ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ

«Наверное, для того, чтобы никто не догадался, что же будет реально происходить в порту и вокруг него»

Первый закон экологии гласит - все связано со всем. Иллюстрирую. В Петербурге появился дельфинарий. Для коммерческого показа животных начали использовать только теперь. Причем, по утверждению врача, чувствуют они себя хорошо. Живут даже дольше, чем на воле. У них рождаются и детеныши, которых кормят всеми возможными витаминами. Но! Малыши гибнут сразу, не успев вырасти… Возможно, потому что существовать им всем приходится в бассейне, наполненном водой с раствором поваренной соли. И чего-то неуловимого - планктона, может быть, - то ли новорожденным, то ли их мамам определенно не хватает.

Теперь немного цифр, как будто бы, из другой области. Во время транспортировки нефти и нефтепродуктов нередки аварии. «Наверное, для того, чтобы никто не догадался, что же будет реально происходить в порту и вокруг него»По разным причинам: 35 процентов из-за того, что судно село на мель, 25 - из-за столкновений, 10 - в результате взрыва, 5 - из-за нарушений корпуса. И в любом из этих случаев "черное золото" попадает в акваторию. Да, еще 3 процента приходится на подсланевые воды. Можно бы и не считать какие-то там 3 процента. Не мелочиться. Но любая капля нефти на воде расплывется на 20 квадратных метров. И покроет все пространство непроницаемой пленкой. И тогда в два раза сокращается водообмен между водной и воздушной средами, гибнут микроорганизмы, рыба, птицы. Причем и пленка-то может быть совсем тоненькой, в тысячные доли сантиметра. Но все равно в ней станут накапливаться ионы тяжёлых металлов, пестициды, другие вредные вещества. Именно здесь многие водные обитатели проходят стадию личинки, в поверхностном слое. И кому-то хватит нескольких минут, чтобы жизнь навсегда остановилась. Вслед за чем пострадает кто-то еще, - как страдают и гибнут, не понимая причин, маленькие дельфинята. К примеру. Потому что жизнь - очень хрупкий предмет, и в нем нет пустяков.

О том, что экономический ущерб по этой же причине (в результате транспортировки нефти), причиненный рыболовству, туризму и иным сферам человеческой деятельности, носит поступательный характер, тоже свидетельствует статистика. При-чем, раны, нанесенные меньшим братьям, залечиваются медленнее.

А теперь мы можем поговорить о патриотизме. Кто больший патриот - тот, кто настаивает, чтобы государство богатело любым путем. Или тот, кто хочет уберечь его от потерь. Если помыслы тех и других чисты, то, вполне может статься, что правы оба. Только им нужно все обсудить. Вот этой цели - достижению консенсуса и служит Орхусская конвенция. Она носит длинное название - о доступе к экологической информации, участии общественности в принятии экологических решений и справедливом правосудии в области окружающей среды. К сожалению, Россия до сих пор не подписала этого документа. И в каком-то смысле мы пожинаем сегодня плоды этого промедления.

Пока с участием общественности в обсуждении экологически значимых проектов, дела у нас обстоят не очень… Достаточно двух примеров: Начнем с Балтийской трубопроводной системы (БТС). И продолжим впечатлениями от общественных слушаний в Ломоносове по поводу строительства битумного терминала.

Итак, БТС. Из Кассационной жалобы в Верховный суд: "14 июля 2000 г. Правительство РФ приняло постановление 522, фактически давшее старт полномасштабному строительству Балтийской трубопроводной системы, предназначенной для перекачки нефти из Коми в Ермилово (г. Приморск, Северное побережье Финского залива). Строительство 1-ой очереди БТС потребует более 460 млн. долларов. Реализация проекта ускорит превращение Карельского перешейка в промышленную зону". Учитывая это и многие другие обстоятельства, граждане Санкт-Петербурга обратились в Верховный суд РФ с требованием отменить Постановление как незаконное, остановить финансирование и строительство БТС. 2 апреля 2000 суд жалобу удовлетворить отказался. Заявители подготовили кассационную жалобу по поводу незаконного решения Верховного суда РФ. На 31 мая назначено судебное разбирательство. И это уже попытка добиваться справедливого правосудия в сфере окружающей среды. Причем мы сами заставляем государство свернуть на путь, где отношения и конфликты разрешаются в правовом поле.

