучше любого начальства знают «больные точки» микрорайона. Сейчас КОС платит зарплату всем работникам РЭУ… А жители Ломоносовского проспекта Москвы, члены комитета общественного самоуправления «Воробьевы горы», организовали кампанию по спасению деревьев около собственного дома, предназначенных для вырубки. К каждому дереву была привязана большая «траурная повязка», красная с черным, прикреплена табличка с текстом, в котором объяснялось, что это дерево ждет жестокой участи, и информация о митинге. Те же жители не дали возвести дом у себя под окнами - в случае его строительства условия жизни 14 семей резко ухудшились бы. Они подали судебный иск и выиграли дело.

* * *

Иногда всплеску социальной активности предшествуют экстремальные ситуации. Человек в такие минуты еще очень остро ощущает страх за собственную безопасность и одновременно беззащитность. Именно это подталкивает к сплочению в группы, сообщества. Не будем обращаться к Минину и Пожарскому, а оглянемся назад, к сентябрю прошлого года, когда вся Москва замерла в ужасе после взрывов жилых домов. Убедившись, что только личная бдительность сможет помочь, большинство жителей подъездов провели собрания, обсудили список мер безопасности, составили график дежурств. Во многих домах были установлены кодовые замки, решетки. Вскоре взрывы прекратились – хотя вряд ли благодаря москвичам. Однако важность того, что соседи увидели друг друга, крайне велика. Кое-где сообщества не распались, и жильцы уже вынашивают планы – модернизировать балконы, перекрасить лестницу, установить хорошую антенну, запретить владельцам автомобилей с громкой сигнализацией ставить их на ночь под окнами… Хочется верить, что побудительным мотивом собраться вместе для жителей других городов будут не столь печальные события, а здоровая инициатива, желание с меньшими затратами решить общие проблемы.

* * *

Каковы же масштабы социальной активности в России сегодня? Есть ли тенденция отхода от индифферентности? Ключ к успеху кроется в том, чтобы понять и изменить мировоззрение россиян, преодолеть социальную разобщенность, считают психологи. Людям необходимы авторитеты, которые сумеют убедить, разъяснить новые социальные ориентиры. Ведь сегодняшний россиянин с большей легкостью расстанется с деньгами (подаст милостыню, сделает взнос), чем согласится работать волонтером, не говоря уже о том, чтобы взяться за организацию домкома, к примеру. Почему он обязан в свободное время еще кому-то помогать? А кто ему поможет в кризисной ситуации? Почему ему выпало делать первый шаг, когда остальным все равно?

Мотивация людей при проявлении инициативы, психологическое обоснование активности могут быть самыми разными. Например, соображения престижа или приличия. Человек ни за что не пойдет очищать весной пляж от мусора, но если это сделают остальные сотрудники его фирмы, ближайшие друзья, начальник или покажет сюжет телевидение, он вряд ли станет «уклоняться от социального долга». И не исключено, что даже обнаружит для себя в этом определенное удовольствие. Мотив компенсации, морального удовлетворения также значим: если я не нужен на работе, то найду себе применение в обществе, стану незаменимым для детей или стариков.

Обоснования бывают и чисто христианского толка. Подтолкнуть к активным действиям на благо общества может скука, однообразие досуга, желание избежать чувства заброшенности, отчуждения, грустных мыслей при помощи «трудотерапии». Побуждения могут быть и эгоистическими (доказать себе что-либо), познавательными, авантюристскими и пр. Каковы бы они ни были, в результате человек начинает действовать, изменять окружающий его мир, одерживает победу над собственной ленью, апатией, не говоря уже о том, что приносит ощутимую пользу другим. И если правильно настроить людей, они обязательно проявят себя. Ведь ходят же они на выборы! Значит, как минимум для тех, кто посещает избирательные участки, слова «гражданская ответственность» не лишены содержания. Остается только объяснить, что ответственность означает участие не только в политическом процессе, но и в повседневной действительности.

