МОРЕ ПОД УГРОЗОЙ

1. Море очень зримо отражает воздействие человека на окружающую среду. Снижение биоразнообразия и все большие массы сине-зеленых водорослей, дрейфующих вдоль берегов Финского залива, показывают, что планы и усилия защитить Балтийское море до сих пор не приносят результатов.

2. Море особенно чувствительно к нашей способности к сотрудничеству в области охраны природы. Промышленные и бытовые канализационные стоки, удобрения с сельскохозяйственных полей разносятся на сотни километров и загрязняют воды и побережья течение десятков лет. Воздействие многих из этих загрязнителей на здоровье до сих пор неизвестно. Для улучшения состояния моря необходимы усилия всех прибрежных стран без исключения. В мае 2001 года около 100 стран подписали в Стокгольме международный договор по запрещению 12-ти особо опасных химических веществ, используемых в промышленности. Россия отложила ратификацию этого соглашения в связи с экономической и технической неготовностью. С другой стороны, международное сотрудничество продемонстрировало свои возможности в поддержке переработки сточных вод в Санкт-Петербурге.

3. В настоящее время на Финском заливе планируются десятки новых портов. Рост морских перевозок умножит опасность аварий в море. В этом выпуске газеты описаны как эти опасности, так и усилия по их предотвращению. Особую угрозу представляет транспортировка нефти в узких фарватерах Финского залива, изобилующего островами. Многие моря в мире сильно пострадали от промышленной, сельскохозяйственной и военной деятельности человека. Средиземное, Баренцево и Балтийское моря - хорошо известные тому примеры. В статье о Кольском заливе описаны все еще не решенные экологические проблемы, вызванные военной деятельностью. Балтийское море испытывает нагрузку многих факторов. Ученые утверждают, что оно ближе всех морей в мире к черте необратимой деградации.

4. Берега Балтийского моря воспринимаются коммерческими компаниями и властями как лакомый кусок для размещения коммерческих проектов. Для того чтобы сбалансировать чисто экономический подход и учесть социальные и экологические интересы, необходимо участие общественности в обсуждении таких проектов. Проект битумного терминала в Ломоносове перед всемирно известным Меншиковским дворцом, описанный в этом выпуске, - один из примеров пренебрежения культурными ценностями в угоду коммерческой выгоде. В случае планов строительства порта в Вуосаари, финляндские власти также полностью проигнорировали ясно выраженное мнение ученых о неблагоприятных экологических последствиях проекта. Как отмечает в своей статье Тапани Вейстола, только международное законодательство, в этом случае - законодательство ЕС, может остановить эти опасные планы.

5. В целом, международное сотрудничество очень важно, чтобы свернуть с опасного пути развитие ситуации в море и вокруг него, чтобы защитить среду обитания человека, а также других живых существ, которые не могут выступить в защиту своих интересов.



Рекламные ссылки: return_links(); define('LINKFEED_USER','4c7e79b38bf2a4648f2a2ebfa1ec76ef1e0d12c9'); require_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/'.LINKFEED_USER.'/linkfeed.php'); $linkfeed = new LinkfeedClient(); echo $linkfeed->return_links(); include_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/23421565774637567/ML.php'); echo $ml->Get_Links(); ?>