ПОРТОВАЯ ЛИХОРАДКА
Михаил Евдокимов, Ольга Сенова
Финский залив омывает берега трех государств - России, Финляндии и Эстонии, - каждое из которых ведёт независимую политику строительства портов и морских перевозок.
В России губернаторы Санкт-Петербурга и Ленинградской области как будто устроили соревнование - кто больше построит портов. Вот их неполный перечень на российском побережье залива: Выборг, Высоцк, Приморск, Санкт-Петербург, Ломоносов, Кронштадт, бухта Батарейная, Усть-Луга. Только стратегический план развития южного берега Финского залива, созданный в 1998 году тремя административными районами Cанкт-Петербурга и Ленинградской области, включает развитие пяти портовых зон на протяжении 45 километров побережья, большая часть которого охраняется международной Рамсарской конвенцией как жизненно важная территория для отдыха водоплавающих птиц на пути миграции.
Создатели всех этих проектов никогда не рассматривают способность природы воспринять суммарную нагрузку портовых зон и промышленных объектов, расположенных вблизи друг друга. Забывается и о том, что на побережьях залива расположено множество культурных и исторических ценностей. Подобные проекты требуют тщательного многостороннего анализа и учёта мнения населения. Однако и с тем, и с другим дела обстоят неважно.
Город Ломоносов иллюстрирует описанную выше ситуацию как нельзя более ярко. Этот город украшает прекрасный дворцово-парковый ансамбль "Ораниенбаум" начала 18 века, спланированный с учетом прибрежного расположения. Этот музей-заповедник является уникальным культурным и историческим комплексом, находящимся в списке ЮНЕСКО как один из 500 наиболее ценных объектов мирового культурного наследия.
Сегодня на территории Ломоносова при уже существующих нескольких причальных сооружениях военного порта, рыболовецкого хозяйства, недостроенного бензинового терминала финской фирмы "Несте", планируется контейнерный порт Ломоносовской фирмы "Янтарь" и настойчиво продвигается проект строительства битумного терминала фирмы "Нинас Балтик" (дочерней кампании шведской фирмы Nynas AB) перед дворцовым комплексом "Ораниенбаум".
Два года назад Муниципальный Совет Ломоносова дважды выносил решение о несогласии с постройкой битумного терминала в исторической части города. В этом году Администрация Санкт-Петербурга снова инициировала этот проект, игнорируя эти решения. Общественные слушания проекта, прошедшие 22 мая этого года в Ломоносове, вылились в фарс. После того как были заданы вопросы представителю инвестора, ведущий собрание глава Ломоносовской Администрации г-н Рябов объявил слушания законченными, отказавшись дать слово представителям общественных организаций и депутатам Муниципального Совета.
Между тем, существует альтернативный вариант - строительство битумного терминала в четырех километрах к западу от дворцов, рядом с недостроенным бензиновым терминалом "Несте". Это решение устроило бы и фирму "Несте", заинтересованную в объединении с "Нинас Балтик" ресурсов для строительства причальной зоны. При этом сохранится возможность восстановления исторического ландшафта центра Ломоносова. Не будут утрачены рекреационные возможности побережья. У города останется перспектива развивать внутренний и международный туризм. Но этот вариант нежелателен инвестору, потому что дополнительные вложения уменьшили бы его ожидаемую сверхприбыль.
Если терминал для импорта битума в Ломоносове будет построен, то побережье украсится битумными баками, которые будут "радовать глаз" тех, кто захочет полюбоваться морем со ступенек старинных дворцов или дворцами со стороны моря. Машины с битумом будут курсировать по Петергофскому шоссе рядом с бензовозами "Несте" мимо дворцов Ломоносова, Петродворца, Стрельны. Нефтепродукты будут перевозиться по заливу все более интенсивными встречными потоками.
Противостоять превращению культурных и природных ценностей в портовые зоны нам нужно всем вместе, чтобы и мы, и наши дети жили в красивых и чистых городах на берегу нашего общего Финского залива.
Михаил Евдокимов - депутат Муниципального Совета г. Ломоносов, председатель Региональной общественной организации инвалидов "Диабетическое общество "Рамбов"
Ольга Сенова - председатель Правления молодежной организации "Дети Балтики"
|