СТУДЕНЧЕСКИЕ ТРУДОВЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ |
Бойцы вспоминают минувшие дни
Выцветшие джинсовые куртки с удлиненными по моде 70-х воротниками и эмблемами ССО теперь валяются на антресолях. А когда-то потертая «джинса» была на пике популярности, к тому же далеко не каждый мог щегольнуть вещью, вошедшей в историю. Из рассказов родителей мы знаем – такие спецовки носили бойцы студенческих строительных отрядов (ССО). Желающих потрудиться на прокладке дорог или строительстве домов отдыха (коровников, птицеферм) – в зависимости от найденных институтом заказчиков – было предостаточно. Кого-то привлекала возможность выбраться за пределы города, другие ехали за компанию. Многих прельщал заработок. За полтора каникулярных месяца новоиспеченный штукатур мог получить около 150 рублей. Бетонщик или укладчик – от 300 и выше. Неплохой приработок к стипендии (обычно составлявшей 30 рублей, повышенная - 45).
Правда, настоящие охотники за длинным рублем или шабашники предпочитали поездки на дальние стройки: Северный Урал, Западная Сибирь. Попадал туда далеко не каждый. Требовалась высокая квалификация. Зато и получить можно было не менее 1000 рублей – фантастическая по тем временам сумма (костюм из кримплена или джерси стоил 150 рублей, чуть больше требовалось на отдых в Крыму). Бережливый студент мог жить на эти деньги в течение года. Популярности ССО способствовали и льготы: бесплатный проезд к месту работы, сниженная на 20% норма выработки.
«Настоящими романтиками среди нас были единицы», - утверждают выпускники Московского химико-технологического института им. Ломоносова (МХТИ). На первом курсе их записывали в сельхозотряд – пропалывать сорняки за символическую плату в полупринудительном порядке. В качестве альтернативы предлагалась поездка в спортивный лагерь. Руководство института делало это с целью сплочения старшекурсников.
И все же о пребывании в ССО бывшие бойцы отзываются с благодарностью. Полученные трудовые навыки не раз выручали при строительстве садовых домиков и ремонте собственных квартир. Опыт управленческой работы в студенческом объединении, необходимость принимать самостоятельные решения наверняка пригодился и тем, кто сегодня реализовался как бизнесмен или госчиновник. Ну а кто-то, вернувшись из такой поездки, создавал семью.
«Ты помнишь, как все начиналось?»
Расцвет движения ССО пришелся на 1976-80 годы. По данным Научно-исследовательского центра при Институте молодежи, тогда на 110 ударных комсомольских стройках работали 784 тыс. бойцов Всесоюзного студенческого строительного отряда. У истоков его стояла группа студентов-физиков МГУ. В октябре 1958 года комсомольцы приняли решение поднимать целину. Окончив курсы механизаторов и строителей, 339 молодых людей по согласованию с ЦК ВЛКСМ поехали в совхоз «Ждановский» Северо-Казахстанской области. За лето им удалось построить 12 жилых домов, телятник, два птичника и крольчатник. Заслуга МГУшников состояла в удачно найденной точке приложения социальной активности студенчества. За считанные годы аналогичные студенческие объединения появились во многих вузовских центрах СССР. Спустя шесть лет в народном хозяйстве страны трудилось 40 тыс. человек. К 1985 году их было уже 830 тыс. Общее же число участников движения СО за 1959-86 годы насчитывает почти 13 млн человек.
Каждый третий из них работал в научно-производственном или специализированном отряде. Первые занимались внедрением в производство разработанных в течение года проектов. Под началом опытного наставника тезисы курсовой или дипломной работы воплощались на практике, позволяя выявить новых Пироговых или Калашниковых.
По окончании учебного года студенты педагогических, медицинских, сельскохозяйственных и др. вузов направлялись на производственную практику. Как правило, работали они на одном предприятии. Тем самым молодой человек со студенческой скамьи получал опыт работы по выбранной им специальности и мог подыскать будущее постоянное место работы.
Подавляющее большинство СО работали только в каникулярное время. Но были среди них и круглогодичные отряды. Руководство вузов и работодатели шли на встречу – разрабатывали скользящий график посещения занятий и работы.
ВОЗМОЖЕН ЛИ РЕНЕССАНС ДВИЖЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ?
Стройная широкомасштабная система СО распалась в годы перестройки. Не стало ЦК ВЛКСМ, курирующего деятельность Всесоюзного студенческого отряда. Постепенно разрушались налаженные связи с заказчиками. Признанные стройотрядовские лидеры уходили в бизнес.
Впрочем, в некоторых регионах благодаря ректорам вузов и поддержке местной администрации трудовые студенческие объединения удалось сохранить. На Ставрополье, в Краснодарском крае действуют сельскохозяйственные отряды. Во Владивостоке и Екатеринбурге по-прежнему существуют отряды проводников. Около сорока лет насчитывает история строительного отряда Московского государственного авиационного института (МАИ). За последние годы МАИшники выезжали на строительные объекты в Магадан, Тюмень, на Камчатку, в Московскую область. Около двухсот бойцов насчитывают ССО Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ) и Вологодского государственного технического университета (ВГТУ).
