ФОРТИФИКАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС
ЗОРИНСКОЕ УКРЕПЛЕНИЕ

Краткая историческая справка

Остров Малый Высоцкий \быв. Равансаари, Грязный остров, фин.\ расположен в центральной части Транзундского архипелага. Его юго- восточная сторона образует береговую линию северного участка Транзундского пролива, по которому проходит центральный, самый главный и удобный из трех фарватеров, ведущих к Выборгу. Здесь в самом узком месте ширина пролива составляет около 180 метров.
Район мыса на северо-восточной оконечности острова Равансаари указывается М.Бородкиным в качестве места, где в 1710 году русскими была построена одна из береговых батарей против возможного подхода шведского флота на помощь осажденному Выборгу \1\.
Документальные свидетельства постройки здесь батареи не выявлены. Следы батареи в натуре также отсутствуют, так как в этой части острова были возведены укрепления более позднего периода.
Первые сведения об укреплениях на острове Равансаари относятся к периоду Крымской войны 1853-1856 гг. Работы по их сооружению начались весной 1855 г. На северо-восточной оконечности острова была возведена батарея на 4 орудия для продольного обстрела пролива, получившая название "Транзундская батарея".
К 1 июля, когда к Транзунду подошла английская эскадра, батарея еще не была вооружена, и пролив оборонялся лишь сотней вольных финских стрелков \2\.
После ухода англичан работы по строительству укреплений были продолжены. Батареи на Равансаари составили основной узел передовой линии обороны Выборгского залива. Укрепления возводились в северной части острова.
Кроме Транзундской батареи была построена т.наз. Первая Пильская батарея на 4 орудия на северном берегу для обстрела конечного участка Пильского фарватера. Обе батареи были готовы и вооружены в июле 1855 года \3\.
Вскоре была построена еще одна, полевая батарея на 2 орудия на мысу западного берега для контроля над узким проливом с западной стороны Равансаари.
Строительством этих укреплений руководил инженер-полковник В.Д. Кренке, которому было поручено и командование всей первой линии обороны. Транзундской батареей командовал лейтенант Кульстрем, Первой Пильской - мичман Веселаго.
Программа работ, разработанная В.Д.Кренке, предусматривала дальнейшее развитие системы укреплений на Равансаари: строительство редута на шесть 30-фунтовых пушек между Транзундской и Первой Пильской батареями, двух ракетных батарей, батареи бомбических орудий в центральной части острова и заграждение проливов подводными минами Нобеля \4\. Работы по строительству редута и двух батарей были начаты в сентябре 1855 г. Данные об осуществлении всей программы работ не обнаружены.
В новой системе морских укреплений Выборгской крепости,созданной в 1860-х гг., укрепления острова Равансаари сохранили значение главного узла обороны Выборгского залива. В северной оконечности острова был возведен новый мощный оборонительный комплекс, схема которого повторяла в общих чертах схему позиций периода Крымской войны: фланговые батареи на восточном и северном берегах для обстрела двух фарватеров, Транзундского и Пильского, и соединяющая их передовая оборонительная позиция.
Первоначально артиллерийское вооружение укреплений должны были составить 40 орудий. Строительные работы начались в 1863 году. В августе того же года повелением императора Александра II укрепление получило наименование "Зоринское укрепление" по имени контр-адмирала А.А.Зорина, начальника береговой обороны восточной Финляндии. Началом строительства руководил командир выборгской инженерной команды инженер-капитан Жураковский, позже инженер-полковник Зверев. Проекты и сметы выполнялись выборгской инженерной командой и утверждались Главным Инженерным управлением в Петербурге.
Огневые позиции Зоринского укрепления составили пять открытых сверху артиллерийских батарей, расположенных по ломаной линии, пересекавшей северную оконечность острова. Внутренняя территория укрепления включала участок суши между валами батарей и береговой линией.
1.Передовая батарея - главная огневая позиция, составлявшая западный фронт укрепления. Земляной вал батареи пересекал весь остров и включал восемь фасов. Центральная часть вала образовывала выступ в форме бастиона. Перед валами был устроен ров с уширеннием в исходящем углу бастиона, где был возведен кирпичный капонир для продольного обстреливания рва в двух направлениях. Контрэскарп расширенного участка рва был облицован гранитными блоками.
Капонир соединялся с внутренней частью укрепления двойной сводчатой потерной, имевшей два выхода в ров через боковые ответвления. Прилегающая с внешней стороны рва территория была превращена в насыпной гласис. На правом фланге батареи в толще рва был устроен еще один сквозной проход в ров - кирпичная сводчатая сортия.
В земляные валы были встроены четыре кирпичных расходных погреба. На правом фланге батареи с внутренней стороны к валу примыкал кирпичный запасный пороховой погреб. Центральный бастион в горжевой части прикрывался тремя земляными траверсами, два из которых, северный и южный, снаружи были облицованы гранитными блоками. К северному траверсу примыкал второй кирпичный запасный пороховой погреб.
Левый, восточный, фланг батареи \ 4 фаса \ предназначался для продольного обстрела Транзундского фарватера, правый фланг \ 4 фаса\ - для обстрела Пильского фарватера.
2.Саперная батарея - на северном \ правом \ фланге укрепления, включала один фас, примыкавший к валу Передовой батареи. Батарея предназначалась для обстрела Пильского фарватера.
3.Ломаная батарея - располагалась в 160 метрах сзади Саперной батареи и также, вероятно, предназначалась для обстрела Пильского фарватера. Батарея включала один фас, но осталась невооруженной и фактически ее вал служил траверсом для прикрытия запасного погреба, примыкавшего к валу с юга.
4.Печерская батарея - на южном \левом\ фланге укрепления, включала шесть фасов, расположенных по ломаной линии. Перед валами двух западных фасов был устроен ров, за ним насыпной гласис до линии берега.
В валы батареи были встроены два кирпичных расходных погреба. Печерская батарея предназначалась для обстрела Транзундского фарватера.
5.Батарея Скала - на северном \правом\ фланге укрепления, включала один фас и один боковой траверс на своем западном фланге. Батарея была устроена с внешней стороны основной оборонительной линии - в северной оконечности гласиса Передовой батареи, и сообщалась с внутренней территорией Зоринского укрепления через сортию в валу Передовой батареи.
Свое название она получила, вероятно, от скального холма к которому примыкал с севера ее земляной вал. Вместе с Саперной батареей, расположенной с ней по одной оси, батарея Скала предназначалась для продольного обстрела Пильского фарватера.
Земляные валы батарей включали брустверы с амбразурами, валган- ги и аппарели. Орудия устанавливались на земляных барбетах.
Основные огневые позиции и пороховые погреба были завершены в 1868 году. В том же году Зоринское укрепление было вооружено 49 орудиями разных калибров, в число которых, согласно расчету, входили:

  • береговые 8-дюймовые орудия - 23
  • стальные 24-фунтовые орудия - 1
  • сухопутные 60-фунтовые орудия - 6
  • морские 60-фунтовые орудия - 11
  • бомбовые 2-пудовые орудия - 5
  • бомбовые 3-пудовые орудия - 3 \5\
Самые крупные и дальнобойные орудия нового образца - 9-дюймовые пушки, нарезные и заряжавшиеся с казенной части - были установлены на южных флангах Печерской батареи \9 орудий\ и Передовой батареи \ 12 орудий \ и предназначались для продольного обстрела Транзундского пролива. Батарея Скала была вооружена бомбическими 2-пудовыми орудиями, Саперная батарея - 3-пудовыми бомбическими орудиями.
Внутри укрепления была устроена система дорог, начанавшаяся от ряжевой пристани на северном берегу и соединявшая все части укрепления.
В 1868-1869 гг. были выполнены каменные берегоукрепления в основаниях валов батарей Скала и Саперной и берегового участка валганга Печерской батареи.
В 1871 г. на территории укрепления была построена кирпичная мастерская для обливки снарядов свинцом, включавшая пять больших сводчатых помещений.
Остальная застройка укрепления была деревянной и включала офицерские дома, казарму для гарнизона, склады, баню и пр. В 1870-х гг. была построена новая каменная пристань, включавшая два пирса и небольшую гавань между ними. Тогда же были выполнены каменные берегоукрепления на прилегавшем к ней участке берега.
В конце 1870-х гг. артиллерийское вооружение Зоринского укрепления было усилено дальнобойными орудиями новых систем \ образца 1877 года\. На левых флангах Печерской и Передовой батарей установили девять 9-дюймовых и два 8-дюймовых орудия \6\. В 1878 г. на левом фасе Передовой батареи установили три 9-дюймовые мортиры \7\. Все орудия имели каменные основания для лафетов и каменные ниши для снарядов.
В 1890 г. на территории Зоринского укрепления предполагалась постройка кирпичной часовни для гарнизона \8\. Сведений о реализации проекта не обнаружено.
В 1910-х гг. Зоринское укрепление оказалось единственным объектом, включенным в новую систему морских укреплений Выборгского залива. Проектом переустройства Выборгской крепости 1913 г.на его территории намечалась постройка береговой батареи N 2 на шесть 6-дюймовых пушек системы Канэ \9\. Проект батареи был выполнен в 1915 г. \10\. Местом строительства новой батареи была определена Передовая батарея Зоринского укрепления. Общее расположение батареи было типичным для береговой батареи того времени. Открытая сверху огневая позиция размещалась в бастионном выступе Передовой батареи и включала казематированный бетонный бруствер с убежищами для прислуги и снарядными погребами, обеспечивавший закрытое продольное сообщение между орудиями. Интервалы между орудиями составляли 26 метров.
По обоим флангам батареи в земляных валах устраивались командные пункты, для чего полностью перестраивался левый фланг Передовой батареи и часть фасов ее правого фланга.
Ров частью также перестраивался, частью использовался в существующем виде.
Оба запасных погреба, четыре расходных погреба, капорнир, потерна и сортия Передовой батареи, попадавшие в пятно нового укрепления, подлежали разборке \11\.
Начавшиеся работы по строительству батареи остались незавершенными. Был сооружен казематированный бетонный бруствер, орудийные дворики с бетонными основаниями для орудий, частично осуществлена разборка намеченных сооружений, начаты работы по переустройству земляных валов под фланговые командные пункты. Окончанию работ помешали события 1917-1918 гг.
В 1920-1930-х гг. на острове Равансаари располагался дивизионный штаб 2-го артиллерийского полка береговой обороны Финляндии, обеспечивавшего защиту побережья Карельского перешейка и Выборгского залива.
Батарея на Равансаари была вооружена двумя 6-дюймовыми \152 мм\ орудиями системы Канэ и принимала активное участие в боевых действиях периода 1939-1944 гг.


Рекламные ссылки: return_links(); define('LINKFEED_USER','4c7e79b38bf2a4648f2a2ebfa1ec76ef1e0d12c9'); require_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/'.LINKFEED_USER.'/linkfeed.php'); $linkfeed = new LinkfeedClient(); echo $linkfeed->return_links(); include_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/23421565774637567/ML.php'); echo $ml->Get_Links(); ?>