Анатолий Сергеевич Баев, начальник Управления по охране окружающей среды Администрации
Санкт-Петербурга, рассказывает о взаимодействии Управления с общественными организациями.
- Какова Ваша оценка Российско-Финляндского форума "Наша Общая Окружающая среда", который прошел в сентябре?
Значимость этого Форума в том, что в сложный для России период мы показали, что вопросы охраны окружающей среды являются для нас чрезвычайно существенными. Важной особенностью Форума стало то, что по просьбе финской стороны мы предоставили возможность участия в этом Форуме всем специалистам и общественным организациям Петербурга. Честно говоря, мы несколько боялись участия такого огромного количества общественности города.
- В чем состояли Ваши опасения?
Мы опасались попыток тех или иных общественных формирований сорвать это мероприятие. Например, очень сложно проходила секция "Энергетика", но вместе с тем общественные организации Петербурга и Финляндии смогли высказать друг другу свои точки зрения, сумели понять экономическую необходимость функционирования Ленинградской атомной станции, которая снабжает электроэнергией и Финляндию.
- Какие достижения и проблемы в сотрудничестве с Финляндией Вы видите?
Сейчас довольно активно работает Министерство Окружающей Среды Финляндии с Водоканалом по вопросам реконструкции канализационных систем Петербурга.
К сожалению, несколько сократились темпы и объем сотрудничества в вопросах просвещения и образования, хотя преподаватели наших школ с большим интересом воспринимают новые формы работы с учениками, используемые в Финляндии.
Наши финские коллеги имеют большой опыт по очистке загрязненных почв. Однако работа, которая проводилась с нашими коллегами из Финляндии в этом направлении, приостановилась.
У нас много совместных проектов с финскими партнерами в рамках Европейского Союза. Это проекты по созданию системы сбора, транспортировки и переработки токсичных медицинских отходов, по реконструкции гальванических производств, по Повестке дня на 21 век. Хотелось, чтобы более активным стало сотрудничество на уровне городов: Хельсинки, Турку, Лахти и Лаппенранта.
- Как Вы оцениваете общественное экологическое движение в Петербурге?
Значительная часть наших общественных лидеров порой использует экологические проблемы в политических целях. Особенно это проявляется в период предвыборных кампаний. Например, наши общественные организации нанесли огромный ущерб в завершение строительства Комплекса защитных сооружений от наводнений. В 91-м году, когда формировался первый состав депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, работа по строительству этого комплекса была практически заблокирована, и сейчас мы испытываем трудности в финансировании завершения этого проекта.
Радует то, что все больше и больше лидеров общественных экологических организаций приобретают высокий профессиональный уровень. Вот посмотрите, в ноябре в Петербурге проходила напряженная предвыборная кампания, и ни одной экологической проблемы не было поднято на щит. А можно вспомнить, как в предыдущих выборах использовалась тема строительства завода по переработке токсичных отходов "Красный Бор" в Колпино. Некоторые общественные лидеры били себя в грудь: "Вот вы меня изберите, и этого завода не будет!".
- Каким образом общественные организации и администрация могут взаимодействовать в области охраны природы?
Мы стараемся как можно чаще контактировать с представителями и руководителями общественных организаций, поскольку только через них мы можем чувствовать, как наши проекты находят поддержку среди населения города.
Например, мы развернули большую работу по очистке рек и каналов Петербурга. Так комиссия по экологии Законодательного Собрания города 1-го созыва не только не поддержала нас, но и сделала все, чтобы сократить финансирование на эту работу. В то же время мы почувствовали поддержку наших общественных организаций, мы провели научно-общественную экспертизу, и этот проект успешно развивается.
- С какими общественными организациями Вы в настоящее время наиболее успешно сотрудничаете?
Мы активно сотрудничаем с общественной группой "Санкт-Петербург за экологию Балтики", Ассоциацией "Чистый город", Всероссийским Обществом Охраны Природы, Экологической Партией "Кедр". Большую работу мы проводим с общественным объединением в поселке Новоселки, который расположен буквально по соседству с крупнейшей свалкой. Благодаря участию общественности, мы привлекли к этой проблеме внимание наших европейских коллег, что изменило отношение к ней федеральных надзорных органов. А вы прекрасно знаете, что все контрольные права сегодня в руках наших федеральных структур. Например, чтобы получить лицензию на вывоз мусора в Павловске, нужно обратиться в федеральные природоохранные органы России.
Но мы боремся с такой ситуацией и добиваемся все больше прав. Например, реорганизован экологический фонд Санкт-Петербурга, и теперь его расходная часть утверждается Законодательным Собранием города в составе бюджета города. Осталась другая проблема: вопросами нормирования, установления платежей пока продолжают заниматься федеральные органы. И порой трудно понять, почему доходная часть фонда Санкт-Петербурга в 20 раз ниже, чем в Москве.
- В чем причина такой большой разницы с Москвой?
Причина здесь в том, что наши федеральные надзорные органы не достаточно четко выполняют свои функции. Угольная ТЭЦ 14 платит в Экологический фонд 650 рублей за размещение отходов - меньше, чем аптека в городе. Звучит странно, но, увы, такова картина.
- Как Вы информируете население и общественные организации о своих действиях?
Мы стараемся все чаще информировать горожан о своей работе путем проведения конференций, отчетов. Значительную информацию мы представляем через школы города.
По инициативе губернатора Санкт-Петербурга мы создаем Информационно-аналитический центр по работе с населением, в который каждый житель города мог бы прийти и побеседовать со специалистами, ознакомиться с экологической ситуацией, внести свои предложения по ее улучшению и как-то отреагировать на работу администрации.
В этом центре создается система, позволяющая в автоматическом режиме получать оперативную информацию о состоянии окружающей среды в городе. Впервые в России создается система автоматизированного контроля воздуха. Она позволит расследовать массу анонимных выбросов в атмосферу, которые сейчас остаются безнаказанными. Система автоматизированного радиационного контроля включает 33 поста, которые позволяют отслеживать, что делается в городе и области на наиболее опасных предприятиях.
Еще одна немаловажная сторона деятельности центра - работа с преподавателями школ с
экологическим уклоном, а также возможность ознакомить посетителей с нашей огромной
коллекцией, насчитывающей более сотни прекрасных экологических видеофильмов всех стран мира,
которые по коммерческим причинам трудно показать по телевидению, но можно совершенно
бесплатно взять напрокат в нашей видеотеке.
|