|
Устойчивая энергетика: международный, федеральный и региональный аспекты
Людмила Романюк
К началу третьего тысячелетия стало очевидным, что человечество в лихорадочной гонке производства и неумеренного потребления жизненных благ вошло в противоречие с законами развития биосферы и поставило под вопрос возможность продолжения собственного существования. Энергетика, являясь ключевым фактором социально-экономического развития, внесла значительный вклад в обострение проблемы ограниченности запасов энергетических ресурсов и в усугубление необратимых последствий техногенного воздействия человека на окружающую среду.
Цель - устойчивая энергетика
Осознание трагических последствий продолжения прежнего пути развития привело к ряду исторических событий, ключевым среди которых, несомненно, является Всемирная Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. Понимая неизбежность экономического роста, мировое сообщество сформулировало три основные задачи энергетики будущего: нерасточительное использование энергоресурсов, эффективное использование энергии, и увеличение использования возобновляемых (альтернативных) энергоресурсов.
Вопрос о том, проводить ли политику "устойчивой энергетики" уже не стоит. Это обязательная задача, решение которой касается всех, а не только нескольких "избранных" стран. Международное сообщество интенсивно развивает инициативы в этом направлении.
Поскольку спрос на энергию является производным спросом (потребители потребляют и оплачивают не саму энергию, а энергетические услуги - отопление, освещение, кондиционирование, работу транспорта), международное сообщество направляет новые политические инициативы в первую очередь на улучшение качества этих услуг, а также на либерализацию внутренних энергетических рынков. Последнее открывает доступ на рынки новым участникам процесса (мелким производителям), что способствует росту использования возобновляемых источников энергии и систем когенерации (систем комбинированной выработки тепла и электроэнергии) малой и средней мощности. На повестке дня - вопрос о готовности национальных правительств к гармонизации энергетических рынков (налоги, цены на энергоносители и энергетические услуги, единые энергосети и т. п.).
Энергетический потенциал России
Россия в ходе великих "перестроечных" преобразований, разрушив основы командно-административной системы, осталась "энергетической сверхдержавой" - обладателем одного из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. На ее территории сосредоточено свыше 32 % мировых разведанных запасов газа, 13 % нефти и 25 % угля. Ежегодное производство первичных энергоресурсов составляет более 11 % от мирового производства.
Богатейшие природные и энергетические ресурсы России - это ее несомненное конкурентное преимущество, весомый интеграционный потенциал и бесценный капитал. Однако этим капиталом должно распоряжаться так, чтобы не решать проблемы сегодняшнего дня за счет будущих поколений. Следует напомнить, что выгоду в торговле энергоресурсами всегда получает покупатель. Доход, получаемый от использования на российских предприятиях единицы энергоресурсов (исчисленный в объеме внутреннего валового продукта) более чем в 10 раз превышает доход от продажи этой единицы энергоресурсов другим странам. Доход же страны - покупателя, технически более оснащенной в области переработки энергоресурсов, более чем в 20 раз превышает затраты на покупку ресурса. Таким образом, прямая продажа энергоресурсов наносит тройной экономический ущерб России: собственно от неиспользования энергоресурсов для наращивания экономического потенциала и увеличения рабочих мест в своей стране, опосредовано - от стабилизации производства в странах - потребителях энергоресурсов и, непосредственно, от экологического ущерба, нанесенного природным комплексам, который трудно представить в стоимостных оценках.
Из этого не следует, что Россия не должна продавать энергоресурсы. Следует, очевидно, формировать их цивилизованный рынок с эффективным государственным контролем за деятельностью компаний-операторов. Российские энергоресурсы должны стать стабилизирующим фактором на европейском континенте, залогом устойчивого экономического развития стран и регионов.
Одна из ключевых проблем, разрешение которых требует нетрадиционных подходов в российских условиях - проблема экономической оценки воздействия топливно-энергетического комплекса на природную среду и здоровье населения. Существующая система эколого-экономического регулирования основана на лимитировании выбросов и сбросов. Предприятия осуществляют платежи за нормативные выбросы и сбросы, повышенные платежи за сверхнормативное воздействие, а также штрафы в случае аварийных или нелегальных выбросов и сбросов. Эти платежи включаются в стоимость тепловой и электрической энергии и взимаются с потребителя. Парадокс состоит в том, что потребитель платит тем больше, чем более грязным воздухом дышит, а у производителей нет стимула предотвращать выбросы и сбросы.
