|
Жилищное и портовое строительство угрожает побережью Эстонии
Побережье Эстонии находится под угрозой массивного жилищного и портового строительства, как это уже произошло в Финляндии и Швеции
Эстония - морское государство с оживленными портами и активным грузовым и пассажирским движением. Количество туристов, ежегодно прибывающих в Эстонию морским путем, превышает число жителей страны. Большинство туристов приезжают в Таллинн из Хельсинки на паромах. Коммерческий туризм становится одним из самых важных источников дохода для Эстонии, поэтому постоянно ведутся работы по расширению и развитию пассажирских портов. Это расширение необходимо осуществлять таким образом, чтобы старые грузовые порты были перемещены за пределы центра Таллинна, потому что шум и загрязнения от их работы вызывают недовольство жителей. Перестройка грузовых портов в пассажирские, а также строительство причалов для яхт было бы положительным явлением.
Кроме массового туризма на маршрутах паромов Хельсинки-Таллинн и Стокгольм-Таллинн, иностранцы все чаще прибывают в Эстонию на своих яхтах. Для таких яхт построено и реконструировано несколько портов в западной Эстонии и на островах. Постоянно возрастающее пассажирское движение влияет на природу, но до сих пор вред, наносимый окружающей среде, находится в допустимых пределах, и ситуация остается под контролем.
Эстония не готова к авариям танкеров
Большая часть торгового оборота Эстонии с другими странами осуществляется морским путем. Характерным для грузовых перевозок морским транспортом является большое количество транзитных перевозок. В 2000 г. объем импорта и экспорта через порты составил 13 миллионов тонн, а объем транзита через Эстонию - 26 миллионов тонн. Большинство транзитных грузов составляют нефтепродукты, которые привозятся в порты Эстонии из России по железной дороге.
Для частных компаний, занимающихся транзитом, перевозка нефтепродуктов приносит огромные прибыли; транспортировка нефти составляет значительную часть валового внутреннего продукта Эстонии. Поэтому неудивительно, что правительство Эстонии относится положительно к инфраструктурным проектам, связанным с нефтеперевозкой, даже несмотря на то, что торговые отношения с Россией нестабильны, а транспортировка нефти серьезно угрожает окружающей среде. Между тем, готовность Эстонии к крупным авариям танкеров ограничена.
Таблица 1. Фрахтовые перевозки грузов через порты Эстонии в 1994-2000 гг. (в миллионах тонн).
Вид перевозки / год |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Экспорт |
2,45 |
3,97 |
4,17 |
5,62 |
5,86 |
7,63 |
9,30 |
Импорт |
0,99 |
1,84 |
2,25 |
2,86 |
3,14 |
3,00 |
3,35 |
Транзит через Эстонию |
5,49 |
8,41 |
9,29 |
13,14 |
18,87 |
20,96 |
25,99 |
Итого |
8,79 |
15,71 |
17,69 |
23,25 |
27,36 |
34,36 |
39,77 |
В настоящее время большинство нефтеперевозок осуществляется через порт Мууга, расположенный недалеко от Таллинна. Во многих других портах планируются работы по расширению и увеличению портовых мощностей. Такие работы уже начались в грузовом порту Пальдиски, бывшей базе советских подводных лодок. Подобное будущее ожидает также города Силламяе, Кунда и коммуну Асери на северо-востоке Эстонии.
Хотя нефтяные порты восточного побережья Балтийского моря не используются в полном объеме, уже ведутся работы по увеличению портовых мощностей, что, в свою очередь, приведет к их неполной загрузке. Несомненно, предстоящие банкротства и увольнения повлияют и на социальную ситуацию в Прибалтике. Россия строит новые нефтяные порты в Усть-Луге и Приморске, так что объем нефтеперевозок через Прибалтику может сократиться.
Влияние на природу побережья
Как ни странно, но побережье Эстонии с его совершенно своеобразной природой сохранилось именно благодаря строгим запрещениям со стороны пограничных властей Советского Союза. Поэтому сейчас, когда эти ограничения сняты, прибрежная зона активно застраивается.
Благодаря решительной и систематической деятельности эстонских природоохранных организаций, не осуществились планы по строительству порта для яхт и круизных судов на острове Сааремаа в Ундве рядом с заповедником по охране птиц, имеющим европейское значение. С другой стороны, есть примеры непоправимого ущерба, нанесенного природе побережья. Так, в начале 2001 года во время строительства нового жилищного района в Таллинне на мысе Какумяе было срыто более километра крутого, красивого берега.
В связи с экономическим ростом в Эстонии и вступлением страны в ЕС, застройщики будут продолжать оказывать активное давление на природу прибрежной зоны, поэтому активистам по охране природы предстоит еще много работы. Будем надеяться, что Эстонии удастся сохранить свое побережье в значительной степени нетронутым.
Пееп Мардисте, координатор общества "Друзья Земли", Эстония
Член правления Коалиции "Чистая Балтика"
Перевод Маарит Мяки и Кристель Хюннинен
|
|