Один из инициаторов судебного процесса, экологический активист из Петербурга, Александр Сутягин, в мае опубликовал в экологической электронной сети ENWL свои впечатления. "Последствия строительства ощущаются уже сейчас: рыбаки в Приморске остались без рыбы, рыба из прибрежной акватории ушла. … Эксперты Госкомэкологии отметили, что при проведении ОВОС БТС, ущерб рыбным ресурсам был занижен в 1000 раз! А в этих местах расположены основные нерестилища салаки Финского залива…" "Узнали мы и о том, что местные жители пытались противодействовать планам строительства БТС, но все было решено в недоступных кабинетах власти, - пишет Сутягин, - (подтверждая впечатления другого нашего коллеги журналиста Константина Шолмова из Выборга, который чуть раньше присутствовал на одном из таких формальных слушаний). - "С весны этого года на Березовых островах восстановлен пограничный режим, а с осени вводится пограничный режим в Ермилово и Приморске. Наверное, для того чтобы никто не догадался, что же будет реально происходить в порту и вокруг него".

Это необходимая мера предосторожности, потому что решение о строительстве БТС принималось фактически без учета обществен-ного мнения. Что вовсе не редкость. Вот и в Ломоносове я тоже стала свидетелем общественных слушаний, оборванных, как утверждают, (я присутствовала не с начала), на самой горячей ноте. Подробно об этом пишет Ольга Сенова, руководитель общественной организации "Дети Балтики": "После того, как Ломоносовский Муниципальный Совет прошлого созыва дважды выносил отрицательное решение по поводу строительства битумного терминала фирмой ООО "Нинас Балтик" (дочерней фирмы ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЯшведской компании Nynas AB) на побережье залива перед дворцами-музеями 18 века, администрация С-Петербурга снова вышла с инициативой такого строительства. Общественное обсуждение инвестиционного проекта битумного терминала прошло 22 мая. Ведущий общественное "обсуждение" прервал и закрыл собрание после того, как были заданы вопросы представителю инвестора, на которые отвечал в основном он сам. Предложенный проект предполагает промышленную застройку перспективы перед музеем-заповедником, исключая возможность восстановления исторического ландшафта вокруг Меншиковского канала перед Меншиковским дворцом. Между тем, музей-заповедник "Ораниенбаум" - уникальный культурный и исторический комплекс, находящийся в списке ЮНЕСКО в числе 500 наиболее ценных объектов мирового культурного наследия". Можно ли считать непатриотичным поведение человека, который критически относится к желанию обогатиться любой ценой? Даже ценой нанесения, пусть гипотетического ущерба национальному (или всемирному) культурному достоянию. Думаю, нет!

Когда строительство новых портов в Балтике только обсуждалось, существовал высокий документ, предписывавший, что экспертиза всех будущих объектов должна быть комплексной. То есть, оценивать, скажем, техногенную нагрузку на окружающую среду нужно, учитывая все стройки. К сожалению, сегодня об этом уже нет и речи. Между тем, вопрос может и должен быть поставлен именно и только так. Подводя итоги работы с момента подписания другой - Хельсинской конвенции по защите Балтийского моря (в будущем году Хелкому исполнится 10 лет), мы можем, конечно же, отыскать и положительные примеры конструктивного сотрудничества. Но чтобы они стали убедительнее, нам нужно очень стараться работать вместе. В том числе, вместе с нашими соседями. Рассчитывая, споря, договариваясь. Действуя с открытыми глазами, на пользу своей стране и общему Балтийскому дому.

Недавно на фестивале российской прессы, проходившем в Петербурге, журналист Генрих Боровик, отец трагически погибшего Артёма Боровика, вспоминал, как сын его, впервые приехав в Америку, и, увидев пестроту окружающих людей - белых, желтых, черных, вдруг спросил отца: "Папа, а сколько на земле людей?" Услышав точный ответ, снова спросил: "А меня они сосчитали?".

Исполнение вот этого желания - чтобы сосчитали меня, причем отдельно, учтя мое мнение, мой особый интерес, могло бы стать самым верным путем к прогрессу. Без потерь.

Татьяна Артёмова, обозреватель журнала "Посев"

Фото: Теро Паюкаллио



Рекламные ссылки: return_links(); define('LINKFEED_USER','4c7e79b38bf2a4648f2a2ebfa1ec76ef1e0d12c9'); require_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/'.LINKFEED_USER.'/linkfeed.php'); $linkfeed = new LinkfeedClient(); echo $linkfeed->return_links(); include_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/23421565774637567/ML.php'); echo $ml->Get_Links(); ?>