В поисках фронта работы для школяров около двадцати вузов Москвы обратились за поддержкой в Комитет по труду и занятости Правительства Москвы. Привлечение молодых людей к общественным работам – благоустройству территорий, ремонту, в первую очередь вузовских помещений – позволило обеспечить круглогодичный дополнительный заработок 120 студентам.
Однако за редким исключением труд студентов-строителей сегодня не востребован. Директор опытного завода МГТУ им.Н.Э.Баумана Анатолий Александров считает, что создавать сегодня подобные отряды нужно, но «…по старой форме их восстановить, конечно же, нельзя. И прежде всего потому, что в стране попросту нет строек».
Для подготовки квалифицированного специалиста требуются время и средства. «Серьезными конкурентами для студента являются российские, украинские и молдавские строители, потерявшие работу», - считает Андрей Ховрин, проректор «МАТИ»-РГТУ им.К.Э.Циолковского (Российский государственный технологический университет им.К.Э.Циолковского).
Вместе с тем, позитивный опыт движения СО, насчитывающий полувековую историю, признают многие деятели высшей школы. «Возрождение студенческих отрядов могло бы сблизить поколения «отцов» и «детей», - полагает первый проректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики Александр Хорошилов. С ним солидарен и Анатолий Александров, который считает, что «нам не хватает общего дела, способного сплотить людей. Работа в студенческих трудовых объединениях способствовала появлению у молодежи государственного взгляда на мир».
Не стоит сбрасывать со счетов и возросшую по сравнению с 60-80 годами материальную заинтересованность школяров. Не секрет, что прожить на мизерную стипендию в сто с небольшим рублей сегодня невозможно. Вот и приходится, по данным Госкоммолодежи РФ, подрабатывать каждому второму (всего же в 800 государственных и негосударственных вузах России занимаются около 3 млн студентов. 17% из них полностью оплачивают обучение). Как правило, в коммерческих фирмах и на бюджетных предприятиях учащихся принимают неохотно. Да и сами молодые люди оказываются перед выбором: либо учиться, либо зарабатывать. Временная занятость в студотряде устраивает как молодежь, так и ректорат, озабоченный ее успеваемостью. По оценке Натальи Кучер, начальника отдела внеучебной деятельности в профессиональных учебных заведениях Министерства общего и профессионального образования РФ, разброс заработка члена СО колеблется от 500 до 6 тыс. рублей.
Характерной чертой нашего времени является дефицит кадров в социальной сфере. Спрос рождает предложение. В МАИ создается охранный отряд, в Московском энергетическом институте (МЭИ) – туристические и поисковые. В МИИТе, МАТИ, МЭИ и Московском государственном технологическом университете «СТАНКИН» - сервисные отряды. Коммуникабельные, расторопные ребята могут подработать билетерами, гардеробщиками или охранниками на Кремлевской елке или концерте в ГЦКЗ «Россия». По словам Александра Потапова, директора Московского центра труда и занятости молодежи «Перспектива», только в Москве проживает около 6,5 тыс. пожилых людей, нуждающихся в патронажной помощи. Зачастую такую работу по заказу «Перспективы» выполняют студенты. Кроме того, они могут попробовать свои силы и на вожатском поприще. В целом около 80% вожатых в детских оздоровительных лагерях являются учащимися педагогических вузов. Любопытно, что пять лет назад за освоение педагогической «ниши» взялись студенты технических вузов. В минувшем году около 3800 студентов работали в 28 детских оздоровительных лагерях Москвы.
Движет ли этими ребятами только желание заработать? По сегодняшним меркам, 400-500 рублей – а именно столько в среднем получают члены педотрядов – деньги небольшие. «Гораздо важнее возможность реализовать свой творческий потенциал, скрытые таланты. Не исключено, что кто-то из будущих инженеров - участников городской межвузовской программы «Московский педотряд» - после общения с детьми захочет поменять специальность и стать учителем. Для других работа вожатым станет школой общения и личностного роста. Обществу студенческие трудовые объединения тоже нужны», - считает Андрей Ховрин.
В качестве варианта активизации социальной роли студенчества он предлагает «вписать» строительные и педагогические отряды в городскую программу «Мой двор, мой город». В процесс строительных работ и благоустройства территорий студенты будут вовлекать и местных жителей. Кроме того они могли бы взять на себя и роль организаторов детского досуга, участвовать в формировании разновозрастных территориальных отрядов.
Недавно МАТИ заключил договор с управой района «Кунцевский» по привлечению студентов в качестве вожатых и руководителей кружков в окрестные школы. Участники договора полагают, что деятельность и личный пример молодых наставников поможет уберечь школьников от асоциального поведения.
Следует ли ожидать в ближайшие годы ренессанса движения студотрядов? Времена великих строек и комсомольцев-добровольцев в прошлом. И все же сбрасывать со счетов многолетний опыт разнопрофильных студенческих трудовых объединений нельзя. Лучшие умы заняты выяснением вопроса - какое дело может сплотить молодежь и дать ей возможность заявить о себе? Может быть, стоит прислушаться к мнению Всероссийского совещания организаторов студенческих отрядов, прошедшего в декабре 1999 года в Министерстве образования РФ. Ректора вузов, представители региональных администраций, командиры студенческих отрядов настаивают на том, что развитие движения СО должно стать составляющей частью государственной молодежной политики. Нужно лишь скорректировать идею студенческих отрядов с потребностями общества.
Архив социологических материалов