Центром Экологической Безопасности РАН предлагается принципиально новая модель экологического налогообложения, состоящая во введении "квот экологической безопасности" в тарифы на тепло и электроэнергию. "Зеленые" налоги - несомненное достижение западной энергетической политики - не приживутся на российской почве в нынешней экономической ситуации. Выделение же экологических квот в тарифах окажется менее болезненным, их рост будет обеспечен ростом самих тарифов, а средства, получаемые таким образом, могут быть высвобождены и направлены на природоохранные цели.
Для первого шага реализации такой энергетической политики "тарифный" эксперимент можно было бы отработать в пилотном регионе, например, регионе Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Особенности энергетики Северо-Запада России
При постановке вопроса об устойчивой энергетике на Северо-Западе России в первую очередь сталкиваешься с проблемой АЭС. Как известно, на Ленинградской атомной электростанции работает четыре реактора чернобыльского типа. Предельный срок эксплуатации старейшего из них будет достигнут уже через три года, и мы вступим в период его сверхнормативной эксплуатации, поскольку уже сейчас существуют планы продления работы реакторов этого типа на 10 лет. Очевидно, что экономические интересы в данном случае возобладали над здравым смыслом и интересами экологическими. Нерешенной остается и проблема отработанного ядерного топлива. Есть и третья, менее дискутируемая проблема - проблема ядерного горючего: его сейчас производится в России меньше, чем потребляется, а недостающая часть берется из госрезерва, откуда оно идет и на экспорт. В нынешних условиях возможен неконтролируемый расход горючего, что также чревато непредсказуемыми последствиями.
Наш регион, который в отличие от других регионов России энергоизбыточен, следовало бы сделать пилотным для отработки процесса последовательной остановки отработавших свой срок атомных реакторов с одновременным поэтапным вводом новых энергетических мощностей, обеспечивающих устойчивое экологически безопасное социально-экономическое развитие региона. Время для реализации такого плана действий пока есть.
Обсуждая "энергетическую устойчивость" региона, следует иметь в виду также тот факт, что все виды топлив, используемых для получения электроэнергии и тепла, а это - газ, уголь, мазут - поставляются на Северо-Запад из других регионов России, т. е. регион является "энергоресурсозависимым". Между тем, здесь есть практически все виды альтернативных (возобновляемых и невозобновляемых) энергоресурсов: гидроэнергия, гидротермальная энергия, торф, отходы лесной промышленности, органические отходы, мелкие газовые скопления, ветровой потенциал.
Можно спорить о стратегической целесообразности, экономической эффективности и экологической безопасности их использования, но нельзя не согласиться, что необходима адекватная оценка энергоресурсного потенциала на случай необходимости его включения в топливно-энергетический баланс региона. Пока же отдельные пилотные проекты выполняются не в соответствии со стратегической программой развития, а благодаря расширяющемуся международному сотрудничеству в регионе.
Однако основным возобновляемым энергоресурсом сейчас и на ближайшие годы будет энергосбережение. По экспертным оценкам, возможности сбережения энергии здесь достигают 40 %, и этот потенциал может быть эффективно использован при внедрении энергосберегающих технологий, что не требует больших затрат.
В настоящее время Правительством Ленинградской области в лице специально созданного в 1997 г. Комитета по топливу и энергетике начата работа по созданию региональной системы управления энергосбережением и эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов. Основные усилия направлены оптимизацию структуры топливного баланса. Помимо этого, Комитетом разрабатываются механизмы финансирования процессов энергосбережения за счет средств областного бюджета, средств Фонда централизованных поставок топлива, установления индивидуальных тарифов предприятиям с выделением в структуре тарифа средств на энергосбережение, а также включения инвестиционной составляющей.
Такие действенные шаги на административном уровне дают повод предположить, что регион в целом имеет достаточно обоснованные перспективы развития энергетики. Важно, чтобы в этом процессе нашли воплощение все положительные инициативы, направленные на всестороннее развитие процессов устойчивого социально-экономического экологически безопасного развития в регионе, которые могли бы в дальнейшем распространяться Федеральным правительством на другие регионы
Фото: Людмила Романюк
Людмила Павловна Романюк - кандидат
физико-математических наук,
ученый секретарь Научно-исследовательского Центра
экологической безопасности Российской Академии Наук,
заведующая лабораторией информационно - аналитических систем;
выпускающий редактор научно-информационного бюллетеня
"Экологическая Безопасность"; лауреат премии Фонда Балтийского моря 1999 года.
|
|