Жилищное и портовое строительство угрожает побережью Эстонии

Побережье Эстонии находится под угрозой массивного жилищного и портового строительства, как это уже произошло в Финляндии и Швеции

Эстония - морское государство с оживленными портами и активным грузовым и пассажирским движением. Количество туристов, ежегодно прибывающих в Эстонию морским путем, превышает число жителей страны. Большинство туристов приезжают в Таллинн из Хельсинки на паромах. Коммерческий туризм становится одним из самых важных источников дохода для Эстонии, поэтому постоянно ведутся работы по расширению и развитию пассажирских портов. Это расширение необходимо осуществлять таким образом, чтобы старые грузовые порты были перемещены за пределы центра Таллинна, потому что шум и загрязнения от их работы вызывают недовольство жителей. Перестройка грузовых портов в пассажирские, а также строительство причалов для яхт было бы положительным явлением.

Кроме массового туризма на маршрутах паромов Хельсинки-Таллинн и Стокгольм-Таллинн, иностранцы все чаще прибывают в Эстонию на своих яхтах. Для таких яхт построено и реконструировано несколько портов в западной Эстонии и на островах. Постоянно возрастающее пассажирское движение влияет на природу, но до сих пор вред, наносимый окружающей среде, находится в допустимых пределах, и ситуация остается под контролем.

Эстония не готова к авариям танкеров

Большая часть торгового оборота Эстонии с другими странами осуществляется морским путем. Характерным для грузовых перевозок морским транспортом является большое количество транзитных перевозок. В 2000 г. объем импорта и экспорта через порты составил 13 миллионов тонн, а объем транзита через Эстонию - 26 миллионов тонн. Большинство транзитных грузов составляют нефтепродукты, которые привозятся в порты Эстонии из России по железной дороге.

Для частных компаний, занимающихся транзитом, перевозка нефтепродуктов приносит огромные прибыли; транспортировка нефти составляет значительную часть валового внутреннего продукта Эстонии. Поэтому неудивительно, что правительство Эстонии относится положительно к инфраструктурным проектам, связанным с нефтеперевозкой, даже несмотря на то, что торговые отношения с Россией нестабильны, а транспортировка нефти серьезно угрожает окружающей среде. Между тем, готовность Эстонии к крупным авариям танкеров ограничена.

Таблица 1.

Фрахтовые перевозки грузов через порты Эстонии в 1994-2000 гг.
(в миллионах тонн).

Вид перевозки   /   год

1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000

Экспорт

2,45 3,97 4,17 5,62 5,86 7,63 9,30

Импорт

0,99 1,84 2,25 2,86 3,14 3,00 3,35

Транзит через Эстонию

5,49 8,41 9,29 13,14 18,87 20,96 25,99

Итого

8,79 15,71 17,69 23,25 27,36 34,36 39,77

В настоящее время большинство нефтеперевозок осуществляется через порт Мууга, расположенный недалеко от Таллинна. Во многих других портах планируются работы по расширению и увеличению портовых мощностей. Такие работы уже начались в грузовом порту Пальдиски, бывшей базе советских подводных лодок. Подобное будущее ожидает также города Силламяе, Кунда и коммуну Асери на северо-востоке Эстонии.

Хотя нефтяные порты восточного побережья Балтийского моря не используются в полном объеме, уже ведутся работы по увеличению портовых мощностей, что, в свою очередь, приведет к их неполной загрузке. Несомненно, предстоящие банкротства и увольнения повлияют и на социальную ситуацию в Прибалтике. Россия строит новые нефтяные порты в Усть-Луге и Приморске, так что объем нефтеперевозок через Прибалтику может сократиться.

Влияние на природу побережья

Как ни странно, но побережье Эстонии с его совершенно своеобразной природой сохранилось именно благодаря строгим запрещениям со стороны пограничных властей Советского Союза. Поэтому сейчас, когда эти ограничения сняты, прибрежная зона активно застраивается. Влияние на природу побережья

Благодаря решительной и систематической деятельности эстонских природоохранных организаций, не осуществились планы по строительству порта для яхт и круизных судов на острове Сааремаа в Ундве рядом с заповедником по охране птиц, имеющим европейское значение. С другой стороны, есть примеры непоправимого ущерба, нанесенного природе побережья. Так, в начале 2001 года во время строительства нового жилищного района в Таллинне на мысе Какумяе было срыто более километра крутого, красивого берега.

В связи с экономическим ростом в Эстонии и вступлением страны в ЕС, застройщики будут продолжать оказывать активное давление на природу прибрежной зоны, поэтому активистам по охране природы предстоит еще много работы. Будем надеяться, что Эстонии удастся сохранить свое побережье в значительной степени нетронутым.

Пееп Мардисте, координатор общества "Друзья Земли", Эстония
Член правления Коалиции "Чистая Балтика"

Перевод Маарит Мяки и Кристель Хюннинен



Рекламные ссылки: