МОРСКИЕ УКРЕПЛЕНИЯ КРЕПОСТИ ВЫБОРГ

Краткая историческая справка

Вопрос о создании морских укреплений Выборга впервые возник в ходе Северной войны,после того,как город вошел в состав Российской империи.
До этого, с конца 13 до начала 18 в., Выборг являлся шведской крепостью на восточном берегу Балтийского моря, с середины 16 в.,считавшегося "внутренним морем" Швеции.
Основное внимание уделялось обороне материка,со стороны Карельского перешейка,что являлось просчетом шведов,не предусматривавших появления русского флота на Балтике. Решающая роль флота в успешной осаде и взятии Выборга в 1710 г. хорошо известна.
В целях противодействия подобной морской операции со стороны шведов по указанию Петра Первого возводится первая береговая батарея на небольшом островке Харкисаари,у фарватера на ближайших подступах к Выборгу.
Источники сообщают также о размещении тогда же береговых батарей на берегах Тронзундского пролива.
Во время русско-шведской войны 1788-1790 гг. на островах Тронзундского архипелага создается новая линия обороны.Четыре береговые батареи защищали фарватеры в трех проливах: Пильском /северном/, Тронзундском /центральном/, Ниемильском /южном/.
В годы следующей русско-шведской войны 1807-1809гг. при- морская позиция усиливается шестью дополнительными батареями. Артиллерийское вооружение батарей составляли 81 орудие.
Выбор позиций с выносом,как правило,на передний край береговой черты, был обусловлен дальнобойностью орудий /до 0,3км/ и необходимостью противостоять галерному флоту.
С присоединением Финляндии к Российской империи Выборг сохранил значение приморской крепости на Балтике,хотя модернизации его укреплений до середины 19 века уделялось мало внимания. Во время Крымской войны были приняты сроч- ные меры к усилению приморской позиции.
В 1855 были созданы две линии обороны с новым размещением батарей. Первая линия включала четыре батареи,контролировавших два наиболее глубоких пролива - Пильский и Тронзундский. Шесть батарей держали под обстрелом конечный участок фарватера,ведущего к Выборгу.Пильский пролив был пере- горожен каменной гатью,затопленными судами и цепью.
К моменту появления английской эскадры под Тронзундом батареи не были законченной постройкой. Николаевская батарея на острове Туркинсааре была вооружена в день попытки нерпиятеля пройти через Тронзунд.
Тем не менее попытка англичан была отбита. Вооружение батарей составляли 52 орудия.Общее руководство их строительством осуществлял полковник В.Д.Кренке. По новой схеме батареи первой линии размещались у внутренних выходов из проливов,где маневренность неприятельских судов была резко ограничена. Все эти фортификационные сооружения относились к эпохе гладко- ствольной артилерии и парусных судов.
Появление паровых и железных судов,стремительное совершенствование артилл ерии после Крымской войны требовали усиления средств обороны российских крепо- стей. Непосредственным поводом для активизации оборонительных работ в Выборгской крепости послужил международный кризис,вызванный подавлением польского восстания 1863 года и угроза войны с Англией и францией.
В 1860-1870-х гг.на каменистых возвышенностях с восточной стороны Выборга возводится новая сухопутная позиция из четырех редутов с тремя промежуточными батареями и передовым укреплением в виде бастионного фронта. Три новых батареи строятся для обороны подступов к городу с запада. С увеличением обвода крепости теряет значение и сносится значительная часть старых городских укреплений.
Но главное внимание уделяется защите крепости с моря.
Новая морская позиция на островах Тронзундского архипелага развивала схему первой линии обороны периода Крымской войны.
Вход в пильский пролив закрывала передовая пильская батарея /27 орудий/ на острове Мустасааре /совр.Черновой/. Южный Ниемильский пролив защищала новая батарея на о.Руоколуото/20 орудий/. Для защиты Тронзундского пролива был построен редут на 26 орудий на северной оконечности о.Урансааре /Высоцкий/. Батареи о.Равансааре /Малый Высоцкий,46 орудий /контролировали оба северных фарватера.Батарея второй линии на о.Ханнустиенсааре /15 орудий/ держала под обстрелом все три фарватера в зоне их соединения.
