Российская экология будет прирастать расщепляющимися материалами.

Экологи пытаются закрыть ядерным отходам дорогу в Россию

В БЛИЖАЙШИЕ дни станет окончательно ясно, поддерживает ли правительство изменения российского законодательства, позволяющие ввозить в страну тепловыделяющие сборки (ТВС), извлеченные из активных зон ядерных реакторов зарубежных АЭС. Ряд законопроектов, предусматривающих соответствующие изменения и дополнения в действующие законы, был внесен в Госдуму группой депутатов во время весенней сессии. 18 июля Совет думы передал документы в органы госвласти, а значит, до 18 августа заинтересованные министерства и ведомства: Минатом, Минприроды, Минфин и прочие - должны направить в правительство свои выводы и рекомендации. На них и будет базироваться заключение правительства.

Но, как заверяют "Сегодня" источники в Минатоме, решение уже фактически принято. Благодаря однозначной директиве "сверху" возможность оппозиции по законопроектам в ведомствах практически исключается. Это и неудивительно, если вспомнить, что Минатом пообещал правительству заработать за 10-15 лет 20-21 млрд долл. Для этого необходимо "всего лишь" ввезти в страну 20 тыс. тонн так называемых ОЯТ. Аббревиатура на протяжении всех лет расшифровывалась как "отработавшее ядерное топливо", но полгода назад Минатом "переименовал" ОЯТ в облученное ядерное топливо. Вместе с тем в общественное сознание начали внедрять мысль о том, что отработавшие ТВС являются ценным энергетическим сырьем.

А чтобы законы не препятствовали планам сделать Россию богатой, было решено их переписать. За это взялись в самом министерстве, но внести изменения было решено руками депутатов. Результатом коллективного творчества и стали три базовых законопроекта. Основной - об изменении статьи 50 закона "Об охране окружающей природной среды" - разрешает хранить и перерабатывать иностранное ОЯТ в РФ. К нему прилагается проект закона "О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации, финансируемых за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом". На них в Минатоме обещают выделять "до 35% поступлений". Третий документ, в случае его принятия, позволит ввозить и вывозить в Россию ТВС на условиях лизинга.

Из трех законопроектов складывается целостная картина того, как ядерные инициативы планируется реализовывать на практике. Много говорилось о том, что Россия заинтересована в хранении и переработке ОЯТ. В измененном законе об окружающей среде записано, что мы готовы брать ОЯТ на условиях простого хранения (без переработки). В финансовом плане это означает неизбежное снижение уже объявленных поступлений. Данный пункт сводит на нет и попытки руководства отрасли доказать, что утилизация ТВС позволит задействовать высокотехнологичный потенциал отрасли. Основанием для ввоза ОЯТ по закону считается "снижение радиационного риска и повышение экологической безопасности" - как будто увеличение количества радиоактивных материалов может этому способствовать. Порядок ввоза ОЯТ поручено определять не специалистам, а правительству "исходя из... экономических интересов общества, принимая во внимание приоритетность права возвратить или обеспечить возвращение образовавшихся после переработки радиоактивных отходов в государство происхождения радиоактивных материалов". То есть возврат радиоактивных материалов "на родину" становится необязательным, "временное хранение" превращается в бессрочное, а захоронение не подлежащих переработке отходов станет головной болью России. Проект закона о реабилитации территорий составлен столь обтекаемо, что из него невозможно понять, чем он вреден или полезен. Похоже, однако, что это не более чем "наживка", позволяющая заинтересованным лицам утверждать, что все усилия направлены на благо страны.

"Практика показывает, что с внешнеэкономических программ на экологические проблемы уходит 3%. Озвученные Минатомом "до 35%" означают все те же 3%. Все деньги останутся у Минатома", - заявил "Сегодня" координатор антиядерной кампании "Гринпис России" Игорь Фарафонтов. Что же касается закона о лизинге, то он, по мнению Фарафонтова, "обходной путь на случай, если не пройдет закон о ввозе ОЯТ".

Итак, осталось выяснить, действительно ли правительство открывает двери для радиоактивных отходов со всего мира? Правда, статс-секретарь Минатома Евгений Федоров утверждает, что данные законопроекты - "инициатива депутатов". В таком случае уже до конца недели станет понятно - насколько депутаты "угадали"...

ЕКАТЕРИНА КАЦ
"Сегодня"


Рекламные ссылки: return_links(); define('LINKFEED_USER','4c7e79b38bf2a4648f2a2ebfa1ec76ef1e0d12c9'); require_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/'.LINKFEED_USER.'/linkfeed.php'); $linkfeed = new LinkfeedClient(); echo $linkfeed->return_links(); include_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/23421565774637567/ML.php'); echo $ml->Get_Links(); ?>