В ФИНСКОМ ЗАЛИВЕ РАСТЁТ РИСК НЕФТЯНОЙ АВАРИИ

Планируются отдельные фарватеры для судов, плывущих на запад и на восток

В Финском заливе наблюдается мощный подъём судоходства. Все три страны, находящиеся у залива - Россия, Финляндия и Эстония - строят новые порты и намерены повышать эффективность уже действующих портов. Объемы транспортировки нефти на Балтийском море за шесть лет удвоились и составляют сегодня 40 млн тонн в год. Согласно оценкам, эта цифра достигнет 80 млн тонн в год после того как будет построен Приморский нефтяной терминал и расширен нефтяной терминал в Мууге недалеко от Таллинна.

Фарватеры тяжелых нефтеналивных танкеров, которые движутся с востока на запад и с запада на восток, пересекают фарватеры пассажирских судов, крейсирующих между Финляндией и Эстонией. Ежегодно шесть миллионов пассажиров пользуются паромами между Хельсинки и Таллинном; каждый день более тридцати судов проходит этим маршрутом. Риск аварии растёт, когда быстрые катамараны вынуждены пересекать фарватеры нефтеналивных танкеров в узком Финском заливе.

Финский залив. Судоходные фарватеры.

"Финский залив - весьма уязвимая и мелкая акватория. Когда в заливе появляется всё больше и больше нефтеналивных танкеров объёмом от 100 до 150 тысяч тонн, становятся вполне возможными аварийные разливы даже 10 тысяч тонн нефти", - говорит исследователь Государственного научно-исследовательского технического института Финляндии Йорма Рюткёнен. Аварийный разлив 10 тысячи тонн нефти соответствует ущербу, нанесённому французским танкером "Эрика", который переломился надвое у полуострова Бретань.

Й.Рюткёнен сравнивает уязвимость Финского залива с остальными частями Балтийского моря: если происходит аварийный разлив нефти посередине Балтийского моря, нефть достигнет берега приблизительно через неделю. В Финском заливе нефть будет на берегу менее чем через два дня. Кроме того, залив богат островами, то есть береговые линии имеют большую протяженность, что затрудняет очистку после аварии. В зимнее время риск возрастает из-за ледяного покрова.

Система управления ещё не работает как следует

Российские, финляндские и эстонские власти планируют повышать безопасность мореплавания путём введения в эксплуатации радиолокационного наблюдения за судами, которое похоже на систему управления полётами. Эта система позволит постоянно наблюдать за движением судов и управлять им. Система связи и управления движением судов (Vessel Traffic Management and Information Services VTMIS) состоит из сети станций управления в России, Финляндии и Эстонии. Обязательным условием успешной работы системы является договорённость о разделении ответственности между станциями и о передаче данных.

Что касается Финляндии, все станции управления практически готовы. Россия имеет одну станцию у Санкт-Петербурга, но должна ещё построить новые станции на берегах Финского залива. Вопрос финансирования строительства этих станций пока не решен. Однако самые большие недостатки эта система имеет в Эстонии.

"Такая же система уже работает, например, на берегах Германии и в проливе Ла Манш. В Финляндии мы намерены ввести систему в эксплуатации в начале 2004 года", - рассказывает начальник морского ведомства Финляндии Маркку Мюллю.

Чтобы улучить безопасность мореплавания, предложены полосы одностороннего движения для судов. Согласно этому предложению, суда, плывущие на запад, должны выбрать полосу ближе к северному берегу, а суда, плывущие на восток - южную полосу. Между полосами находится широкая зона.

Однокорпусные танкеры будут запрещены

В апреле Международная организация судоходства приняла решение поэтапно к 2015 году запретить движение особо опасных однокорпусных танкеров. Танкеры, находящиеся в очень плохом состоянии, следует изъять из употребления уже к 2007 году. Сегодня почти каждый третий танкер имеет только один корпус.

Всемирный фонд дикой природы (WWF) отметил, что это решение разрешит даже после 2015 года на определённых условиях перевозить нефть однокорпусными танкерами до того, как им исполнится 25 лет. Страны имеют право запрещать прибытие таких танкеров в свои порты, но они будут вынуждены разрешать их движение в своих территориальных водах.

Всемирный фонд дикой природы предложил включить Финский залив или некоторые его части в список особо уязвимых акваторий, что позволило бы изъять опасные танкеры из движения даже быстрее, чем к 2015 году. Министры, которые принимают участие во встрече ХЕЛКОМ, имеют возможность улучшить безопасность судоходства, предложив такой статус для Финского залива.

Текст: Йоонас Пёрсти

Перевод: Минна Суракка



Рекламные ссылки: return_links(); define('LINKFEED_USER','4c7e79b38bf2a4648f2a2ebfa1ec76ef1e0d12c9'); require_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/'.LINKFEED_USER.'/linkfeed.php'); $linkfeed = new LinkfeedClient(); echo $linkfeed->return_links(); include_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/23421565774637567/ML.php'); echo $ml->Get_Links(); ?>