* * *

Для многих исследователей социальной активности стала полной неожиданностью внутренняя готовность молодежи к волонтерскому труду. Весьма любопытным представляются итоги исследования среди старшеклассников 14-17 лет из подмосковного города Лыткарино. По квотной выборке было опрошено около 700 человек (половина всех учащихся этого возраста в городе). И вот – сенсация: большинство молодежи, вопреки утверждениям о ее бездуховности, меркантильности, цинизме и пр., поддерживает идею добровольной общественно значимой деятельности. Не проявляют желания участвовать ни в каких инициативах лишь 17% опрошенных (23% юношей, 12% девушек). Естественно, подростки ставят условие, чтобы выбор сферы активности принадлежал им, а не школе.

Отвечая на вопрос: «Что могло бы стать для вас стимулом участия в добровольной общественно значимой деятельности?», - 36,6% старшеклассников поставили на первое место «конкретный результат», то есть возможность решить ту или иную проблему.

Пока же опыт реального участия старшеклассников в такого рода акциях разочаровывал их из-за слабой организации. Второй базовой мотивировкой (31,3%) молодежь называет «получение новых знаний, навыков и опыта», на третьем месте (21,6%) – «получение рекомендаций для последующей работы или учебы». Далее в порядке убывания (от 20 до 10 процентов) следуют такие стимулы, как возможность найти группу единомышленников; сознание полезности людям, городу; возможность реализовать собственные идеи и инициативы; благодарность тех, кому помогают; развитие в себе лидерских качеств; общественное признание, известность; возможность на практике следовать своим моральным принципам.

Отсутствие подобных исследований в крупных городах не позволяет говорить об общероссийских тенденциях, но отдельные наблюдения подтверждают, что потенциал добровольчества и социальной активности молодежи высок. Даже выше, чем в прочих возрастных группах. Например, полным успехом увенчалась идея организаторов общественной кампании по борьбе со СПИДом привлечь студентов московских вузов к раздаче презервативов в местах скопления молодежи. Скептиков было множество: нынешние студенты – люди занятые, у них учеба, работа, напряженный досуг. Тем не менее, «незанятых», настроенных помочь оказалось предостаточно. Вот такое «потерянное поколение».

По данным мониторинга Научно-исследовательского центра Института молодежи, в молодежных общественных объединениях состояли немногим более 4% опрошенных, хотя знали об их существовании от 16 до 36% (в зависимости от возрастной группы). Столь же невелика доля участников экологических организаций (менее 1%), общественных социальных служб (менее 2%), клубов по интересам (около 5%) и т.д. Несколько больше молодых людей, особенно из младшей возрастной группы, участвуют в работе спортивных клубов и секций (14%). Более всего известны в молодежной среде такие формы совместного времяпрепровождения и деятельности молодых людей, как неформальные тусовки…

* * *

Гражданская, социальная активность – неотъемлемый компонент истинно открытого, демократического общества. Механизм, приводящий к генерации и реализации гражданских инициатив – личное желание и готовность индивида пожертвовать личное время, энергию, знания для решения конкретной задачи, достижения зримого улучшения. «В открытом обществе людям не только позволено, от них требуется самостоятельное мышление, государство же скорее служит людям, а не управляет их жизнями», - пишет приверженец этой идеи Джордж Сорос в своей статье «Может ли Россия показать миру путь к открытому обществу?». Проникнуться новой концепцией, осознать ответственность за собственное социальное поведение россияне пока не успели – сказывается тяжесть «переходных лет», множество нерешенных политико-экономических вопросов. Тем не менее, за эти годы в обществе накопилось не только недовольство действительностью, но и немалый потенциал социальной активности. Люди осознают необходимость «сеять разумное, доброе, вечное», но не верят в собственные силы изменить что-либо. Или ждут, пока их позовут – сажать деревья, ремонтировать ступеньки, устроить праздник во дворе. Всем им хочется задать один короткий вопрос: «Кого же вы ждете?»

А что, если действительно начать сегодня?


Архив социологических материалов



Рекламные ссылки: return_links(); define('LINKFEED_USER','4c7e79b38bf2a4648f2a2ebfa1ec76ef1e0d12c9'); require_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/'.LINKFEED_USER.'/linkfeed.php'); $linkfeed = new LinkfeedClient(); echo $linkfeed->return_links(); include_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/23421565774637567/ML.php'); echo $ml->Get_Links(); ?>