ВЕРА БЕЗ ДЕЙСТВИЯ. ХАРАКТЕР РЕЛИГИОЗНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ


Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе,она - потенция, готовая к любому начинанию

Карл Манхейм

В последнее время Русская Православная церковь предпринимает активные шаги по привлечению молодежи в лоно православия. Но не только благодаря этому верующих среди молодежи становится больше. Изменившийся общественный климат в стране совершенно по-другому отражается в понятии религиозности. Как нынешнее молодое поколение соотносит себя с религией, как влияет принадлежность к церкви на его ценности и поведение, насколько активна сама молодежь по отношению к церкви в ответ на ее усилия. Ответы на эти вопросы поможет получить опрос, проведенный Центром социологических исследований МГУ в апреле 1997 года. В выборке этого исследования возрастные группы 17-18-летних, 24-летних и 31-летних респондентов насчитывали соответственно 1075, 928 и 1106 человек. А также опрос студентов московских вузов в 1998 году (было опрошено по 58 человек из МГУ им.М.В.Ломоносова и «МАТИ»-РГТУ им.К.Э.Циолковского).


Опрос молодых россиян показал, что сознание молодежи в своей массе эклектично, поверхностно, а в силу возраста - еще и неустойчиво. Религиозность молодежи скорее «конформистская»: есть желание быть как все - называться верующим, православным, соответ­ство­вать стереотипу духовности, распространяемому в современном российском обществе СМИ, время от времени вести себя как верующие (отмечать церковные праздники, венчаться, крестить детей). Однако по-настоящему, всерьез приобщаться к вере, церкви, стать глубоко религиозными молодые люди не намереваются. Но в ответе на вопрос: «Считаете ли Вы себя верующим человеком?» очевидно, что в молодежной среде предрасположенность к религии преобладает над прежней установкой на атеизм.

 

МГУ

МАТИ

ДА (определенно верующий)

19

17

НЕТ (неверующий)

16

12

Верующий в какой-то степени

35

29

Как видим, студентов, отрицающих веру в Бога, совсем немного, но и твердо верующих - тоже мало. В основном же среди молодежи распространена неглубокая, «неопределенная» религиозность - «в какой-то степени». В анкету был добавлен еще один вариант, характеризующий не просто наличие или степень веры, а ее качественную особенность: «у меня вера в душе». Этому варианту в вузах последовали 30-40%. Это важная тенденция современной религиозности: возникновение и развитие у значительной части современной молодежи «невидимой религии».

В 1997 году численность верующих по сравнению с 1993 годом (когда проводилось аналогичное исследование) возросла во всех возрастных группах, а численность неверующих уменьшилась, причем наиболее значительным изменениям подверглось мировоззрение 17-летней молодежи.

 

При опросе назвали себя

Год

Верующими

неверующими

 

17 лет

24 года

31 год

17 лет

24 года

31 год

1993

43,8

39,3

37,3

28,0

34,5

40,9

1997

51,6

43,5

43,3

22,4

32,9

40,0

Таким образом, в современной России процент неверующих сокращается обратно пропорционально возрасту и социальному времени - чем дальше в будущее, тем меньшее число респондентов среди самих молодых относит себя к неверующим. Это указывает на снижение престижа атеизма. О росте религиозности подрастающего поколения свидетельствуют и ответы на другой вопрос анкеты: «Изменилось ли Ваше мнение о Боге за последние 5 лет?»

Возрастные группы

Никогда не верили

Всегда
верили

Неофиты

17 лет

16,9

37,9

11,3

24 года

22,9

25,5

14,0

31 год

22,9

25,7

13,2

Преобладание среди 17-летних «всегда веривших в Бога» говорит о том, что самому юному поколению свойственно не столько сознательное обращение к религии (или, наоборот, бессознательное - через акты веры: мистическое откровение, призвание, «прозрение»), происходящее путем изменения мировоззрения от неверия к вере, сколько «привычная», с детства усвоенная вера в Бога.

Верующими называют себя среди 17-летних - 51,6%, 24-летних - 43,5%, 31-летних - 43,3%. Для тех, кому сейчас 24-31 года, а в пик религиозного бума начала 90-х исполнилось 17 или 25 лет, появившиеся тогда во множестве приметы религиозного возрождения (выступления зарубежных христианских проповедников, массовое распространение Библии, религиозные передачи на ТВ и трансляции богослужений в дни церковных праздников, открытие сотен храмов и при них воскресных школ, проникновение некоторых элементов религиозного обучения в программы элитных школ, гимназий, лицеев) - были чем-то новым, необычным, при­ни­мались или отвергались сознанием. Для тех же, кому сейчас 17 лет, а в начале перестройки только исполнилось 5-7, эти факты уже стали привычной реальностью их жизни. Для них - «детей перестройки» - это не «революция в сознании» и даже не мода, а норма.

Интересно, что процентный рост приверженцев православной веры среди молодежи происходит за счет прихода к православию 17-летних юношей при сохранении неизменного, но более высокого процента православных девушек и женщин во всех возрастных группах.

Тем не менее общим свойством современной молодежи является пассивный, нецерковный характер ее религиозности. Если религиозное самосознание, православная само­идентификация юным свойственны больше, чем молодежи старшего возраста, то проявление своей религиозности в поведении, например, в посещении церкви (ответы респондентов на вопрос: «Как часто за последние 12 месяцев Вы посещали церковь?» см. в таблице), соблюдении обрядов и пр. у 17-летних и у более старших находится на довольно низком уровне.

 

18-24 года

25-39 лет

1-2 раза в неделю

2,1

4,5

2-3 раза в неделю

3,2

3,5

1 раз в месяц

4,3

7,7

1 раз в полгода

14,9

17,4

ни разу

41,5

31,9

По опросу 1998 года оказалось, что лишь 1,5-2% студентов МГУ посещают церковь регулярно (в МАТИ таких вообще не оказалось), а значительная часть бывает в храме «время от времени».

Это позволяет предполагать, что религиозность молодежи носит, с одной стороны, формальный характер, а с другой стороны, является скорее внутренней, индивидуальной, чем традиционно православной - церковно-общинной и обрядовой. Такую религиозность, характерную и для западного общества, социолог Т.Лукман называет «приватной», предоставляющей каждому человеку «автономию», освобождение от внешнего принуждения и возможность «самореализации».


Архив социологических материалов



Рекламные ссылки: return_links(); define('LINKFEED_USER','4c7e79b38bf2a4648f2a2ebfa1ec76ef1e0d12c9'); require_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/'.LINKFEED_USER.'/linkfeed.php'); $linkfeed = new LinkfeedClient(); echo $linkfeed->return_links(); include_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/23421565774637567/ML.php'); echo $ml->Get_Links(); ?>