Мирный атом в каждый дом

Бизнес равноудаляется от власти, но не весь

Отношения власти и бизнеса совершенно очевидно вступили в острую фазу. Сколько угодно Путин в своих интервью может говорить, что Россия не будет полицейским государством. Но если аудитор Соколов, который давно и болезненно не любит Чубайса, имеет возможность пересмотреть приватизацию десятилетней давности крупнейшей компании страны, то крути не крути, а бизнесу в этой стране делать нечего.

Законы, конечно, надо выполнять. Но выполнять их надо всем, в том числе и силовикам, которые давно привыкли обращаться с ними, как с кистенем. И если государство собирается "удалять" олигархов, то удалять надо всех, а не выборочно.

Недавно президент Путин отправил предписание министру природных ресурсов Борису Яцкевичу: внести предложения по созданию независимой экологической экспертизы в стране. Дело в том, что во время последней реорганизации кабинета Госкомэкология была просто ликвидирована как класс. Спору нет: ведомство было вполне коррумпированное. Только история о выдаче лицензии на бурение в российском секторе Каспийского моря долго не сходила со страниц деловой прессы. Его выдавали то одной стороне, то другой. Но какой бы ни была Госкомэкология, это все-таки была структура, проводящая независимую государственную экспертизу. После того как ее не стало, не стало и экспертизы. А между тем экологическая составляющая существует в огромном количестве многомиллиардных проектов. Один из самых секретных - это проект захоронения мировых ядерных отходов на территории России. Стоимость этого проекта - не падайте со стула - 15 миллиардов долларов США. Именно столько собирался заполучить Минатом от американских партнеров, которые должны были стать главным международным оператором захоронения радиоактивных материалов у нас в стране. Сумма настолько огромная и фантастическая (никто же не хочет радиоактивное смертоносное дерьмо оставлять на своей территории - поэтому готовы платить), что абсолютно закрытый Минатом не сильно обращал внимание на то, что с американской стороны в проекте участвует много бывших сотрудников ЦРУ, включая замдиректора.

Проект этот готовился несколько лет. На него уже были получены многочисленные положительные рецензии от институтов, входящих в систему Минатома, включая знаменитый Курчатовский. На самом деле ситуация настолько сложна, настолько нет никаких гарантий, что через десять лет любое захоронение не "поплывет" в сточных водах, что окончательное "добро" не могла дать никакая организация, хоть как-то связанная с экологией. Случай с маленьким озерком под Челябинском, куда в свое время слили радиоактивную воду из реакторов комбината "Маяк", у всех на памяти. Уже в течение десятилетий государству приходится проводить сложнейшие фортификационные работы, чтобы линза этого озера была отделена от остальных водных ресурсов, - иначе двухголовыми будут не только щуки. О Чернобыле говорить не приходится...

15-миллиардный контракт вовсе не единственная сделка, завязанная на экологию, - просто самая масштабная. А теперь напомним следующее: Минатом, по многочисленным утверждениям прессы, давно находится в зоне влияния олигархической группы Березовского-Абрамовича. По сути, они через свои банки контролируют несколько миллиардов долларов финансовых потоков этого государства в государстве. Они же, если верить газетам, участвуют во многих схемах по зарабатыванию денег на атомной электроэнергетике, которая входит в систему Минатома. Говорят, что именно благодаря лоббистским возможностям Романа Аркадьевича министр Адамов сумел не только занять свой пост, но и удержаться при нескольких правительствах.

Обороты Минатома - где-то 3-4 миллиарда долларов в год. Это грандиозная сумма. Представьте, что эта сумма увеличивается в пять раз! За такой куш можно "оптимизировать" любое министерство. Тем более такое странное, как Госкомэкология.

Из-за атомного проекта или из-за других, но факт остается фактом - Госкомэкология исчезла, а любой чиновник скажет: министерства и госкомитеты просто так не исчезают. В итоге функции экспертизы должны были отойти к Министерству природных ресурсов, которое должно заниматься зарабатыванием денег на этих самых природных ресурсах. Лучше не придумаешь: что сторожу, то и имею. Новым министром с расширенными полномочиями стал Борис Яцкевич - личность достаточно непопулярная среди экологов страны. Почему именно ему доверили в правительстве Касьянова (которого, кстати, многие связывают с Александром Мамутом, входящим в ту же группировку, что и Абрамович) заниматься экологией - большая загадка, ответ к которой надо искать явно не в сфере природопользования.

Все бы закончилось тихо и гладко, если бы совершенно резко не выступило экологическое движение. В России сотни экологических организаций - как правило, они местные, охраняют какое-нибудь отдельное озеро или лес. Но на самом деле экологов - сотни тысяч. И тут у них неожиданно появился повод - объединиться. Они забросали правительство и Администрацию Президента своими обращениями. Подана заявка на проведение референдума о восстановлении независимой экологической экспертизы. Вполне вероятно, что за экологами стоят и определенные политические силы, которые решили таким образом расширить зону своего влияния. В данном случае, возможно, речь идет о СПС, потому что подготовкой экологического референдума занимаются те же люди, что готовили "Правый референдум" прошлой осенью.

Как бы там ни было, президент отреагировал на движение снизу. Яцкевич получил поручение подготовить план по воссозданию независимой госэкспертизы в области экологии. Трудно сейчас себе представить министра, который не бежит выполнять поручение нового президента. Но Яцкевич как раз оказался именно таким министром. Он начал отчаянную борьбу, чтобы сохранить все экологические функции в своем ведомстве. И самое смешное, что ему за это никто даже пальцем не погрозил. Ни премьер, ни Администрация Президента.

Всю подоплеку экологической войны рассчитать, конечно, трудно. Но совершенно очевидно: в России, что позволено Юпитеру, то не позволено всем другим олигархам. Одни оправдываются в прокуратуре по поводу приватизации собственных предприятий. Другие, способствовавшие назначению Генерального прокурора, участвуют в выработке структуры правительства. И даже то, что национальная безопасность, не без их участия, действительно может быть поставлена под угрозу, никак не отражается на их положении. Законы здесь по-прежнему писаны не для всех. А поэтому смешно читать, что Россия не может стать полицейским государством. Еще как может... Ведь для того, чтобы защищать позиции всего одной группы против всех остальных, как раз и нужно полицейское государство.

Александр БУДБЕРГ

МК 18 июля 2000


Рекламные ссылки: return_links(); define('LINKFEED_USER','4c7e79b38bf2a4648f2a2ebfa1ec76ef1e0d12c9'); require_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/'.LINKFEED_USER.'/linkfeed.php'); $linkfeed = new LinkfeedClient(); echo $linkfeed->return_links(); include_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/23421565774637567/ML.php'); echo $ml->Get_Links(); ?>