|
Порт в Вуосаари противоречит природоохранной программе "Natura 2000" Тапани Вейстола Самым спорным проектом в Финляндии в настоящий момент можно назвать строительство порта в Вуосаари. Осуществление этого проекта может нанести ущерб территориям, входящим в программу "Natura 2000" - программу Европейского Союза по охране природы - и тем самым может стать важным прецедентом в международном плане по охране и использованию таких территорий. Власти Хельсинки готовы переместить торговые порты, расположенные в центре города в районах Сёрняйнен и Лянсисатама, в восточную часть города в сторону Вуосаари. Освободившиеся территории портов могут быть использованы под офисное и жилищное строительство, что выгоднее с экономической точки зрения. Более рентабельные пассажирские порты, однако, могли бы остаться в центре города. Со строительством порта в Вуосаари грузооборот портов Хельсинки может возрасти от семи до двенадцати миллионов тонн, и он может более эффективно конкурировать, например, с новым портом в г. Котка. Однако с точки зрения региональной политики такое решение нельзя считать целесообразным, учитывая, что власти столицы рассчитывают на участие государства в финансировании строительства морских и сухопутных транспортных связей в сумме одного миллиарда финских марок. На данный момент экономическое развитие и так сосредоточено практически только на территории финляндской столицы. В новый порт по рельсам через охраняемую территорию? Если проект осуществится, новый порт будет расположен рядом с охраняемыми природными территориями - рощами в районе Муставуори и местами гнездования и отдыха водоплавающих птиц в районе Ёстерсундом. Эта территория входит в сеть охраняемых территорий ЕС в рамках программы "Natura 2000" на основе Директивы по охране природных птиц, а также Директивы по охране биотопов. В программу "Natura 2000" введен новый принцип охраны прилегающей зоны, согласно которому запрещается подвергать природные ценности отрицательному влиянию даже из-за пределов самой охраняемой природной территории, и этот принцип будет нарушен. Кроме этого, есть намерение построить железную дорогу в порт и железнодорожный мост через бухту Порваринлахти прямо через охраняемые территории. По сведениям Министерства окружающей среды и специалистов, проект по строительству нанесет существенный ущерб природным ценностям территории. Правительство может дать специальное разрешение подобному проекту только в том случае, если оно не противоречит общественным интересам и является безальтернативным. Спор об оценке вредного влияния Политики, оказывающие поддержку данному проекту, хотели сначала обойти длительный и небезопасный процесс сравнения с альтернативными проектами. Несмотря на возражения министра окружающей среды Сату Хасси (Партия зеленых), министры от остальных партий проголосовали за резолюцию правительства, согласно которой проект строительства порта якобы не оказывает особо вредного влияния на территорию "Natura 2000". Так сложилась ситуация, при которой осуществление проекта даже не нуждалось в специальном разрешении. "Неправомерным в решении правительства об оценке вредного влияния было все: сторона, принявшая решение, стадия рассмотрения и содержание решения", отметил главный секретарь Общества охраны природы Финляндии Эско Йоутсамо. Это решение было обжаловано также природоохранной организацией "BirdLife" и Всемирным Фондом Дикой Природы "WWF". В декабре 2000 г. Верховный административный суд Финляндии постановил, что решение правительства не имеет юридической силы, а правительство не являлось полномочным органом для проведения оценки экологически вредного влияния. "Если решение правительства о строительстве порта в Вуосаари осталось бы в силе, это создало бы прецедент, ставящий под угрозу все охраняемые территории программы "Natura 2000". К тому же этот прецедент мог бы использоваться также в других странах - членах ЕС", - продолжает главный секретарь Йоутсамо. На основе решения суда министр окружающей среды Хасси заявила в январе 2001 года, что проект окажет особо вредное влияние на охраняемую территорию и поэтому требует специального разрешения в соответствии с программой "Natura 2000". Министр Хасси уже обратилась к Министерству транспорта и связи с просьбой о выдаче заключений о необходимости проекта и об альтернативных возможностях. Министерство уже дало заключение, что не видит альтернатив, что вызвало массу вопросов природоохранных ассоциаций. Спор об альтернативах Возникший спор об альтернативных решениях - настолько же важный прецедент в программе "Natura 2000", как и спор о том, кто должен был дать оценку вредного влияния. В настоящее время в столице и ее окрестностях расположено несколько портов, которые город мог бы использовать вместо постройки нового порта. К тому же в распоряжении Хельсинки находится небольшой порт на запад от столицы в районе Пиккала в Киркконумми. Если правительство проголосует за то, что проект по строительству порта в Вуосаари безальтернативен, то это решение может быть обжаловано как в Финляндии, так и в ЕС. Тогда, несмотря на принятие решения о строительстве и получение всех необходимых разрешений и финансирования, природа на территории осталась бы в покое до получения результатов обжалования на многие годы. Кроме этого, в случае постройки порта вред, причиненный территориям, входящим в "Natura 2000", необходимо возместить, например, создав новую охраняемую территорию. Таким образом, сеть охраняемых территорий ЕС не пострадает. Программа "Natura 2000" - модель будущего? Без программы "Natura 2000" новый порт в Вуосаари уже давно был бы построен. Если судебные органы будут до конца стоять на своем, проект останется неосуществленным. Директива об охране биотопов и программа "Natura 2000" принесут с собой множество новых аспектов, которые могут послужить основой для более распространенного международного стандарта. В него могли бы войти, например, принцип охраны прилегающей зоны, право на строительство порта по специальному разрешению только в том случае, если не будут найдены альтернативные территории, обязательная компенсация причиненного вреда охраняемой природной территории и т. д. Важно отметить, что и в России территории для гнездования и отдыха птиц (Important Bird Areas, IBA), имеющие международное значение согласно определению природоохранной организации "BirdLife International", должны, по мнению Европейской комиссии, входить в состав территорий "Natura 2000". Концерны стран - членов ЕС должны относиться с уважением к подобным нормам ЕС также на территории России. Директивы ЕС об охране биотопов и справочник "Managing Natura 2000 sites" (Использование и уход за территориями, входящими в программу "Natura 2000") доступны на финском и английском языках в Интернете по адресу: europa.eu.int/comm/environment/nature/legis.htm. Тапани Вейстола является руководителем проекта "Natura 2000" в Обществе охраны природы Финляндии. Перевод: Маарит Мяки и Кристель Хюннинен |
|