ИЗ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В МИНИСТЕРСТВО |
||
Министр окружающей среды Финляндии Пекка Хаависто оценивает сотрудничество между Финляндией и Россией
Будучи активным членом общественной организации, он принимал участие в организации первого экологического форума "Наша общая окружающая среда", который состоялся в Санкт-Петербурге в 1992 году. После 1995 года у него была возможность в качестве министра окружающей среды Финляндии установить контакты с государственными органами охраны природы Санкт-Петербурга и Москвы. - Финляндия начала финансировать экологические проекты на территории России в 1991 году. В то время в России видели возможность придать большее значение вопросам охраны окружающей среды. Кроме инвестиционных проектов в области охраны атмосферы и водоемов, а также ядерной безопасности, финны хотели с самого начала участвовать в развитии экологического образования и обмене экспертами. Из судебных залов за столы переговоров Еще в 1991 году русские с сомнением относились к мысли о проведении общего экологического форума властных структур и общественных организаций. В то время многие чиновники считали общественные организации скандалистскими, а некоторые сохранили такое представление до сих пор. Судебные процессы между государственными органами и экологическими активистами воздействовали на общественную атмосферу страны.- Им было трудно сидеть в одной комнате и обсуждать вопросы о вырубке лесов и строительстве частных участков на особо охраняемых природных территориях. В качестве организаторов первого форума нам неожиданно пришлось взять на себя роль дипломатов, вспоминает Пекка Хаависто.У министра Хаависто были также приятные воспоминания об этом форуме. - Наиболее забавный случай произошел при открытии офиса форума в Санкт-Петербурге. Все остальное было организовано, но получение телефонных связей задержалось. Наконец мы сами купили сто метров телефонного провода, отвертки и розетки и протянули телефонную линию на третий этаж.В 1992 году форум имел огромный успех. На неделю в Санкт-Петербург приехало 600 человек из 22 стран. Участники были из всех независимых республик бывшего Советского Союза. - Один из участников форума, приехавший из Сибири, добирался на него три недели.Форум имел большое значение для установления многих важных контактов. Например, группа, в которой обсуждали вопросы использования ядерной энергии, продолжала поддерживать связь после окончания форума. Однако в течение следующих нескольких лет уровень цен повышался в России так значительно, что организация следующего экологического форума была отложена до 1998 года. Сотрудничество в области охраны бассейна Балтийского моря По мнению министра Пекки Хаависто, тесное и плодотворное сотрудничество между финскими и российскими органами власти все время продолжается. Проходят регулярные встречи с председателем Государственного комитета РФ по охране окружающей среды и с государственными органами охраны окружающей среды Санкт-Петербурга, Ленинградской области, республики Карелия, а также Мурманской области.- Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, правда, потерял статус министерства и имеет в своем распоряжении весьма незначительные ресурсы. Некоторые региональные органы экологического управления обладают более значительными средствами, а другие - менее значительными.Большинство экологических и инвестиционных проектов на прилегающих к Финляндии территориях реализуется в Эстонии. Второе место занимает город Санкт-Петербург, а третье - Республика Карелия. Центр тяжести проектов приходится на очистку сточных вод и охрану бассейна Балтийского моря. Сотрудничать с Россией - это не простое дело. Из многих предложенных российскими государственными органами совместных проектов финнам придется выбрать только некоторые. Их цель - используя свое хорошее знание России, запрашивать возможное финансирование после первой стадии проекта в других странах, у Европейского Союза, Мирового Банка, а также у Европейского банка по реконструкции и развитию. Финляндия больше всего сотрудничает с Данией, которая по сравнению с ней является более значительным инвестором экологических проектов на территории Восточной Европы. Министр Хаависто считает увеличение объема финских инвестиций менее важным, чем обеспечение российской доли финансирования проектов. - Если российская сторона не принимает на себя обязательство вложить 10-30 процентов от общей стоимости проекта в техническое оборудование, то у нее не будет предпосылок для длительного использования оборудования. Местным властям следует нести ответственность за проекты на своей территории.Экономические проблемы, вставшие в последнее время в России, затрудняют реализацию многих осуществляемых проектов. В сотрудничестве в области ядерной безопасности ответственной государственной организацией Финляндии является Центр радиационной безопасности. В этой сфере финнам пришлось удовлетвориться обучением персонала и развитием систем безопасности и сигнализации. Министр Хаависто не строит иллюзий в этих вопросах. - Атомная электростанция в Сосновом Бору под Петербургом того же типа, что и Чернобыльская, и ее следовало бы закрыть. АЭС на территории Литвы, в Сосновом Бору и на Кольском полуострове представляют собой наиболее серьезную угрозу нашей окружающей среде. Министр Пекка Хаависто полагает, что русским надоела информация, в которой экологические проблемы, как в желтой прессе, представляются экологическими катастрофами и угрозами для природы. - Из-за такой информации людям трудно составить себе систематическое представление об окружающей среде. Интерес к вопросам охраны окружающей среды значительно снижается. Общественные организации играют важную роль в противодействии этому. Они могут показать, как люди в качестве потребителей могут нести ответственность за окружающую среду. В России люди чрезмерно привыкли ожидать, что проблемы разрешаются с помощью какой-нибудь новой системы. |
Министр окружающей среды Финляндии Пекка Хаависто |