Передовая Пильская Батарея Краткая историческая справка
Остров Черновой\Мустасаари,фин.\входит в северную группу островов Транзундского
архипелага.
С трех сторон остров огибает фарватер Пильского пролива \совр.Север
ный Транзундский фарватер\,наиболее глубокий,до 12 метров, но, вместе с тем,
самый извилистый из трех Транзундских фарватеров.
Первое укрепление по защите Пильского пролива было сооружено в 1790г. на остро
ве Култакивисааре \Южная оконечность острова Клест\.
В 1808 году оборона пролива была усилена еще двумя батареями:на северном берегу
острова Суонионсааре \совр.Крепыш\ и на западном берегу острова Мустасаари.
Во время Крымской войны эти укрепления не были использованы.В 1855г.планировалась
постройка новой батареи на шесть бомбовых пушек на острове Мустасаари,но сведения
о реализации проекта не обнаружены.
Передовая Пильская батарея на острове Мустасаари была построена в 1860-1870х
годах в составе новой морской позиции Выборгской крепости и образовала ее пра
вый,северный,фланг.Строительные работы начались в 1863 г. под руководством
начальника выборгской инженерной команды инженер-капитана Жураковского.
С 1864г. строительством руководил инженер-полковник Зверев.Проекты и сметы
разрабатывались выборгской инженерной командой и утверждалась Главным инженерным
управлением в Петербурге.
Укрепление было возведено на верхних отметках скальной возвышенности в запад
ной части острова.Западный фронт укрепления был обращен к фарватеру,проходивше-
му в 300 метрах.С тыльной восточной стороны территория укрепления ограничивалась
болотистой низиной,пересекавшей весь остров, и берегом залива.
Согласно проекту комплекс укрепления составляли три открытые сверху береговые
артиллерийские батареи,расположенные уступами по общей продольной оси.
Огневая позиция каждой батареи включала прямолинейный в плане земляной вал
с двумя короткими фланками.Орудия устанавливались на земляных барбетах.
Огневые позиции вместе с пороховыми погребами были возведены в 1863 - 1866гг.
В 1868 г передовая Пильская батарея была вооружена артиллерийскими орудиями.
Согласно расчету ее вооружение составляли 27 пушек различных калибров.
В 1869 г.была построена гарнизонная казарма,под кирпичными сводами которой
разместились жилие помещения для солдат и офицеров,кухня,пекарня и столовая.
Тогда же был удлиннен левый фланк первой батареи и возведен тыльный траверс
третьей батареи,облицованный по трем наружным сторонам гранитными блоками на
высоту 8,5 метра.
В 1870 х гг. внутри укрепления были построены деревянные склады артиллерийского
имущества,караульный дом,устроена каменная береговая стенка и каменная пристань,
от которой расходилась внутренняя дорога,связывавшая разные части укрепления.
В восточной части острова за болотистой низиной, построили офицерский дом,
с хозяйственными строениями и соединили эту часть острова каменной дамбой через
болото.
В военное время Пильский пролив перегораживался цепями,которые крепились металли-
ческими скобками на больших гранитных валунах на северном берегу острова Муста-
саари и на противоположном берегу острова Суриоксаари \совр.о.Отдаленный\.
В 1877-1880 гг.артиллерийское вооружение передовой Пильской батареи было усилено
дальнобойными орудиями новых систем \образца 1877г.\ нарезными,заряжаемыми с
казенной части 9-ти и 11-ти дюймовыми пушками и 9-ти дюймовыми мортирами.
Для их установки потребовались переделки брустверов,устройство каменных
оснований под лафеты и каменных ниш для снарядов в толще брустверов.
В последующие годы производились частичные переделки отдельных элементов укреп-
лений.В одном из казематов гарнизонной казармы планировалось в 1885 году
строительство телефонной станции.
На последующих этапах развития системы морский укреплений г.Выборга Передовая
Пильская батарея не включалась в число боевых позиций.