Строительством новой Тронзундской оборонительной позиции командовал контр- адмирал А А Зарин,один из руководителей Севастопольской обороны. В 1863 г. центральный узел обороны на о.Равенсааре получил название Заринского укрепления.
Тронзундские укрепленя представляли собой сложные инженерные сооружения, возведенные на скальных основаниях. Все батареи были открытого типа с установкой орудий на барбетах,по примеру земляных валов,облицованных камнем.
Внутри укрепле- ний были выстроены сводчатые убежища,пороховые погреба,деревянные склады, офицерские дома.На каждом острове возводился каменный пирс для судов,осуществляв- ших связь с материком. Берега укреплялись каменными стенками.
Годы строительства укреплений совпали с началом перевооружения русской арти- лерии нарезными орудиями,более мощными и дальнобойными. Развитие броненосного флота и усиление его огневой мощи,в свою очередь,требовали постоянного совершен- ствования огневых батарей. Модернизация Тронзундских укреплений однако не производилась, и довольно скоро они устарели.
При этом принималось во внимание, что изобилующие мелями проливы и Выборгский залив сами по себе являлись естест- венным препятствием для крупных броненосных судов. В 1893 г.было принято решение о разоружении Тронзундских морских укреплений. Безопасность водных подходов к Выборгу должны были обеспечивать минные заграж- дения в районе о.Харкинсааре. Минный склад,ранее размещавшийся на Николаевском острове/Туркинсааре/,был перенесен на о.Килписааре /Большой Щитовой/.
Следующий этап истории выборгских морских укреплений относится ко времени первой мировой войны,к эпохе развитых форм долговременных бетонных оборонитель- ных сооружений и длинноствольных орудий. Местом размещения новой приморской по- зиции становится район Бьерке/архипелаг Березовых островов и побережье мате- рика в районе современного города Приморска/.
Три батареи дальнего боя на запад- ных берегах Березовых островов должны были войти в систему глубоко эшелонирован- ной позиционной обороны Финского залива в составе ее тыловой позиции и включить- ся в почти непрерывную линию батарей северного побережья от Ботнического залива до Кронштадского укрепленного района/форт Ино/.
Защита входов в рейд Бьерке обеспечивалась минными заграждениями и и береговыми батареями ближнего боя на материке.Вход в Тронзундский рейд также защищался минно-артилерийской пози- цией с пятью батареями на о.Туппурансааре/Вихревой/.
Работы по созданию этой приморской позиции были начаты в годы войны. В 1916г. была, в частности, построена железнодорожная линия вдоль побережья от Териоки до Бьерке/Койвисто/.Обретение Финляндией независимости на рубеже 1917/1918гг. условия Брестского мира и эвакуация из Финляндии русских войск привели к упразд- нению морских укреплений на северном побережье Финского залива.
В 1920-1930 гг.бывшая тыловая позиция превращается в передовую позицию фин- ской береговой обороны,с поворотом фронта на восток.Батареи района Койвисто /Приморск/прикрывали правый фланг оборонительных линий на Карельском перешейке и подступы к проливу Бьерке.
Наиболее сильная батарея Сааренпяя /шесть 254-мм орудий/ располагалась на южном берегу о.Койвусаарии /Большой Березовый/. Подходы к Тронзунду защищали батареи северного берега и о.Туппурансаари.
Минные позиции повторяли русскую схему периода первой мировой войны. Все берего- вые батареи принимали активное участие в боевых действиях 1939-40 и 1941-44 гг.


 
Рекламные ссылки: return_links(); define('LINKFEED_USER','4c7e79b38bf2a4648f2a2ebfa1ec76ef1e0d12c9'); require_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/'.LINKFEED_USER.'/linkfeed.php'); $linkfeed = new LinkfeedClient(); echo $linkfeed->return_links(); include_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/23421565774637567/ML.php'); echo $ml->Get_Links(); ?>