Интервью брали Елена Кобец и Александр Федоров.
Лидеры трех общественных экологических организаций
Петербурга отвечают на вопросы, касающиеся взаимодействии своих организаций
с вершинами треугольника гражданского общества - властями, бизнесом и общественностью.
Владимир Александрович Гущин (В.Г.): Всероссийское Общество Охраны Природы было создано в 1924 году. На базе этой старейшей экологической организации в середине 70-х годов в Петербурге сформировался блок организаций, основными направлениями деятельности которых стали охрана дикой природы, природоохранное просвещение и воспитание. Наиболее успешная работа, проводимая совместно с Институтом подростка, - вовлечение членов протестных подростковых формирований в природоохранную деятельность.
Евгений Борисович Попов (Е.П.): Общественное объединение "Биоцентр" было организовано в 1991 году. Один из основных проектов - издание газеты "Юный биолог". Другой проект - проведение ежегодного Экологического праздника в Московском Парке Победы. Третье направление - это научно-популярная работа. При объединении создана Ассоциация юных журналистов-экологов. Сейчас готовится выставка экологических фотографий "Экофото-99".
Георгий Сергеевич Шевчук (Г.Ш.): "Зеленый Крест Северо-запада" был
создан в 1993 году и является частью российской организации "Зеленый Крест",
входящей в международную организацию "Зеленый Крест". Организация объединяет
более 70 коллективных членов из числа промышленных предприятий, фирм, научных
коллективов и общественных организаций. Основная задача - обеспечивать участие
общественности в решении экологических вопросов органами власти.
МОСТ-SILTA (M-S): Как Ваша организация сотрудничает с другими экологическими общественными организациями Петербурга?
Г.Ш.: Мы стараемся поддерживать хорошие отношения со всеми зелеными организациями, с некоторыми работаем тесно, с другими менее тесно, стараемся по мере сил и возможностей помогать всем. Если мы ведем какой-нибудь проект, газету выпускаем, телевизионные передачи готовим или общественную экспертизу проводим, то предлагаем в этом проекте участвовать многим организациям, до которых удается достучаться.
В.Г.: Поскольку мы работаем очень давно, большинство организаций на наших глазах возникало и умирало. Тот объем сотрудничества, который идет у нас внутри, нас удовлетворяет. Имеется некоторое количество организаций, которые заявляют, что они занимаются экологией, но поскольку они себя нигде не проявили, мы с ними не контактируем. Мы имеем хорошие контакты с организациями, которые занимаются похожей деятельностью, такие как Общество сторонников Гринпис и две Партии Зеленых. После долгого конфликта мы стали работать с Партией Зеленых Анатолия Ванаева. Оказалось, что конфликтовать можно по внутренним вопросам сколько угодно, но раз занимаемся общим делом, договорились забыть о разногласиях.
Е.П.: Я сторонник того, чтобы контактировать со всеми. Мы общаемся через газету, всем предлагаем печатать свои материалы. Денег за это не берем. Правда, и гонорары не платим. Всех приглашаем к сотрудничеству, когда проводим наши мероприятия. Я считаю, что надо объединять организации не только для проведения общественных экспертиз. Наверное, нужны еще какие-то формы сотрудничества, нужны коллективные усилия, "чтоб не пропасть поодиночке".
M-S: Какие у Вашей организации контакты с бизнесом?
Г.Ш.: Коммерческие организации, являющиеся нашими коллективными членами, участвуют в наших программах. К примеру, по нашей инициативе в Петербурге был налажен выпуск качественной питьевой воды. Практика показывает, что рациональное природопользование выгодно. Наши работы дают прибыль организациям, которые с нами сотрудничают.
В.Г.: С бизнесом у нас взаимосвязи никакой нет. Это экологическая ниша "Зеленого Креста". Что касается нашей деятельности, то в ней все экономически невыгодно, даже убыточно, и никакой бизнес заниматься этим не будет. Скорее наоборот, мы боремся с различными компаниями. Были предложения оказания помощи с их стороны, но они оказались попытками нас купить. Есть конкретный пример организации, я не буду называть ее, которая была куплена и занимается сейчас лоббированием прокладки трубопровода по Карельскому перешейку.
Е.П.: Мы издаем газету только благодаря дальновидной помощи руководителей ряда коммерческих организаций. А чтобы не подкупили, нужно выбирать, с кем работать. У нас сейчас тяжелое экономическое положение в стране, но когда все нормализуется, это будет целое направление взаимодействия и сотрудничества экологических организаций и коммерческих структур.
M-S: Каковы взаимоотношения Вашей организации с властями?
Е.П.: Нужно, конечно, поблагодарить Администрацию города и поддержать их инициативу привлекать внимание населения к проблемам экологии, которую они начали с начала перестройки. Но вот никакой программы финансирования общественных организаций нет. Даже те неплохие средства, которые выделяются школам, распределяются на случайной основе. Кто пробивнее, тот пришел и получил. А чтобы распределение средств было гласным и с участием самих общественных организаций, такой практики нет.
Г.Ш.: Администрация, - это же не единое целое. С комитетами, которые занимаются конкретной работой, например, с дорожным, у нас нормальные отношения. С Ленкомэкологией иногда спорим, иногда, наоборот, соглашаемся. В общем, нормальная работа. Пока у них денег не просишь, все нормально.
В.Г.: С Комитетом природопользования Ленинградской области у нас отношения более чем напряженные. Что бы они там не издавали, нам приходится подавать в суд. Осуществление общественного контроля на хорошо подготовленном уровне подразумевает, что заниматься приходится не мелкими нарушениями, а крупными. А крупные - допускаются самими властями.
С Ленкомэкологией отношения переменные. Во время процесса по Линдуловской роще они выступали на стороне правительства, мы выступали в суде против них. В настоящее время мы в суде вместе с ними выступаем против Комитета природопользования.
С Комитетом по делам молодежи при Администрации Санкт-Петербурга у нас просто великолепные формы сотрудничества.
Какие у Вашей организации контакты с финскими экологическими организациями?
Г.Ш: С финскими экологическими организациями мы не сотрудничаем в настоящее время, но с удовольствием сотрудничали бы. Оптимальный вариант этого сотрудничества мне видится следующим образом: они бы давали нам какое-либо задание на проведение той или иной работы здесь, а мы бы выполняли эту работу.
Е.П.: У нас больше контактов с голландскими коллегами. К сожалению, с финнами и другими зарубежными коллегами работа пока еще не проводилась. После сентябрьского Форума появились контакты в Финляндии, но они должны быть взаимовыгодные. Мы же не можем просто просить у них денег, а творческое сотрудничество было бы хорошей формой.
В.Г: В конце 80-х годов к нам стал часто приезжать Пекка Хаависто и довольно долго доказывал нам необходимость организации зеленого движения по типу западного. Благодаря его усилиям в начале 90-х годов возникла Партия Зеленых, самая первая в Российской федерации официально зарегистрированная партия, помимо КПСС. Сейчас, будучи уже министром экологии, он один из наших лучших друзей в Финляндии, он оказал содействие налаживанию наших контактов с экологическими организациями в Финляндии.
У нас очень тесное сотрудничество с Финским Обществом Охраны Природы по охране лесов Карельского перешейка, особо охраняемым природным территориям и государственной экспертизе.
Кроме того, в Финляндии существует специальная организация, которая занимается налаживанием связей между российскими и финскими организациями - Грассрут Коннекшен. Я являюсь руководителем российской стороны этой организации.
|